СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения грамматике как способ повышения эффективности процесса обучения и качества знаний обучающихся 7-8 классов на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен опыт работы по использованию активных методов обучения для обучения грамматики на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения грамматике как способ повышения эффективности процесса обучения и качества знаний обучающихся 7-8 классов на уроках английского языка»

Активные методы обучения грамматике

как способ повышения эффективности процесса обучения и качества знаний обучающихся 7-8 классов на уроках английского языка


Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, т.к. через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся.

Грамматика английского языка, как и любого другого, занимается изучением строения и изменения слов, видов словосочетаний и типов предложений. Иными словами, это определенный свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. С помощью теоретических знаний грамматики мы овладеваем строем языка и формируем навыки правильного построения речи.

Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у обучающихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов коммуникативных умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Изучение разнообразных грамматических явлений английского языка представляет определённую трудность для обучающихся. И одна из главных трудностей – это изучение видовременных форм английского глагола. Если просмотреть грамматический материал, который изучается в течение нескольких лет в средней школе (Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Continuous ,Future Perfect, Present Simple Passive и множество структур), то никакой системы в списке грамматических упражнений и структур нет. Такой является методика изучения иностранного языка.

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пассивный минимум материала. Активный грамматический материал отбирается с учётом распространённости его использования в устной и письменной речи. Именно активная грамматика изучается в средней школе. Перед тем, как ввести то, или иное грамматическое явление при помощи активных методов обучения учителю необходимо учесть такие факторы:

  • принцип изучения материала от легкого к трудному, от простого к сложному;

  • потребность коммуникации, т. е. необходимость изучать прежде всего те грамматические явления, без которых невозможно обеспечить практические потребности речи (умение говорить, понимать речь на слух, читать, писать) в пределах отобранной для данного года обучения тематики;

  • достаточный лексический запас, который может обеспечить возможность развития автоматизмов.

Если на определённом этапе обучения учащиеся обладают ограниченным запасом лексики и новое грамматическое явление не может в связи с этим быть употреблено в различных ситуациях или проиллюстрировано достаточным количеством примеров, то его изучение следует отнести на более поздний период, иначе обучение может принять форму теоретизирования, вместо того, чтобы развивать у обучающихся навыки и умения практического пользования грамматическим материалом в речевой деятельности.

В методике обучения иностранному языку выделяются следующие стадии формирования грамматического навыка:

1. Восприятие типовой структуры.

2. Имитация.

3. Подстановка.

4. Трансформация.

5. Репродукция.

6. Комбинирование.

Для наибольшей эффективности работы по формированию грамматического навыка учителю следует соблюдать следующий алгоритм методических действий:

1. Анализ нового грамматического явления с точки зрения определения связанных с ним трудностей в формообразовании, усвоении значения и функций.

2. Определение формы организации ознакомления с новым грамматическим материалом (индуктивная или дедуктивная).

3. Подбор опорных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказки в овладении новым материалом. Подбирать опорный материал следует с учетом типологической трудности грамматического явления (то есть учитывать его совпадение, частичное совпадение или отсутствие в родном языке обучающихся), речевого опыта обучаемых характера грамматического явления в плане его наглядной презентации.

4. Выбор наиболее адекватного методического подхода к изучению грамматического материала для конкретного контингента обучаемых.

5. Подбор иллюстративных примеров, наиболее полно отражающих инвариантное

значение и отличительные признаки данного грамматического явления, и их

группировка для объяснения формы, значения и употребления.

6. Составление комментариев, пояснений, формулировок правил, описаний — для материала, объясняемого дедуктивно; вопросов, предполагаемых ответов обучающихся, окончательных формулировок — для материала, объясняемого индуктивно или проблемным путем; выбор терминологии.

7. Выбор активных методов обучения, методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления.

Одним из самых важных этапов в обучении грамматике является презентация нового грамматического материала и восприятие его учениками. Здесь необходимо отметить роль самого учителя, который призван создать творческую атмосферу в классе, показать, что английский язык - живой, развивающийся и изменяющийся организм, а не просто набор таблиц и правил. Учитель английского языка должен помочь детям научиться говорить по-английски о том, что интересно и близко им, а не только о том, что написано в учебнике.

Целью этого этапа является создание ориентировочной основы для последующего формирования грамматического навыка в процессе

    1. пре­зентации его в устной и письменной речи (речевом образце, речевом микроконтексте) с целью демонстрации его ком­муникативной функции;

    2. ознакомления со способами об­разования (если новое явление сложно по образованию), со значением и сферой его употребления;

    3. первичного выполнения действий, включающих данное явление, по образцу без правила, либо по образцу и правилу.

