КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫЩЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СМАРТ-МАРАФОН
Активные методы обучения – необходимые условия современного образовательного процесса
Преподаватель русского языка и литературы
Цыбульник Людмила Михайловна
Современный образовательный процесс представляет творческий характер педагогической деятельности преподавателя. Известный педагог и психолог П. Ф. Каптерев в свое время (1849-1922) писал: «Основа деятельности учителя [преподавателя] суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживать его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойствами». [2; С. 82]
В методической копилке каждого преподавателя накоплен определенный набор методов и приемов обучения, способствующих усвоению знаний, умений и навыков обучающихся, развитию их интеллектуальных способностей и проявлению их во всех аспектах образовательного процесса, успех которого во многом зависит от применяемых методов обучения, под которыми принято понимать следующее:
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся , направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач. [3; С.190]
Существуют различные дефиниции, даваемые этому понятию известными отечественными дидактами: Ю. К. Бабанским, И. Ф. Харламовым, Г. М. Коджаспировой… Однако большинство из них склонны считать, что метод обучения – это способ совместной работы педагога и обучающихся в «процессе организации учебной деятельности. Подтверждением этому служит и высказывание английского писателя Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность».
Успех этого процесса зависит от опыта преподавателя и его желания разнообразить учебную деятельность обучающихся. Неслучайно народная мудрость гласит: «Ценность любого инструмента определяется тем, чьи руки его держат» . [3; С. 189]
Использование активных методов в учебной практике СПО способствует преодолению стереотипов в обучении, развитию творческого потенциала обучающихся, перенесению учебного опыта в профессиональную ситуацию.
Актуальными в наше непростое время, когда обучающиеся не обладают сполна спектром полученных знаний, а лишь навыком нахождения материала в мобильных приложениях, являются методы стимулирования и мотивации учения.
Прежде всего данные методы направлены на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование обучаемых к активной познавательной деятельности.
Проводя занятия по русскому языку, использую методы стимулирования и мотивации интереса к учению, к которым стоит отнести создание эмоциональных и нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; а также создание ситуации успеха в учении, познавательные игры.
Традиционно уроки русского языка начинаются с создания эмоционального настроя на занятие. К таковым относится такой прием, нахождение в начале урока информации, как в литературе, языкознании, культуре отражен день проведения урока. Студенты с интересом находят в интернете нужный материал, отражающий заданную тему, проявляя при этом аналитические элементы работы с текстом, в дальнейшем составляя предложение по заданию: простое, осложненное обособленным определением или обстоятельством, или сложное предложение, производя при этом его разбор.
Таким образом, ситуация новизны позволяет всем студентам вовлечься в первых минут урока как в творческую, так и учебную деятельность. За умение быстро находить нужный материал, а также безошибочный разбор предложения студент получает поощрительный балл. Нехитрое задание позволяет студентам ненавязчиво узнать дни рождения В. С. Высоцкого, Н. В. Гоголя, А Н. Островского, Ф. И, Шаляпина, С. В. Рахманинова, а также первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.
Поддержанию эмоциональной атмосферы урока способствует и такой вид деятельности, как создание связного текста из слов, начинающихся на одну букву. Такой текст называется тавтограммой. В качестве образца предлагаются стихи В. Брюсова, К. Бальмонта. Задание не требует большой затраты времени. И результат озвучивается сразу. И самый неискушенный в языковой практике студент чувствует себя уверенно. Как правило, составленный таким образом текст носит игровой, шуточный характер. И это подтверждается примерами, составленными студентами.
Уже утро! Ура! Ударно умываюсь! Убеждение ужаса. Узор упаковки увеличился. Усилие умника - увидеть улицу. Утеха умиротворения! Угадываю утреннее урчание. Ушастый удобно устроился – уминает уху, умильно умывается. Ухожу, удаляюсь украдкой! Ух! Уморительно уютно. Уплетаю усердно утятину, укроп. Устал! Утречко удалось. Увидел – успеваю уйти. Убегаю! Урок удручает. Уравнения, упражнения… Ужас увеличивает усилия! Улавливаю улыбку учителя. Упорство – успех учения!
Таким образом, используя методику использования прозаических тавтограмм, разработанную филологом Дмитрием Александровым, организую работу по развитию речи, расширению словарного запаса обучающихся. [1]
Целенаправленная систематическая работа языковой направленности вызывает интерес к предмету, желание участвовать в конкурсах, олимпиадах от техникумовских до Всероссийских не только у обучающихся первого курса, но и у тех, для кого курс русского языка остался позади. Так в марте 2023 года из 98 обучающихся во Всероссийской олимпиаде приняли участие 55, что составило 56%, а также 11 второкурсников, соответственно 15% от числа ранее обучаемых.
К активным методам организации учебного процесса следует отнести и дидактическую игру-эстафету, применяемую на уроках обобщения, когда обучающиеся на время работают в паре над своими примерами, затем передавая задание далее впереди сидящим, пока лист для заполнения окажется у заключительной пары. При этом оценивается и время выполнения задачи, и правильность. Игровая ситуация вызывает у обучающихся разнообразные эмоциональные переживания, активизирует положительные стимулы, интерес к познавательной деятельности.
Следовательно, обучающиеся приобретают опыт работы в паре и в команде, что может в дальнейшем пригодится в профессиональной деятельности. Игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей. [2; С. 213]
Применение отдельных методов стимулирования и мотивации интереса к учению является тем необходимым условием, без которого невозможна организация образовательной деятельности в структуре СПО.
Литература:
1. Д. Александров. Монофоны: техники развития речи.
2. Коджаспирова Г, М. Педагогика: Учебн. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
3. Педагогика: учебное пособие /под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.