Актовая лекция
«Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель начальных классов:
Копытова Оксана Владимировна
Москва
Уважаемые коллеги, вы, конечно, знаете, что по данным Всемирной организации здравоохранения каждый 10 человек планеты - инвалид и при этом 2-3 % детской популяции составляют дети инвалиды. В нашей стране число детей с ограниченными возможностями здоровья по мнению специалистов Минздравсоцразвития России в 10 раз превышает численность детей — инвалидов.
Я работаю в учереждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно в этой школе я, практически впервые, столкнулась с детьми, имеющими серьёзные проблемы со здоровьем. И теперь в моей работе на первом месте – научить такого ребёнка правильно относиться к себе и к окружающим, подготовить его к жизни в социуме. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%.
Создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из приоритетных направлений Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), которая была утверждена Правительством Москвы в сентябре 2011 года. Что даёт нам эта программа? Она даёт большую поддержку в реализации этой задачи. В каждой подпрограмме (дошкольное, начальное, общее, профессиональное) есть разделы и конкретные мероприятия, направленные на создание условий для обучения детей с ОВЗ совместно с детьми без ОВЗ по принципу преемственности между различными уровнями образования. Это радует, так как без государственной поддержки, на одном энтузиазме родителей и упорстве самих детей, ребёнку с ОВЗ пробиться в жизни очень сложно.
В программе подчеркивается возможность обеспечения движения ребенка по индивидуальной образовательной линии. У каждого ребенка есть диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки, не изолируя его от детей, которые не имеют ОВЗ.
Без этого идею инклюзивного образования будет невозможно воплотить в жизнь. Так, количество государственных образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза. И в программе обозначено в ближайшей перспективе увеличение таких учреждений.
Ребенок-инвалид ни в коем случае не должен чувствовать дефицит общения и любви, поэтому, не только родители, но и мы обязательно должны способствовать общению ребенка со сверстниками и сами давать ему как можно больше внимания и заботы. Хочу привести в пример слова одного человека, который в настоящее время талантливый программист. "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в учреждение для детей с ОВЗ. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас". То есть мы не имеем права изолировать таких детей от общества. Что делаю я? Использую индивидуальные и групповые формы работы, игратерапию, арттерапию, сказкотерапию, которые способствуют развитию эмоциональной сферы, двигательной сферы, социальной адаптации.
Я уверена, что большое внимание нужно уделить развитию талантов и способностей таких детей, ведь это поможет им в будущем найти любимое дело, в котором они смогут самореализоваться, почувствовать себя самостоятельными, самодостаточными и нужными другим людям.
Конечно, этой работе должно помочь развитие дополнительного образования. Содержание дополнительного образования должно не только развивать интересы и способности детей с ОВЗ, но и способствовать их адаптации и социализации в обществе.
А формы организации такого образования должны обеспечить его доступность, в том числе и за счёт активного использования дистанционных образовательных технологий. Важно, что эти направления деятельности нашли отражение в Программе. При этом ставка делается на организацию индивидуальной работы с ребёнком.
Впервые в Программе «Столичное образование» на период до 2016 года поставлена задача введения единых стандартов качества оказания образовательных услуг детям с ОВЗ в различных учреждениях.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды нуждаются в помощи психологов, медиков, социальных педагогов, инструкторов ЛФК. Я по собственному опыту знаю, с какими трудностями встречается учитель, работая с такими детьми. Поэтому, очень хорошо, что Программой предусмотрена разработка и выпуск дидактических и методических пособий, подготовка кадров для работы с детьми и тьюторов.
Чтобы реализовать поставленные задачи и получить ожидаемые результаты, необходимы усилия школы, родителей, всего государства, так как реализация программы требует немалых финансовых вложений. И только тогда, это даст достойный социальный эффект.
И зависит это в значительной мере от нас, педагогов. Но – при поддержке всего нашего общества! Это дело – государственное! И оно должно быть по-настоящему государственным. А для этого, прежде всего, надо менять отношение к таким людям в обществе!!!