Существуют разные способы введения нового грамматического материала. Например, при функциональном подходе к обучению грамматике большое значение имеет предваряющее слушание. Если предваряющее слушание организовано правильно и учащийся воспринимает однотипные фразы, понимая какую функцию эти фразы реализуют, то это способствует зарождению речевого стереотипа как основы грамматического навыка. Так, например, при введении нового грамматического материала Second Condition (второе условие) в 8 классе учитель объявляет тему нового грамматического материала, акцентируя внимание на том, что используя эту структуру, говорящий представляет себе ситуацию, а не думает о реальной возможности. И дальше демонстрирует употребление этой структуры на практике: «I am a teacher and I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If I were a manager I would spend the whole day in the office. But that was only my dreams. Unfortunately, I am not a doctor and I am not a manager.” Таким образом, сначала ученики на примерах знакомятся с новым грамматическим явлением, а уже потом анализируют грамматическую структуру. Правила образования той или иной грамматической структуры не учатся. Грамматические навыки образуются на основе аналогии, которая является одной из наиболее легких форм умозаключений. Усвоив определенные единицы, учащиеся могут строить по аналогии другие им подобные. Далее учитель предъявляет ученикам предложения для первичного закрепления нового грамматического материала.

Новый грамматический материал можно ввести и с помощью проблемной лекции. Вообще метод проблемной лекции используется как АМО в высшей школе. Но, немного модифицируя этот метод, его можно использовать для введения нового материала в 7-11 классах. Методика использования проблемной лекции такова:

  • Объявляется тема. Способы объявления темы тоже могут быть разные. Например, рассказать историю, включающую в себя данное грамматическое явление.

  • Учащиеся записывают вопросы, на которые они хотели бы узнать ответы на уроке.

  • Учитель объясняет тему (приветствуется использование презентации).

  • Учащиеся записывают или проговаривают ответы на свои вопросы.

  • Учащиеся задают вслух те вопросы, на которые они не получили ответа во время лекции.

  • Учащиеся записывают (или проговаривают) вопросы, которые они не задавали, но они важны для данной темы.

Используя деятельностный подход к обучению грамматике английского языка, можно ввести новый грамматический материал следующим способом: учащимся предлагается текст или предложения, которые нужно самостоятельно проанализировать и сделать вывод об обстоятельствах употребления и форме образования изучаемого явления. Например, в 7 классе вводится страдательный залог в настоящем времени (Simple Present Passive). Учащиеся делятся на мини-группы, им предлагается карточка следующего содержания:

Таблица 3

Simple Present Active

Simple Present Passive

Tom delivers the mail.

The mail is delivered by Tom.

My friends always give me presents on my birthday.

I am always given presents by my friends on my birthday.

We usually do such exercises in class.

Such exercises are usually done by us in class.

Вместе с карточкой даётся инструкция для обучающихся:

  1. Внимательно прочитайте пример в левом столбце.

  2. Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

  3. Внимательно прочитайте пример в правом столбце.

  4. Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

  5. Сравните эти два предложения. Какие выводы вы можете сделать?

  6. Выведите формулу образования Simple Present Passive.

Или, например, на уроке английского языка происходит ознакомление с временной формой Past Perfect. При этом может быть предложен следующий текст: I was very happy this morning. Last night I couldn’t find my glasses anywhere. I searched and searched but I couldn’t find them. Then this morning I was emptying the wastepaper basket and suddenly I found them. I had dropped them in the basket by mistake.

Осмысление грамматического явления (в данном случае Past Perfect) может происходить дедуктивно или индуктивно, т. е. учащимся сразу же после приведения текста может быть дано правило, и они будут искать в тексте конкретный материал для его подтверждения (дедукция); или на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов вывести правило (индукция). Наводящие же вопросы привлекают внимание к форме, с их помощью учащиеся смогут сделать самостоятельный вывод об образовании Past Perfect и вывести схему. Примеры наводящих вопросов:

— Из каких двух частей состоит эта временная форма? Назовите их.

— В каком времени стоит вспомогательный глагол to have?

— В какой основной форме употреблен смысловой глагол?

— Как располагаются части сказуемого, выраженные глаголом в Past Perfect?

