Активные методы обучения
Подготовила: Брязкуха Юлия Леонидовна, учитель начальных классов МКОУ начальной школы – детского сада с. Иня
- Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
- Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся.Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
- АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Начало учебного процесса
Применение элементов кинезиологии – психологического настроя на начало урока, различные игры, такая как “Поздоровайся локтями”, «Улыбнись соседу» и другие (песня или музыка), эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Технология модерации
- При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется.
- Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из “контролирующего органа” учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.
- Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
- Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Ученик с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.
- Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.
- Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Метод «Мое настроение» или «Солнышко и туча»
- Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
- Участники: все обучающиеся.
- Необходимые материалы: карточки с изображением веселый смайлик – грустный смайлик или солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
- Проведение: каждый ученик подходит к своему смайлику или солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
- Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Метод «Мудрый совет»
Метод «Разыгрывание ролей»
- Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.
- Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.
- Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.
Метод «Презентация»
- Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.
Метод «Мозговой штурм»
Его цель – организация коллективной, мыслительной деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем.
- Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- Творческое усвоение школьниками учебного материала;
- Связь теоретических знаний с практикой;
- Активизация учебно–познава - тельной деятельности учащихся;
- Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.
- Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
- Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
- Планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
- Подбор вопросов для разминок;
- Разработка критерий поступивших предложений и идей, что позволит содержательно провести анализ и обобщение итоговых занятий.
- На заключительном этапе мозгового штурма представители групп делают сообщение о результате. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их
Вывод:
- Применение активных методов обучения становится более продуктивным, если:
- - осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового материала;
- - организовано как активное сотрудничество учителя и ученика.
- Для эффективного использования активных методов обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика
Тема занятия :
Из словаря С. Ожегова:
«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»
1 ШАГ
Игра «Доскажи словечко»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:
Растает ледяная глыба
От слова доброго
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:
Доскажи словечко
- Дед на внучку осерчал –
- Экая досада:
- Он портфель ей подарил,
- Думал, будет рада,
- Но зачем молчать как рыба,
- Ну сказала бы…
- Встретил Витю, я соседа,
- Встреча грустная была:
- На меня он, как торпеда,
- Налетел из-за угла!
- Но напрасно я от Вити
- Ждал лишь слова…
-
З. Бядули «Петрусь»
Русский ученый И.П. Павлов
« Словом
можно убить,
словом можно
воскресить»
Совет 1:
- Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать как можно чаще. Веселый, добрый, жизнерадостный человек всегда привлекает.
Совет 2:
- Называйте друга по имени и так, как ему самому нравится.
Совет 3:
- Демонстрируйте свое внимание и интерес к человеку как к личности.
Совет 4:
- Умейте слушать и слышать собеседника.
Совет 5:
- Чаще говорите друг другу добрые слова, а обидные говорить избегайте.
2 ШАГ
Это добрые мысли
Русский писатель Л.Н. Толстой
Вот качество,
которое я
желаю приобрести
больше всех других»
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить
3 ШАГ
Это добрые дела
Рихтер Вагнер
«Сон в летнюю
ночь»
Ситуации:
- Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать заданное. Ильюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?
- Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
4 ШАГ
Это добрые сердца
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела.
«Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике
Федору Петровичу Гаазу
(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
В народе говорят:
Добрые слова – корни,
добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады.
Домашнее задание:
Акция «Спешите делать добро»
(подарки для будущих первоклассников, открытки ветеранам ВОВ, сувениры для детей районной больницы и т.д….)
Спасибо за работу!
Пусть добро победит,
А зло проиграет.
Всем улыбка к лицу,
Настроение она поднимает