Тема: Летопись добрых дел по сохранению природы.
Форма проведения: акция
Возраст детей:14 лет
ФИО, должность разработчика:
Суляева Лидия Николаевна
с. Вадинск, 2020год
Человек, вооруженный технологиями, машинами и механизмами, в течение долгих лет активно воздействует на природу, иногда не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Известны сотни, если не тысячи примеров пагубного влияния человеческой деятельности на природу, а в последнее время все чаще появляются изменения глобального масштаба, угрожающие планете в целом. Загрязнение атмосферы влияет на глобальное потепление климата на планете. Уничтожение лесов сказывается на состоянии атмосферы и нарушает водный режим нашей планеты. Загрязнение Мирового океана — еще одна проблема, очень остро стоящая перед человечеством. Загрязнение почвы, незаконное уничтожение животных - это далеко не все экологические проблемы, которые человек сам для себя и создал. Их гораздо больше, и они растут как снежный ком.
Среди причин плохого отношения к природе можно назвать низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумеваются экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое.
Важность экологического образования и просвещения постоянно декларируется российским государством. В ст. 71 федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды». В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ.
Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Если каждый из нас поменяет культуру экологического поведения хотя бы в малом, то в итоге проблем значительно уменьшится!
Экологическая ситуация, сложившаяся в нашем районе, относительно благополучная, но требует необходимости проводить и пропагандировать природоохранную работу. Она должна быть непрерывной, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.
Обучающиеся 8а класса под моим руководством разработали проект «Экологическое
просвещение и распространение природоохранных идей». Цель данного проекта: пропаганда бережного отношения к природе путем формирования позитивного экологического мышления и развития природоохранной культуры среди школьников. Также были определены задачи и сроки реализации.
Задачи:
•Формирование экологической культуры;
•Формирование творческой инициативы в решении экологических задач и проблем;
•Организация и проведение природоохранных и просветительских акций;
•Привлечение к экологическим проблемам внимания со стороны прессы, населения и власти района;
В ходе осуществления данного проекта были реализованы следующие этапы.
1. Подготовительный этап проектной работы
1.1.Обобщение экологического просвещения и распространения природоохранных идей нашей школы: подбор и исследование школьных архивных материалов (фото-, видео- и печатных материалов) по вопросам экологического просвещения.
Исследуя школьные архивные материалы по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры, мы сделали вывод, что работа в школе ведется не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе у учащихся начальных классов возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уборке пришкольной территории, изготовлением кормушек для птиц зимой. В старших классах активно используются тренинги, направленные на углубление и расширение экологических знаний участников.
За исследуемый период в нашей школе по вопросам экологического воспитания были реализованы следующие мероприятия:
1. Уборка пришкольной территории.
2. Классные часы на тему экологии «Мы в ответе за будущее», «Судьба планеты в наших руках», «Береги природу».
3. Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп».
4.Акция «Чистый памятник»
5.Акция «Кормушки для птиц»
6. Экоуроки в 1, 2 и 3 классах, основной темой которых стало ответственное отношение к ресурсам планеты и простые способы заботы о ней.
1.2. Определение и создание структуры проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»
1.2.1.Работа со средствами массовой информации
1.2.2.Рекламно-издательская деятельность
1.2.3.Экологические акции и праздники
1.2.4.Экскурсии в музеи и на природу.
1.2.5. Творческая деятельность
2.Практический этап проектной работы
2.1.Работа со средствами массовой информации
Мы обратились к статьям местной газеты «Вадинские вести», чтобы исследовать отражение нашей проблемы на ее страницах. Нас интересовало, как посредством печати ведется экологическое просвещение населения нашего района. По результатам своих поисков, мы пришли к выводу, что районная газета широко освещает проделанную работу по благоустройству села, а также указывает на недостаточное внимание местной власти к проблеме загрязнения сельских улиц. Но как таковых просветительских природоохранных статей, мы не встретили.
2.2.Рекламно-издательская деятельность
Одним из самых важных инструментов формирования положительного отношения школьников к природе является рекламно-издательская продукция. Поэтому мы изготовили буклет с обращением бережного отношения к природе.
2.3.Экологические акции и праздники
Основная цель экологических акций и праздников - продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры учащихся, информирование о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды в мире, стране, родном селе, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически. Нами проведены:
• Операция «Чистый берег»
• Экологический субботник «Зеленая Россия»
• Анкетирование по выявлению уровня экологической культуры учащихся
• Акция «Сохрани дерево – сдай макулатуру»
2.4.Экскурсии в музеи и на природу.
Активизации массовой природоохранной деятельности способствует проведение экскурсий на природу и в музеи нашей области.
Учащиеся с интересом знакомятся с растительным миром нашего края, наблюдают явления природы, сезонные изменения, собирают материал для последующих наблюдений. Именно экскурсии на природу учат бережному отношению к ней: не оставлять после себя мусор, не ломать ветки деревьев, не разорять гнезда птиц. От состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, это значит, заботиться о здоровье человека. 2.5.Творческая деятельность.
У нас в школе большой простор для творчества учащихся. Регулярно проходят конкурсы, целью которых является привлечение детей к активной практической природоохранной деятельности, творческое развитие учащихся; воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции.
В ходе таких мероприятий реализуются:
• Просветительская деятельность – пропаганда экологических знаний среди учащихся и педагогического коллектива.
• Практическая природоохранная деятельность, связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий.
• Учебно-исследовательская деятельность, направленная на изучение экологического состояния школьного двора, села.
Основной подход – деятельность и творчество.
Мы участвовали в мероприятиях:
1. Районный и областной фотоконкурс «Мир глазами детей».
2. Районный и областной конкурс рисунков «Мир заповедной природы».
3. Районный и областной фотоконкурс «Наш дом - Земля».
4. Проект «ИП Ножкин А.В. История создания и деятельность микропредприятия по сбору и обработке ТБО»
В результате проведенных мероприятий нам удалось
- повысить уровень заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- повысить экологическую культуру учащихся;
- создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья;
- привлечь внимание населения села к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Литература
1.Белейко А. Природа: универсальная иллюстрированная энциклопедия. – Минск: Современная школа, 2011.
2. Дроздов Н. Н. Охрана природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : Мнемозина, 2012.
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
4. https://mel.fm/blog/yevgeniya-savina/24906-zachem-nuzhno-ekologicheskoye-prosveshcheniye
5. http://leopard-land.ru/work/education
6. http://chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/metodicheskie_razrabotki_rekomendatsii/ekologicheskoe_prosveshenie_naseleniya/