На основе наводящих вопросов учащимися выводится схема образования Past Perfect. Как видно, главное при ознакомлении с новым грамматическим явлением — это стимулирование исследовательского поиска обучающихся.

Дальнейшее усвоение нового грамматического материала происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений, целью которых является формирование у обучающихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Тренировка является ответственным этапом в усвоении грамматического материала: в нем неизбежно сочетаются формальные упражнения, направленные на создание стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими обучающихся к выражению собственных мыслей в связи с определенными задачами общения. От установления правильного баланса между ними зависит успех усвоения. Основным типом упражнений, наиболее эффективных для формирования таких прочных речевых грамматических навыков, являются условно-речевые ситуативные однотип­ные упражнения.

На этой стадии работы начинает формироваться рече­вой стереотип тренируемого явления как психофизиологи­ческая основа его функционирования в речи, как основа для создания важнейшего качества навыка — переноса рече­вых действий в сходные речевые ситуации. Для этой цели в традиционной методике обучения иностранным языкам используются следующие виды упражнений:

1. Имитационные упражнения. Их выполнение предусматривает многократное прослушивание и повторение готовых образцов. Учащиеся не должны ничего конструировать или изменять. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за учителем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. Эти упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке. Большое место при осуществлении имитации отводится хоровой работе.

2. Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения. Материальной опорой подстановочных упражнений могут служить подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации. Работа с подстановочной таблицей проводится в парах. При этом учащиеся меняются ролями.

3. Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Они предполагают изменения конструкции в зависимости от изменившегося коммуникативного задания (речевой интенции) или ситуации. При этом изменение задачи подсказывается учащемуся, а упражнение выполняется с опорой на речевой образец, рисунок, контекстную подсказку и т.п.

4. Репродуктивные упражнения. Учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формы. Здесь уже не подсказывается ни форма, ни лексическая единица. Репродуктивные упражнения можно считать переходными к речевым.

Все предложенные выше виды упражнений обязательно использовать в том порядке, в котором они перечислены. Для отработки каждого вида упражнений можно отобрать активный метод обучения, выбор АМО будет зависеть от характера грамматической структуры, степени совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке, целевой установки, наличия речевого опыта у обучаемых, возрастных особенностей обучаемых. Но необходимо учитывать то, что целесообразно менять виды деятельности на уроке (аудирование, говорение, чтение, письмо) для отработки определённого грамматического явления. Только в этом случае урок может получиться интересным и эффективным.

Например, после ознакомления с темой Second Condition учитель предлагает учащимся выполнить репродуктивное упражнение, которое неизбежно вызывает употребление этой грамматической структуры. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание-карточку и лист формата А4 для заполнения..

Карточка

Представьте себя в следующих ситуациях. Что бы вы сделали?

What would you do if………..

  • your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like it?

  • you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?

  • you came home and found a burglar?

  • you saw someone stealing from a shop?

Каждая группа получает лист А4 и фломастеры для заполнения следующей формы:









После выполнения задания каждая группа вывешивает свой заполненный лист на доску и представляет её.

Переход от грамматических навыков к грамматическим умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление необходимо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, кинофрагментов.

Дальнейшее совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством:

  • активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения;

  • различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста;

  • употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи;

  • включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур;

  • беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному кинофильму, кинофрагменту, предполагающей свободное

противопоставление грамматических форм;

  • организации и проведения различных видов грамматически направленных ролевых игр.

Для этой цели используются речевые упражнения. Речевыми называются упражнения, развивающие речевые умения, имеющие коммуникативную задачу, адекватную задаче реального высказывания, и ничем не обусловленную форму высказывания. В них всё внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задаётся в условиях упражнения. Без использования АМО на этом этапе просто не обойтись, т.к. этот этап предполагает активизацию мышления обучающихся и их активную включённость в практическую отработку материала. Среди речевых упражнений выделяют две группы:

1. Ситуативные упражнения. Высказывания обучающихся стимулируются предлагаемой ситуацией. Описывая ситуацию, преподаватель должен определить возможные её компоненты (обстоятельства, условия, социальные роли участников, их характеры и т.п.). Ситуативные упражнения довольно легко соотнести с употреблением определенного грамматического материала, особенно если он введен и отработан в тренировочных упражнениях на основе функционально-семантического принципа. Даются словесные описания ситуаций: «Вы обставляете свою новую квартиру. Расскажите, какую мебель вы приобрели и как разместите ее в комнатах». Вариант задания: «Вы задумали перестановку мебели в квартире. Что и куда вы переместите?». В завершение каждый участник рассказывает, что где стоит в его комнате: «Письменный стол стоит у окна. Кресло стоит справа от дивана» и т.п.

