СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Курс ОРКСЭ, имеющий комплексный характер, это мощное педагогическое средство воспитания и образования. Цель его не набор сведений и знаний, а развитие нравственной личности на основе восприятия единства этой личности с окружающей средой. «Развитие личности» подразумевает развитие духовного кругозора, способности к художественно-образному восприятию мира, к ассоциативному мышлению в лучших философских традициях русской мысли, к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. Такой подход к освоению разработанных программ и позволяет развивать творческие способности школьников. Этот предмет более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, уроки-спектакли, праздники, уроки-выставки и презентации.

           Задача учителя создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя.  Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения (АМО).  

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ»

Активные методы обучения как средство реализации

требований ФГОС на уроках ОРКСЭ

Даньшина Ольга Викторовна, руководитель ШМО

учителей начальных классов МБОУ СОШ № 197


Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - в разрушении личности. Сейчас материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Учащиеся мало читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит, не пополняются их знания о духовности, нравственности, красоте.

Курс ОРКСЭ, имеющий комплексный характер, это мощное педагогическое средство воспитания и образования. Цель его не набор сведений и знаний, а развитие нравственной личности на основе восприятия единства этой личности с окружающей средой. «Развитие личности» подразумевает развитие духовного кругозора, способности к художественно-образному восприятию мира, к ассоциативному мышлению в лучших философских традициях русской мысли, к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. Такой подход к освоению разработанных программ и позволяет развивать творческие способности школьников. Этот предмет более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, уроки-спектакли, праздники, уроки-выставки и презентации.

Задача учителя создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя. Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения (АМО).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

АМО строятся на:

  • использовании знаний и опыта обучающихся,

  • вовлечении в процесс всех органов чувств,

  • групповой форме организации их работы,

  • деятельностном подходе к обучению,

  • разнообразных коммуникациях,

  • творческом характере обучения,

  • практической направленности,

  • диалоге и полилоге,

  • интерактивности,

  • игровом действе,

  • движении.

  • рефлексии,


Эффекты АМО

Человек запоминает:

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50%-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Все используемые активные методы обучения на уроках ОРКСЭ можно разделить на три группы: методы, используемые в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
            В начале урока возможно использование игровых методов.

Например: на первом уроке «Россия – наша Родина» возможно использование игры «Чем мы похожи» Все обучающиеся сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста и т.п.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Учитель подводит ребят к мысли: если мы все оказались в одном большом круге, значит, мы все чем-то похожи друг на друга. «Подари подарок другу», «Скажи комплимент», «Улыбнитесь друг другу» и др.

В процессе работы над темой урока возможно использование таких методов как метод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и исследовательский методы.
        Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.

Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
          Эвристический метод – метод и прием познания, используемый для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Например, обсуждение проблемной ситуации: «Как поступить, если тебя обидели?» и др.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Свобода и ответственность» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.
               Особый интерес у детей вызвала такая форма работы, как интервью. Ребята составляли вопросы и брали интервью у своих родственников о семейных традициях, праздниках, нравственных идеалах, этикете и др..
                      На каждом уроке стараемся вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

           Проблемное обучение – это мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можем задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод (обобщение). Этот метод применим на уроках, связанных с темами добродетели, милосердии, т.е. золотыми правилами нравственности.

Большое внимание при изучении курса уделяем проектированию (метод проектов), особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Создание проектов способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

Предлагаем младшим школьникам сделать проекты по темам курса.  Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др.

           Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
           

В своей практике применяем различные формы и методы работы:

1. Работа в группах позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете.    
2. Организация диалога с детьми, дискуссии позволяют совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем.
3. Для развития образного мышления, познавательного интереса используем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – как требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения

В настоящее время педагогами к каждому уроку подобраны мультимедийные презентации, которые не перегружены материалом и используются по мере необходимости. На минимальном объеме информации мы стремимся достичь максимального уровня обобщения. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнять домашние задания более полноценно. В домашнем задании для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет, используем задания:

-Найдите иллюстрации к изученному материалу;

-Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.

Обучающиеся с удовольствием выполняют задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока. Используем просмотр мультипликационных фильмов с последующим обсуждением.

4. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствует организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).
5. Работа с текстами способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения).


Используем основные виды чтения:
ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);
изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);
•    поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);
•  рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).

Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:


-  задания на составление вопросов к тексту;
- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);
- задания с выбором ответа (тестового характера);
- составление плана текста;
-задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);
-работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);
- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);
- задания к тексту (ответы на вопросы, заголовки к разделам, самостоятельное составление вопросов).

6. Уделяем особое внимание работе с притчами. Систематическая работа с притчами помогает учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.


Наиболее активно используем следующие способы работы с притчей:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Сравнение нескольких притч;


Драматизация (Театрализация) притч. Эта форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, инсценируем притчи.


7. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

8. Использование на уроках игр, упражнений в применении приемлемых способов поведения, овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение.

Предлагаем вашему вниманию приемы, упражнения, задания, которые мы используем на уроках ОРКСЭ:


  • Кластер. Развитие творческого потенциала

Кластер – (от англ. Cluster - гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

  • Определи понятие по буквам алфавита. (нравственность)

  • Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость, так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им, «этика».

  • Упражнение «Расшифруй слово».  

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Например:
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Щ — щедрость;
Е — единение, единомыслие;
Н — необходимость;
И — искренность, истина.
     

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.


Учащиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». Пример: Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее.


анаграмма               термин         значение
рльома                      мораль    
родоб                      добро    
релспавдьивсто     справедливость    
рокпо                    порок    
бдосова                  свобода   

  • Буквомикс.

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
        Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.
Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

  • Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.
    Культура
    Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек.

  • «Двухчастный дневник»

Прием дает возможность учащимся связать содержание текста с личным опытом.

Дневник представляет собой таблицу из двух столбцов, левый назван «Цитата», а правый – «Комментарии». В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них большее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д. Справа они должны дать комментарии: что заставило выбрать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с «двухчастными» дневниками, с их помощью текст разбирается, дети делятся замечаниями, которые они сделали на каждой странице. Прием особенно продуктивен, когда дети получают задание прочитать дома текст большого объема.

  • Словарный диктант по ОРКСЭ – урок 1 - 10

1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле. Этика

2) Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека. Мораль

3) Все, что создано руками человека. Культура

4) Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы. Материальный мир

5) Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Духовный мир

6) Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится. Внутренний мир

7) Нечто положительное, хорошее, полезное. Добро

8) Нечто дурное, вредное. Зло


  • Ребусы rebus1.com

  • Кроссворды puzzlecup.com


  • Работа с пословицами и поговорками.

Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.

Порок Добродетель

1. Над другом посмеялся, над собою поплачешь

2. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь

3. Без дела жить – только небо коптить

4. Как ни хорони концов, а выйдут наружу


  • «Чудесное превращение»

Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть заколдованными бабочки, осенние листочки и др. Можно на рисунок прикрепить промокательную бумагу, которая "тает" от воды. Когда задание выполнено, мокрой кисточкой провести по бумаге, появится изображение.


  • «Синквейн»

1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два прилагательных или причастия, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;

5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

«Ромео и Джульетта»

Романтическая, трагическая.

Поражает, восхищает, завораживает.

Нет повести печальнее на свете.

Любовь.


Книга.

Вечная, торжествующая.

Заставляет думать, решать, удивляться.

Загадочная вещь существует в мире.

Сфинкс.


Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Убеждены, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны.


«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает»

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

Виктор Мари Гюго