СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы преподавания на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активные методы преподавания на уроках русского языка и литературы.»

а

а

Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира.  С. Смит

Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира. С. Смит

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения   Лекция - 5%  Чтение - 10%  Аудио-визуальный метод - 20%  Демонстрация - 30%  Групповые дискуссии - 50%  Активное обучение - 70%  Обучение других / немедленное применение - 90%

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция - 5% Чтение - 10% Аудио-визуальный метод - 20% Демонстрация - 30% Групповые дискуссии - 50% Активное обучение - 70% Обучение других / немедленное применение - 90%

  Поскольку ученик является объектом и субъектом учебного процесса, постольку формирование его духовности, развитие умственных возможностей и практических навыков, широты мировоззрения и твёрдости убеждения являются приоритетным. Моя задача как педагога - не вкладывать в сознание ребёнка готовую информацию, а учить его самостоятельно добывать её, только направляя его поиск, стимулируя его инициативу и активность, ненавязчиво предоставляя возможность приобретать свой жизненный опыт, осуществлять выбор, основанный на знании. Сегодня становится очевидным, что молодежь более чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде. Уроки русского языка и литературы предоставляют для этого прекрасную возможность.

Поскольку ученик является объектом и субъектом учебного процесса, постольку формирование его духовности, развитие умственных возможностей и практических навыков, широты мировоззрения и твёрдости убеждения являются приоритетным. Моя задача как педагога - не вкладывать в сознание ребёнка готовую информацию, а учить его самостоятельно добывать её, только направляя его поиск, стимулируя его инициативу и активность, ненавязчиво предоставляя возможность приобретать свой жизненный опыт, осуществлять выбор, основанный на знании.

Сегодня становится очевидным, что молодежь более чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде. Уроки русского языка и литературы предоставляют для этого прекрасную возможность.

 Мозговой штурм Наш век характеризуется плюрализмом мнений: любое здравое суждение имеет право на существование. Самостоятельно сделанный вывод ведёт к устойчивости личных убеждений. Но обычно учитель допускает один – единственный правильный ответ, подводя к нему учащихся. Критическое мышление заключается в том, чтобы рассмотреть явление с самых разнообразных точек зрения. Этот приём и позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, «вытащить» из памяти необходимую информацию.  При проведении мозгового штурма важно придерживаться определённых правил: А). никакой оценки идей во время их высказываний; Б). полная свобода мысли; В). чем больше идей, тем лучше; Г). каждый может, основываясь на чужих идеях, изменять их ( сочетание или изменение ранее предложенных идей приводит к новым, лучшим вариантам); Д). не допускаются смех, насмешки, комментарии; Е). поступающие идеи записываются, возможно их распределение, допустим, высказывания положительного конструктивного характера оформляются слева, другие идеи – справа.

Мозговой штурм

Наш век характеризуется плюрализмом мнений: любое здравое суждение имеет право на существование. Самостоятельно сделанный вывод ведёт к устойчивости личных убеждений. Но обычно учитель допускает один – единственный правильный ответ, подводя к нему учащихся. Критическое мышление заключается в том, чтобы рассмотреть явление с самых разнообразных точек зрения. Этот приём и позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, «вытащить» из памяти необходимую информацию.

При проведении мозгового штурма важно придерживаться определённых правил:

А). никакой оценки идей во время их высказываний;

Б). полная свобода мысли;

В). чем больше идей, тем лучше;

Г). каждый может, основываясь на чужих идеях, изменять их ( сочетание или изменение ранее предложенных идей приводит к новым, лучшим вариантам);

Д). не допускаются смех, насмешки, комментарии;

Е). поступающие идеи записываются, возможно их распределение, допустим, высказывания положительного конструктивного характера оформляются слева, другие идеи – справа.

