СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Активные методы обучения на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых, очень важен.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Активные методы обучения на уроках информатики"»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых, очень важен.

Включение активных методов в учебный процесс активизируют познавательную активность учащихся, усиливает интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы обучения:

  • практический эксперимент;

  • метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость [1];

  • групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек) [1];

  • мозговой штурм – специальный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника [1];

  • деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности [2];

  • ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предполагается провести целое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью [1];

  • баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуации [1];

  • тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам [2];

  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

  • анализ практической ситуаций (cace-study) – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать альтернативное решение и формировать программы действий [1].

В преподавании информатики накоплен не такой большой опыт использования конкретных активных методов, как по другим дисциплинам, т.к. наука достаточно молодая и программа с каждым годом претерпевает изменений. Однако, можно найти некоторые рекомендации по проведению некоторых методов. Например, на страницах газеты «Информатика» и в материалах Фестиваля «Открытый урок» неоднократно используются некоторые из активных методов.

Использование активных методов обучения неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, учитель использует и традиционную систему контроля и проверки. Если сегодня на уроке рассказали новый материал, завтра проверили, как ученики усвоили материал, затем прорешали задания на закрепление, провели через несколько уроков проверочную работу. И как часто мы признаемся себе, что часть класса эту тему не освоили, но «время не ждет» надо двигаться дальше по учебному плану, суммируя в уме потери.

Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме. В случае их использования мы получаем отсроченный во времени результат. Основная сложность применение активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.

На практике немножко все сложнее, так на уроке надо обладать большим мастерством, чтобы добиться хороших результатов. Надо заинтересовать в ходе проведения урока не каких-то учеников, а всю группу. Очень важно чтобы коллектив был сплоченный. А подборка материала должна быть разнообразна, чтобы ребята могли проявить свои возможности, если не в одном виде задании, то в другом. Все зависит от уровня подготовки одного либо другого ученика, и как еще выяснилось в ходе работы над данной темой при составлении таких активных методов надо учитывать и психологические характеристики каждого ученика. И самое сложное оказалось, это как оценить учащихся. Ведь ученики работали командой, поэтому оценить каждого ученика на данном уроке очень сложно. Поэтому данный урок с точки зрения контроля учащихся был малоэффективный, но с точки зрения обобщения темы считаю, урок прошел удачно.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия [3].

Грамотное использование активных методов позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственной верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.



Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред.Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 2000.

  2. Оганесян Я Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003.

  3. Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. Москва, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!