СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актовая лекция "Воспитать человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание играет значительную роль в жизни любого человека. Именно благодаря ему  закладываются основные качества, которыми должна обладать каждая личность. На сегодняшний день  формирование всесторонней личности зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос духовно-нравственного  воспитания.

 

Просмотр содержимого документа
«актовая лекция воспитать человека»








Актовая лекция

Воспитать человека

классного руководителя 7 "Б" класса

МКОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы №1


Лазаревой Татьяны Анатольевны




















“Воспитание — великое дело:

им решается участь человека”.

Виссарион Григорьевич Белинский

Воспитывать – значит учить жить” Антон Семенович Макаренко

Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства является воспитание. Слово «воспитание» означает питание духовной оси, питание души, т.е. через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности. «Воспитать человека – значит заложить в нём основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания», писал в 19 веке Лев Николаевич Толстой.

Воспитание играет значительную роль в жизни любого человека. Именно благодаря ему закладываются основные качества, которыми должна обладать каждая личность. На сегодняшний день формирование всесторонней личности зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос духовно-нравственного воспитания. Я считаю, что в

в процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.

Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Весьма важно, в частности, развивать духовно-нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения школьников.

Я считаю, необходимо воспитывать в детях высокодуховные истины:умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.

Как всё богатое содержание нравственного восприятия можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого инструмента это может сделаться? По выражению А.С. Макаренко этим инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание ребёнка является метод.

Основными методами, которые используются в нравственном воспитании являются :

      1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности).1) чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; 1) этические беседы;2) разъяснения;3) внушения;4) диспуты;5) пример.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Данные методы помогают воспитать высокообразованного, культурного, нравственного человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решения.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Когда необходимо закладывать основы нравственного, эстетического воспитания? Как происходит его дальнейшее развитие?

Очень трудно формировать нравственные идеалы, художественный вкус когда человеческая личность уже сложилась. Поэтому нравственное воспитание личности должно происходит с первых шагов маленького человека, первых его слов и поступков.

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды».

Именно в семье начинается воспитание у маленьких детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира. Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребёнку становиться для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. Взрослые должны научить своего ребёнка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле, всё это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы. Привить ребёнку понимание красоты довольно сложно, но именно это является залогом полноценного и гармоничного развития маленького члена общества.

Семья играет главную роль в формировании Человека как личности. На этапе дошкольного возраста в ребенка закладываются жизненные установки, которыми он и будет руководствоваться в дальнейшем. Малышу исполняется семь лет, и здесь в игру вступает воспитательная работа школы. На этом этапе ребенок усваивает те ценности, которыми он будет руководствоваться на протяжении всей жизни. Если он усвоит и примет нормы морали, то в будущем никогда не пойдет на преступление, не откажет в помощи нуждающемуся, не предаст свои идеалы и принципы, а главное - будет честен перед собой. Особенно сильное влияние на развитие подростка может оказать мудрый авторитетный наставник, который поможет найти свой путь в жизни. Поддержка, советы такого человека могут стать для подростка той самой путеводной звездой, которая выведет его на путь "просветления", осознания истинных ценностей и идеалов.

Воспитать Человека - помочь создать ему свой собственный гармоничный внутренний мир. Показать всю мудрость книг, красоту музыки, опыт истории. Приобщить его к морали, духовности, помочь найти истинные ценности через самопознание. Безусловно, надо рассказать о ненависти и предательстве, о жадности и алчности. Ребенок всегда должен помнить о том, что есть темная сторона человеческой сущности, уметь вовремя распознать эти качества в людях.

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.

Если семья является стартовым этапом воспитания, то детский сад и школа второй и не менее важный этап.

Подрастая, ребёнок попадает в новый коллектив – детский сад, который берёт на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания начинаются с продуманного оформления помещения. Он испытывает радость общения с природой тянется к красивому, яркому открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. Знакомство с красотой в жизни и в искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности: составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование лепка, именно там ребёнок удовлетворяет свою потребность в действительном образном выражении своих впечатлении.

Рассмотрим следующий этап жизни человека – младший школьный возраст. Главная задача современной школы – воспитать развитую личность.

Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжение всей жизни. Но не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики Антон Семёнович Макаренко и и Лев Николаевич Толстой анализируя данную проблему придавали важное значение только младшему школьному возрасту.