  Учитель объявляет тему, записывает её на доске, учащиеся вслух озвучивают свои мнения, знания, взгляды в соответствии с поставленным перед ними вопросом. Руки поднимать не надо. Учитель записывает всё сказанное на доске, а затем подводит итог сделанной работе, которая должна длиться в течение 5 минут. Эта стратегия применяется на стадии вызова информации, чаще всего перед объяснением нового учебного материала. Например, по теме    Художественная литература  Тропы  художественные образы поэты писатели книжная   лексика   Присутствуют элементы всех стилей определённые роды, жанры  Субъективный взгляд автора   прототипы композиция и сюжет   Способы и принципы изображения  действительности  тема и идея форма и содержание   искусство литературные направления

Учитель объявляет тему, записывает её на доске, учащиеся вслух озвучивают свои мнения, знания, взгляды в соответствии с поставленным перед ними вопросом. Руки поднимать не надо. Учитель записывает всё сказанное на доске, а затем подводит итог сделанной работе, которая должна длиться в течение 5 минут. Эта стратегия применяется на стадии вызова информации, чаще всего перед объяснением нового учебного материала. Например, по теме

Художественная литература

Тропы художественные образы поэты писатели книжная

лексика

Присутствуют элементы всех стилей определённые роды, жанры

Субъективный взгляд автора

прототипы композиция и сюжет

Способы и принципы изображения

действительности

тема и идея форма и содержание

искусство литературные направления

Мозговой штурм Цели: - Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. - Научить детей смело высказывать свои идеи

Мозговой штурм Цели: - Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. - Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях". - Научить детей фантазировать. - Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. - Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая. - Оценить общую активность детей .

 ПРИЕМ «ЛОВИ ОШИБКУ» Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»? Впервые идея была описана в книге  А.А. Гина «Приемы педагогической техники» . При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.   

ПРИЕМ «ЛОВИ ОШИБКУ»

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Впервые идея была описана в книге  А.А. Гина «Приемы педагогической техники» . При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

 

    Русский язык. 7 класс. Повторение изученного по теме «Деепричастие»   Исправь ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Пройдя между камышей по высохшему болоту, и перебравшись через ручеёк мы очутились у подножия горы. Град, наполнив лес медленным шумом просыпался быстро. Сверкая и искрясь посыпался иней, с древесных вершин. Дикие звери почуяв приближающееся бедствие, уходят с обжитых мест. Все работали, не покладая рук.   Определите, какие ошибки допущены в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, предложите правильный вариант предложений.   Приехав домой, его никто не встретил. Возвращаясь из леса, пошёл дождь. Получив книгу и беря её в руки, внимательно познакомься с ней. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. Прочитав произведение, меня одолели мысли. Разгрузивши машины, они стали отдыхать.

Русский язык. 7 класс. Повторение изученного по теме «Деепричастие»

Исправь ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Пройдя между камышей по высохшему болоту, и перебравшись через ручеёк мы очутились у подножия горы. Град, наполнив лес медленным шумом просыпался быстро. Сверкая и искрясь посыпался иней, с древесных вершин. Дикие звери почуяв приближающееся бедствие, уходят с обжитых мест. Все работали, не покладая рук.

 

Определите, какие ошибки допущены в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, предложите правильный вариант предложений.

 

Приехав домой, его никто не встретил. Возвращаясь из леса, пошёл дождь. Получив книгу и беря её в руки, внимательно познакомься с ней. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил. Прочитав произведение, меня одолели мысли. Разгрузивши машины, они стали отдыхать.

Например. Русский язык. 6 класс.  При изучении темы 

Например. Русский язык. 6 класс. При изучении темы  "Несклоняемые имена существительные"  каждая группа получает  задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Необходимо найти ошибки .

1) Работать на фабрике (предложный).

2) По широкой улице (дательный).

3) Выйти без пальта (родительный).

4) Гордиться учеником (винительный).

5) Фотографироваться с кенгурой (творительный).