Ситуацию можно задать с помощью рисунка, серии рисунков, фотографий, плана-схемы. Например, в рамках темы «What Would You Like To See In the UK?» в 8 классе отрабатывается структура would +V. Для этой цели учащимся предлагаются брошюры различных достопримечательностей, на основе которых они должны будут составить своё монологическое высказывание, используя предложенную структуру. Или в 7 классе в рамках раздела «How Do You Treat the Earth?» учащимся можно дать следующую установку: «Представьте, что вы члены международной организации по защите окружающей среды. Посмотрите на фотографии и опишите проблемы, которые вы на них видите». В этом ситуативном упражнении отрабатывается употребление страдательного залога в настоящем времени (Present Simple Passive).

2. Игровые упражнения. Они создают на уроке атмосферу естественного общения. В больших группах целесообразно проводить командные соревнования. Результаты должны оцениваться по реальным критериям, а не по языковым.

Преимущества использования игровых методик состоят в том, что:

- сам процесс игры способствует созданию благоприятной психологической обстановки среди обучающихся, поскольку игра понижает тревожность и тем самым располагает их к усвоению материала

- игровая форма обучения позволяет ученикам получить опыт общения на иностранном языке, который далеко не всегда можно приобрести на обычном уроке

- игра заставляет думать, порой, искать нестандартные решения и предлагать новые идеи

- как показывает практика, в легкой, непринужденной обстановке игры ученики запоминают и усваивают материал быстрее и легче

- при помощи грамматических игр в действительности отрабатываются реальные жизненные ситуации, с которыми могут столкнуться ученики в реальной жизни при общении на изучаемом языке в будущем.

Как уже было отмечено выше в обучении иностранному языку необходимо придерживаться принципа коммуникативной направленности. Речевая деятельность всегда имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые и грамматические единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую - либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова и грамматические формы.

Если у обучающихся достаточный уровень лексического запаса для тренировки практического использования грамматического материала очень удобно использовать такой активный метод обучения как дискуссия.

Так, например, после изучения темы в 8 классе «Going Abroad: Pros and Cons» можно применить такой активный метод обучения, как дискуссия. Организовать дискуссию поможет технология «Дебаты». Обучающиеся будут отрабатывать на практике использование модальных глаголов can, must, should, have to.

Цель использования АМО: практика использования модальных глаголов

Время: 40 минут

Материал: листы формата А4, фломастеры

Проведение:

По жребию проводится деление класса на 3 группы. На доске пишется утверждение «Russia Is the Ideal Place For Travelling». Первая группа будет подтверждать это утверждение аргументами и примерами. Вторая группа будет опровергать это утверждение, доказывая, что это не так. Третья группа (3 ученика) будут исполнять роль экспертов, внимательно выслушивая аргументы обеих сторон, они должны будут подвести итог, какая группа была наиболее убедительной и привела наиболее весомые аргументы. Командам даётся 10 минут для того, чтобы они на листах бумаги в левой колонке написали 5-7 аргументов, в пользу своего утверждения.

Таблица 4

Russia is the ideal place for travelling, because …

Families can/can’t …


Tourists should/shouldn’t …


Children must/mustn’t


People have to …



Таблица 5

Russia is not the ideal place for travelling, because …

Families can/can’t …


Tourists should/shouldn’t …


Children must/mustn’t


People have to …



После того, как команды напишут аргументы, они обмениваются листами и в правой колонке они записывают несогласие с аргументом оппонентов, подкрепляя его примерами. На это задание им отводится ещё 10 минут. После этого начинается обсуждение. Спикер из первой команды произносит первое утверждение, команда оппонентов возражает и задаёт вопрос, первая команда отвечает и т.д. Затем своё утверждение произносит вторая команда. Так продолжается до тех пор пока утверждения не кончатся. Эксперты подводят итог.

Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек всегда отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из обучающихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Этот активный метод обучения предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, мотивированы взаимоотношения и т. д.

Коллективное взаимодействие – это такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

На этапе использования грамматического явления в соответствии с речевыми обстоятельствами довольно успешно применяется такой активный метод обучения как ролевая игра. Конечно, этот метод требует тщательной и долгой подготовки. Учителю

необходимо заранее распределить, кто и какие роли будет исполнять, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика, взаимные симпатии. Главное – нужен живой разговор с мимикой, жестами, смехом и максимальной пользой для каждого.

