Каждый из нас помнит, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение учащимися образовательной программы.
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.
Целями, которые ставят перед системой образования государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Задача образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Методы классифицируют по разным признакам: (слайд 3)
• по характеру учебной деятельности: проблемные, исследовательские, поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
• по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
• по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
• по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования компетенций, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания и т.д.
Но требования ко всем методам остаются одинаковые: (слайд 4)
научность
доступность
результативность
систематичность
Выбор методов обучения зависит: (слайд 5)
от целей урока
от времени, отведенного на изучение того или иного материала.
от возрастных особенностей учащихся
от уровня подготовленности учащихся.
от материальной оснащенности учебного заведения
от методического мастерства учителя
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, можно урок начать с таких игр, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Подари подарок другу» и др.
«Подари подарок другу». Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. При этом каждый ученик передает коробку со словами: « …, я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!» Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Метод «Добро в ладошках». Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу со словами «Желаю тебе добра».
«Подари улыбку!» (слайд 6)
Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей», «Что у меня на сердце» - позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
«Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску вешается изображение корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики знают по данной теме.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала метод «Инфо-угадайка». По другому его еще называют «Ульи».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
Учитель называет тему своего сообщения. В центре доски указано название темы. Остальное пространство разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся также следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Применяя этот метод, определимся с понятием «активные методы обучения». ( Слайд 7 )
Итак, тема «Активные методы обучения».
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.(Ответы педагогов)
(Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала).
Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
(Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Какие методы можно использовать? (ответы педагогов) («Игра скажем здравствуйте», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка» и т.д.)
Сектор -4. Цели применения АМО. (ответы педагогов)
(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, а теперь от него ждут активных действий, мыслей и идей.
С целью систематизации имеющихся знаний по той или иной теме и дополнения новыми может быть использован метод «Составление кластера». Этот метод может быть использован на разных этапах урока. ( Слайды 8-9)
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома
Следующий метод "Инсерт" или «Пометки на полях». (Слайды 10-11)
Он позволяет ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях специально подобранного текста или в тетради напротив выполняемого задания.. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 4 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». (Слайд ) После применения метода у ученика появились такие знаки (Слайд ). После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу ( работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", ( слайды12-13) стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. (слайд 14)
Упражнение «Четыре стихии».
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
Упражнение «Пантомима»
- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы и изготавливают книжки необычных форм. В конце урока появляются замечательные творения.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг», «Цветочная поляна» и т.д.
«Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. (Слайд 15)
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Закончить доклад хочу словами У.У. Сойера: «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума», а в этом нам помогут игровые технологии.