Сухомлинский говорил, что система эстетического воспитания должна быть единой, которая бы объединяла все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника. Но у всякой системы есть стержень т.е . основа, на которую она опирается и такой основой является искусство, музыка, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

Какие же задачи ставит перед собой школа? На уроках и во внеурочной деятельности пытается:

1.Вовлекать учащихся в художественно- творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

2. развивать вкус, творческие способности детей;

3. формировать духовные качества, высокие эстетические чувства;

На всех этапах воспитания очень важную роль играет возможность самовыражения. Ребенку надо давать возможность озвучивать свои мысли и переживания, вступать с ним в диалог. Важно услышать, что говорит ребенок. Если старший ведет с младшим плодотворный диалог, то именно благодаря этому младший развивается. Другой вопрос, что не каждый взрослый знает, для чего он живет. Многие со временем превращаются в «машины», которые не становятся счастливее, не получают удовольствие от жизни. Да, этот человек функционирует, у него есть работа, семья, дети, отпуск, пенсия, но когда-то его не обеспечили средствами, позволяющими выяснить, почему и для чего он живет. Из-за этого люди и погружаются в отчаяние. Сегодня чуть ли не каждому нужен личный психолог, огромное количество людей принимает антидепрессанты, многие употребляют наркотики. Потому и не знают многие взрослые, к чему вести детей, как их воспитывать, какие стремления им прививать и что вообще с ними будет.

Для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно перестать уделять внимание только внешнему и начать развивать внутренний мир ребенка. Тогда ребенок с детства будет понимать, что с ним происходит, какие порывы его переполняют, почему возникают те или иные желания в нем и в товарищах. Он научится анализировать происходящее, а не просто с плачем бежать к родителям: "Почему меня ударили!?". Он поймет причину и будет знать, что нужно делать, как выстраивать отношения со сверстниками. Если мы не будет равнодушными в процессе воспитания Человека, дети сами уже с малых лет создадут для себя правильное общество и узнают, как уживаться друг с другом, чтобы им было хорошо. Тогда мы получим не просто специалиста в своей области, а Человека, который знает, для чего он живет, и радуется жизни.

Взаимопонимание, духовная близость, сотрудничество, совместное творчество, расстановка приоритетов - вот основа воспитания Человека.











Просмотр содержимого презентации
«воспитать человека»

Актовая лекция «Воспитать человека»   Автор: Лазарева Татьяна Анатольевна учитель английского языка МКОУ Венгеровской СОШ №1

Актовая лекция

«Воспитать человека»

Автор:

Лазарева Татьяна Анатольевна

учитель английского языка

МКОУ Венгеровской СОШ №1

“ Воспитание — великое дело: им решается участь человека”. В.Г. Белинский

Воспитание — великое дело:

им решается участь человека”.

В.Г. Белинский

Мудрые мысли   «Воспитать человека — значит заложить в нем основы духовного характера и довести до способности самовоспитания»  Л.Н. Толстой

Мудрые мысли

«Воспитать человека — значит заложить в нем основы духовного характера и довести до способности самовоспитания»

Л.Н. Толстой

Мудрые мысли

Мудрые мысли

Как воплотить в реальность? * чтение и анализ притч; * этические беседы; * внушение; * разъяснение; * пример.

Как воплотить в реальность?

* чтение и анализ притч;

* этические беседы;

* внушение;

* разъяснение;

* пример.

Когда начать воспитание?

Когда начать воспитание?

Мудрые мысли   «Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие». Никола Себастиан Шамфор

Мудрые мысли

«Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие».

Никола Себастиан Шамфор

Цели воспитания Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие Подласый И.П. ( Педагогика. Новый курс. Книга 1.  Общие основы. Процесс обучения, 2010 г.)

Цели воспитания

Среди непреходящих целей воспитания

есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие

Подласый И.П.

( Педагогика. Новый курс. Книга 1.

Общие основы. Процесс обучения, 2010 г.)

Всестороннее развитие личности – это единство нравственного умственного физического эстетического трудового экономического экологического воспитания В. С. Селиванов

Всестороннее развитие личности – это единство

  • нравственного
  • умственного
  • физического
  • эстетического
  • трудового
  • экономического
  • экологического воспитания

В. С. Селиванов

Вектор будущего: «Одна из первейших задач современного образования - утверждение моральных и гражданских ценностей в школе, так как необходимо «воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных граждан» В. А. Тестов, В. В. Краевский

Вектор будущего:

«Одна из первейших задач современного образования - утверждение моральных и гражданских ценностей в школе, так как необходимо «воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных граждан»

В. А. Тестов, В. В. Краевский

Самовыражение

Самовыражение