Можно установить следующие правила:

  • На русский язык переходить нельзя. Даже если не будет хватать слов. Стоит попробовать выразить мысль с помощью уже известной лексики.

  • Можно в перерыве посмотреть в словарь.

  • Ребята не должны перебивать, исправлять друг друга: нельзя нарушать ситуацию.

Для проведения ролевой игры очень важно наличие реквизита. Если мы ставим целью разговорить учеников, то следует их на это максимально настроить. Ситуация «разговор по телефону» будет проходить живее, если в руках участников будут телефоны. «В магазине» - игрушечные или нарисованные товары. «Туризм» - географический атлас, открытки, планы городов, схема метро. «Квартира» - каталоги мебели, одежды, посуды. Обязательно нужны фотографии людей разного пола и возраста – они пригодятся как в ситуациях, так и при рассказах. Наличие бейджика также поможет перевоплотиться. Для каждого ученика определяется конкретная роль. С этой целью выдаётся бейджик, где указаны фамилия и имя, профессия и город. В сценках было бы ещё уместно использовать какой-нибудь элемент одежды (например, красная шапочка, волшебная полочка, красный нос клоуна, дудочка и т.д. ). Подобная схема сама по себе уже настраивает на язык.

Во время игры учитель наблюдает и не мешает ученикам. Он подаёт сигнал к окончанию игры. Ему разрешается вмешиваться, если общение явно застопорилось и все замолчали. Как только ситуация затухает – её можно остановить. Учитель собирает всех вокруг себя. Обсуждение итогов должно быть общим. Если подгруппам была дана одна и та же ситуация – совместное обсуждение. Учитель выясняет, обсуждает, поправляет, параллельно дополняя лексику. Формы проведения ролевой игры могут быть разнообразными: презентация, интервью, заочное путешествие, пресс-конференция, круглый стол, телемост, экскурсия, сказка, репортаж, клуб по интересам и т.д.

Так, например, в рамках темы “Do You Care What You Wear?” в 8 классе можно организовать ролевую игру в виде телевизионной программы «The Modern Verdict» («Модный приговор»). На подготовительном этапе в течение нескольких уроков повторяются такие грамматические темы, как Present Simple (настоящее простое время), Second Condition (придаточные второго условия), Degrees of Comparison (степени сравнения прилагательных), повторяется лексика по теме «Одежда», «Цвета», отрабатываются фразы-выражения собственного мнения. Распределяются роли участников: ведущий программы, сторона обвинения (2 человека), сторона защиты (2 человека), участник, гость программы (известный человек), дизайнеры и т.д.

Активные методы обучения широко применяются в технологии проектной деятельности. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, в 7 классе – это проблема защиты окружающей среды, проблема взаимоотношений между подростками, проблема организации свободного времени подростков и др., в 8 классе – это организация путешествий по стране изучаемого языка, исследование традиций Соединённого Королевства, проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и др.);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад об экологическом состоянии в городе, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; составление кодекса поведения для подростков; план обустройства парка, участка; брошюра «Как организовать свой режим дня» и др.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Метод проектов требует от учителя тщательной подготовки. Ему необходимо четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений, а также желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Учитель также должен подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр., в том числе и из электронных источников), который он предложит учащимся или к которому он порекомендует обратиться, например, в сети Интернет, на компакт-дисках.

Алгоритм работы учителя по организации проектной деятельности может быть таким:

Первый этап: учитель разрабатывает план проектной работы и продумывает систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Это означает, что учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, иначе они просто не смогут перейти к обсуждению проблемных вопросов. Для этого учитель должен отобрать те грамматические явления, которые вероятнее всего будут использованы учащимися, и на уроках тщательно отрабатывать их. С этой целью можно использовать такие упражнения как «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию…», «Переведи предложения с русского на английский», «Продолжи предложение» и.т.д.

Второй этап: совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

Для развития речевых и исследовательских умений обучающихся используются тексты, диалоги, упражнения с различными заданиями. На этом этапе необходимо продумать адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и обучающихся. Параллельно с этим во внеурочное время проходит работа над проектом.

Третий этап: каждая группа, пара защищает перед классом свой проект. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она выберет. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д.

Четвертый этап: Общая дискуссия после презентации проектов. Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты обучающихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Вопросы для обсуждения могут быть такими:

1) Достигнута ли цель проекта? 2) Что ты узнал, чему научился, что понял, в чем изменился? 3) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего? 4)Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?