 

   Литература. 5 класс. Урок по теме «Х.К. Андерсен. Снежная королева».   На этапе закрепления и осмысления использую данный прием: 1.  Кай пытался выложить из льдинок во владении Снежной королевы слово «снежинка» (вечность). 2. Сердце Кая превратилось в камень (кусочек льда).  3. Ледяное сердце Кая растопил горящий огонь (слёзы Герды). 4. Вернувшись домой Кай и Герда заметили, что стали более красивыми (более взрослыми). 5. Символом безграничной любви в сказке является небо (розы).  6. Сила Герды заключалась в ее смелости (в сердце).  7. «Снежная королева состоит из восьми историй (семи). 8. Чертоги Снежной королевы находились в Великом Устюге (в Лапландии). 9. Оленя Маленькой разбойницы звали Кудряшка (Бяшка). 10. Чтобы Герда не замерзла, Маленькая разбойница дала ей рукавички (муфту).

Литература. 5 класс. Урок по теме «Х.К. Андерсен. Снежная королева».

 

На этапе закрепления и осмысления использую данный прием:

1. Кай пытался выложить из льдинок во владении Снежной королевы слово «снежинка» (вечность).

2. Сердце Кая превратилось в камень (кусочек льда).

3. Ледяное сердце Кая растопил горящий огонь (слёзы Герды).

4. Вернувшись домой Кай и Герда заметили, что стали более красивыми (более взрослыми).

5. Символом безграничной любви в сказке является небо (розы).

6. Сила Герды заключалась в ее смелости (в сердце).

7. «Снежная королева состоит из восьми историй (семи).

8. Чертоги Снежной королевы находились в Великом Устюге (в Лапландии).

9. Оленя Маленькой разбойницы звали Кудряшка (Бяшка).

10. Чтобы Герда не замерзла, Маленькая разбойница дала ей рукавички (муфту).

ИНСЕРТ ( INSERT ) - метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста « v », «+», « - », «?»

ИНСЕРТ ( INSERT ) -

  • метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста « v », «+», « - », «?»
« v » « + » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете  « - » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым  « ? » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете  Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

« v »

« + »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

« - »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

« ? »

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

 Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка .

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка .

 СИНКВЕЙН   Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

СИНКВЕЙН

 

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

1 строка – существительное (название темы) 2 строка – два прилагательных (определение темы) 3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой

1 строка – существительное (название темы)

2 строка – два прилагательных (определение темы)

3 строка – три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой

Работа с литературоведческими терминами  (прием: синквейн)  Сентиментализм Идеальный, естественный, грустный Размышлять, представить, подражать Протест против испорченности аристократического общества Чувства

Работа с литературоведческими терминами (прием: синквейн)

  • Сентиментализм
  • Идеальный, естественный, грустный
  • Размышлять, представить, подражать
  • Протест против испорченности аристократического общества
  • Чувства
     Диаграмма Венна .   Учителю необходимо уделять большое внимание выработке качеств, развивающих логическое и аналитическое мышление: что-то сопоставить, проанализировать, подвести итоги, найти общее и раздельное. Эта стратегия строится на двух и более пересекающихся кругах, что позволяет рассмотреть два и более аспектов, имеющих различные и общие черты. В правой и левой части кругов – различное, а в центре то, что объединяет.

Диаграмма Венна . Учителю необходимо уделять большое внимание выработке качеств, развивающих логическое и аналитическое мышление: что-то сопоставить, проанализировать, подвести итоги, найти общее и раздельное. Эта стратегия строится на двух и более пересекающихся кругах, что позволяет рассмотреть два и более аспектов, имеющих различные и общие черты. В правой и левой части кругов – различное, а в центре то, что объединяет.

 Приём «До и после»  Алгоритм:  1этап : работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)  2 этап - изучаем тему  3 этап : выполняем работу и ставим +, если согласны с утверждением и - , если не согласны в графе «После».  4 этап- объясняем свои ошибки у доски.  -Правописание каких слов не смогли правильно отметить?  -Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно?