В конце урока учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект. Организуя процесс обсуждения, необходимо затронуть различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и степень удовлетворенности каждого участника.

Оценивать проектную работу следует не только за лингвистическую правильность, но и за многоплановость её характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

После оценивания работ обучающихся, проекты выставляются в классе несколько дней, они привлекают внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают свои недостатки.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные проблемы: недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах; нехватка времени; трудность вовлечения слабых обучающихся в активную дискуссию.

Как видно, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечным каталогам, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта.

Например, в 8 классе изучается раздел «Traditions, Manners», в рамках этого раздела изучаются традиционные британские праздники Easter, Xmas, Halloween, St Valentine’s Day, Guy Fawkes’Night и др. На подготовительном этапе повторяется Past Simple, Past Simple Passive, Present Simple. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых собирает информацию об одном из праздников. Необходимо составить памятку для обучающихся, в которую будут входить обязательные для исполнения разделы (История праздника, описание праздника и традиций с ним связанных, стихи, пословицы, поговорки и т.д.). Продуктом этого проекта может стать сборник «Традиционные праздники Британии». А в 7 классе был реализован проект «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Лондона». Каждый ученик выбирал одну из достопримечательностей Лондона, затем весь собранный и систематизированный материал был оформлен в виде виртуальной экскурсии с помощью программы Microsoft Power Point. Этот материал можно использовать на уроках английского языка в любых классах с целью ознакомления со страноведческим материалом.

Как показывает практика, ученикам трудно понять и запомнить условия и обстоятельства употребления того или иного времени. Многократное повторение отдельных грамматических явлений, используемых в разных ситуациях, позволят выработать автоматизм их употребления. Но, практика показывает, что когда ученики начинают изучать следующую грамматическую тему, из их памяти постепенно выветривается знание предыдущей. Постоянное добавление новых грамматических тем, которые вначале запоминаются только в кратковременной памяти, постоянно вытесняются новыми, так и не попадая в долговременную память. Для изучения грамматики английского языка главное - это повторение уже изученных грамматических явлений, иначе не происходит закрепление изученного материала, и соответственно не будет никакого результата. Поэтому учителю полезно использовать любые сказки, тексты, рифмовки с повторением аналогичных структур. В таких случаях использование АМО позволяет эффективно повторить ранее изученный грамматический материал.

Например, при изучении раздела “How Did You Spend Your Holidays?” в 7 классе на первых уроках повторяется простое прошедшее время (Past Simple). Для того чтобы достичь учебной цели, индивидуализировать процесс обучения грамматике и мотивировать обучающихся можно предложить такой АМО: каждый ученик получает опросный лист и в течение 15 минут он должен опросить как можно больше своих одноклассников. Содержание опросного листа:

Did you enjoy your summer holidays?

Where did you go in summer?

Did you earn money in summer? и т.д.

После того, как время истекло, каждый ученик рассказывает о том, как провёл лето один из одноклассников: Lisa enjoyed summer holidays. She went to Turkey with her parents. и т.д. Cильным ученикам можно дать задание обобщить полученную информацию: Both Kate and Dima spent summer at the seaside.

Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:

1. В связи с тем, что в настоящее время основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у обучающихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма, то процесс обучения грамматике с использованием активных методов обучения целесообразно строить на основе принципов коммуникативной направленности, мотивации, сознательности, доступности, посильности и наглядности;

2. При обучении грамматическим явлениям необходимо учитывать следующие стадии формирования грамматического навыка: восприятие типовой структуры, имитация, подстановка, трансформация, репродукция и комбинирование - активные методы обучения можно использовать на любой из этих стадий;

3. Выбор активных методов обучения, методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления. Этот выбор предопределяется следующими факторами: характером грамматической структуры, степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке, целевой установкой, наличием речевого опыта у обучаемых, возрастными особенностями обучаемых, этапом обучения.

4. Активные методы обучения успешно используются во многих известных нам технологиях: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности.

5. Эффективность использования активных методов обучения грамматике необходимо отслеживать при помощи мониторинга качества знаний обучающихся, который разрабатывается в тестовой форме.

6. Выбор активных методов обучения грамматике зависит от самого учителя. Творчески работающий педагог может сам смоделировать АМО к любой грамматической теме и тем самым активизировать познавательную активность обучающихся.