Приём «До и после» Алгоритм: 1этап : работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться) 2 этап - изучаем тему 3 этап : выполняем работу и ставим +, если согласны с утверждением и - , если не согласны в графе «После». 4 этап- объясняем свои ошибки у доски. -Правописание каких слов не смогли правильно отметить? -Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно?

« Ярмарка гипотез »  Учитель рисует на доске таблицу и просит то же самое сделать учеников в тетради. 3 колонка предварительно закрыта, чтобы дети не видели точное пояснение. Учащимся необходимо подумать 5 минут и дать письменно своё толкование слов во 2 колонке. Когда работа будет выполнена и учитель про слушает варианты ответов, он откроет 3 колонку. Ученики, переписав точный перевод или пояснение значения слова из таблицы к себе в тетрадь, поймут, насколько близки и далеки они были от истины. Это и есть тот элемент творчества, служит детям как средство разрешения ситуаций и преодоления затруднений. Ведь чем больше включено каналов восприятия (слух, зрение, умозаключение, осязание, обоняние и т.д.), тем лучше и крепче усваивается информация. Здесь ещё есть другая цель - опыт формирования креативного мышления.

« Ярмарка гипотез » Учитель рисует на доске таблицу и просит то же самое сделать учеников в тетради. 3 колонка предварительно закрыта, чтобы дети не видели точное пояснение. Учащимся необходимо подумать 5 минут и дать письменно своё толкование слов во 2 колонке. Когда работа будет выполнена и учитель про слушает варианты ответов, он откроет 3 колонку. Ученики, переписав точный перевод или пояснение значения слова из таблицы к себе в тетрадь, поймут, насколько близки и далеки они были от истины. Это и есть тот элемент творчества, служит детям как средство разрешения ситуаций и преодоления затруднений. Ведь чем больше включено каналов восприятия (слух, зрение, умозаключение, осязание, обоняние и т.д.), тем лучше и крепче усваивается информация. Здесь ещё есть другая цель - опыт формирования креативного мышления.

CCC БББ ---- Как я думаю По словарю Ожегова Слово Относиться к кому-либо с излишним вниманием , потворствуя всем желаниям , прихотям Баловать , балую --------- Чувствовать раздражение и неудовольствие , неудачи , обиды Досадовать , досадую я --------- Приведение кого-то , чего- то в состоянии готовности выполнения задачи Мобилизовать , мобилизую ---------

CCC БББ ----

Как я думаю

По словарю Ожегова

Слово

Относиться к кому-либо с излишним вниманием , потворствуя всем желаниям , прихотям

Баловать , балую

---------

Чувствовать раздражение и неудовольствие , неудачи , обиды

Досадовать , досадую я

---------

Приведение кого-то , чего- то в состоянии готовности выполнения задачи

Мобилизовать , мобилизую

---------

 Все описанные мною стратегии, используемые на практических занятиях по русскому языку и литературному чтению, направлены на «работу в перспективе» и учат ребят работать каждый раз с новой информацией - понимать её, находить в ней существенное, отбирать для себя нужное, использовать в жизни. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления трудностей в учебной ситуации.

Все описанные мною стратегии, используемые на практических занятиях по русскому языку и литературному чтению, направлены на «работу в перспективе» и учат ребят работать каждый раз с новой информацией - понимать её, находить в ней существенное, отбирать для себя нужное, использовать в жизни. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления трудностей в учебной ситуации.

Следует также учитывать: Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию. И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.    

Следует также учитывать:

  • Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.
  • Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
  • Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.
  • Если учитель в должной мере не владеет методиками, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
  • И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

 

 

               Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей. Развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – только в этом залог успеха обучения. Творить, пробовать, искать и развиваться. Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить.

Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей. Развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – только в этом залог успеха обучения. Творить, пробовать, искать и развиваться. Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить.

Закончить хотелось бы словами древнего  мыслителя Конфуция:    «Тот, кто, обращаясь к старому, способен  открывать новое, достоин быть учителем».  Поэтому определяясь с целями,  оглянитесь на то, что уже сделано.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !