СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа дисциплины География актуализирована в соответствии с примерной рабочей программой по общеобразовательной дисциплине География на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 30 августа 2024 года № 05-3163 о вступлении в силу изменений, установленных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 года № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
| |
| Утверждаю: Директор ГБПОУ ИО ЧТПрИС ____________Н.А. Шаманова « » июня 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 ГЕОГРАФИЯ
общеобразовательного цикла
по профессии среднего профессионального образования
технического профиля:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Квалификация:
Сварщик
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения:
1 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Черемхово, 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СОО на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рассмотренной на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО (Протокол № 13 От «29» сентября 2022 г.), одобренной на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования (Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.).
Рабочая программа предназначена для профессии среднего профессионального образования технического профиля: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Разработчик: Кузьменко Елена Игоревна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № _10__ от « » _июня_2024 г. Председатель комиссии _____Богданова В.А. |
| СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4
|
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 25 |
| ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 26 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ОПОП ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
1.3.1. Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать умения проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; - сформировать умения находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
|
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | - сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | - освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - владеть умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - сформировать умения применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 72 |
в т. ч.: |
|
Основное содержание | 54 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение | 27 |
практические занятия | 26 |
Контрольная работа | 1 |
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 8 |
практические занятия | 8 |
индивидуальный проект (да/нет) ** | - |
Промежуточная аттестация (экзамен/ дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия | Объем часов | Уровень усвоения | Формируемые общие и профессиональные компетенции | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
| ||
| Основное содержание |
|
|
| ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 |
|
| ||
| Урок 1. | Входной контроль | 1 | 1 | ОК 01. ОК 02. | |
Раздел 1. География как наука | 38 |
|
| |||
Тема № 1.1 Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы. Географическая культура
| Содержание учебного материала | 6 |
|
| ||
| Урок 1.1.1 | Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления географических исследований. Источники географической информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат географических исследований. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
| Урок 1.1.2 | Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных профессий | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Природопользование и геоэкология |
|
|
| |||
Тема № 2.1 Географическая среда. Естественный и антропогенный ландшафты
| Содержание учебного материала | 6 |
|
| ||
| Урок 2.1.1 | Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая среда. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
| Урок 2.1.2 | Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле | 1 | 1 | ||
| Урок 2.1.3 | Практическое занятие № 1 Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации | 1 | 2 | ||
| Урок 2.1.4 | Практическое занятие № 2 Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации | 1 | 2 | ||
Тема 2.2 Проблемы взаимодействия человека и природы | Содержание учебного материала | 6 |
|
| ||
| Урок 2.2.1 | Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
| Урок 2.2.2 | Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия | 1 | 1 | ||
| Урок 2.2.3 | Практическое занятие № 3 Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования) | 1 | 2 | ||
| Урок 2.2.4 | Практическое занятие № 4 Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования) | 1 | 2 | ||
Тема 2.3 Природные ресурсы и их виды | Содержание учебного материала | 4 |
|
| ||
| Урок 2.3.1 | Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
| Урок 2.3.2 | Особенности размещения природных ресурсов мира. География лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы | 1 | 1 | ||
| Урок 2.3.3 | Практическое занятие № 5 Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации | 1 | 2 | ||
| Урок 2.3.4 | Практическое занятие № 6 Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов | 1 | 2 | ||
Раздел 3. Современная политическая карта | 28 |
|
| |||
Тема 3.1. Политическая география и геополитика. Классификация и типология стран мира | Содержание учебного материала | 6 |
| ОК 02 ОК 04 ОК 09 | ||
| Урок 3.1.1 | Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства. | 1 | 1 | ||
| Урок 3.1.2 | Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное государственное устройство | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Население мира |
|
|
| |||
Тема 4.1. Численность и воспроизводство населения. Состав и структура населения | Содержание учебного материала | 6 |
|
| ||
| Урок 4.1.1 | Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных типов воспроизводства населения. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 09 | |
| Урок 4.1.2 | Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока | 1 | 1 | ||
| Урок 4.1.3 | Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура | 1 | 1 | ||
| Урок 4.1.4 | Практическое занятие № 7 Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся). | 1 | 2 | ||
| Урок 4.1.5 | Практическое занятие № 8 Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся). | 1 | 2 | ||
| Урок 4.1.6 | Практическое занятие № 9 Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения | 1 | 2 | ||
| Урок 4.1.7 | Практическое занятие № 10 Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения | 1 | 2 | ||
Тема 4.2. Размещение населения. Качество жизни населения | Содержание учебного материала | 2 |
|
| ||
| Урок 4.2.1 | Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 09 | |
| Урок 4.2.2 | Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира | 1 | 1 | ||
| Урок 4.2.3 | Практическое занятие № 11 Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных. | 1 | 2 | ||
| Урок 4.2.4 | Практическое занятие № 12 Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных. | 1 | 2 | ||
| Урок 4.2.5 | Практическое занятие № 13 Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации | 1 | 2 | ||
| Урок 4.2.6 | Практическое занятие № 14 Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации | 1 | 2 | ||
Раздел 5. Мировое хозяйство |
|
|
| |||
Тема 5.1. Состав и структура мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда | Содержание учебного материала | 6 |
|
| ||
| Урок 5.1.1 | Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 | |
| Урок 5.1.2 | Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда | 1 | 1 | ||
| Урок 5.1.3 | Практическое занятие № 15 Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран | 1 | 1 | ||
| Урок 5.1.4 | Практическое занятие № 16 Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран | 1 | 2 | ||
Тема 5.2. Международная экономическая интеграция | Содержание учебного материала | 2 |
|
| ||
| Урок 5.2.1 | Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные интеграционные группировки. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 | |
| Урок 5.2.2 | Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике | 1 | 1 | ||
|
| Контрольная работа по пройденным темам | 1 | 2 |
| |
Тема 5.3. География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность мира | Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 6 |
|
| ||
| Урок 5.3.1 | Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика» | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04
| |
| Урок 5.3.2 | Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике | 1 | 1 | ||
| Урок 5.3.3 | Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и цветных металлов | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.4 | Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники. Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.5 | Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.6 | Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.7 | Практическое занятие № 17 Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире. | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.8 | Практическое занятие № 18 Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире. | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.9 | Практическое занятие № 19 Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.10 | Практическое занятие № 20 Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.11 | Практическое занятие № 21 Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия» | 1 | 2 | ||
| Урок 5.3.12 | Практическое занятие № 22 Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры продовольствия» | 1 | 2 | ||
Раздел 6. Регионы и страны мира | 2 |
|
| |||
Тема 6.1. Регионы мира. Зарубежная Европа | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | ||
| Урок 6.1.1 | Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика. | 1 | 1 | ||
| Урок 6.1.2 | Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона | 1 | 1 | ||
| Урок 6.1.3 | Практическое занятие № 23 Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору) | 1 | 2 | ||
| Урок 6.1.4 | Практическое занятие № 24 Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору) | 1 | 2 | ||
Тема 6.2. Зарубежная Азия | Содержание учебного материала |
|
|
| ||
| Урок 6.2.1 | Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии). | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
| Урок 6.2.2 | Современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии) | 1 | 2 | ||
| Урок 6.2.3 | Практическое занятие № 25 Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции | 1 | 2 | ||
| Урок 6.2.4 | Практическое занятие № 26 Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции | 1 | 2 | ||
Тема 6.3. Америка | Содержание учебного материала |
|
|
| ||
| Урок 6.3.1 | Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
| Урок 6.3.2 | Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии) | 1 | 1 | ||
| Урок 6.3.3 | Практическое занятие № 27 Въяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт | 1 | 2 | ||
| Урок 6.3.4 | Практическое занятие № 28 Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт | 1 | 2 | ||
Тема 6.4. Африка. Австралия и Океания | Содержание учебного материала |
|
|
| ||
| Урок 6.4.1 | Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-географического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии) | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
| Урок 6.4.2 | Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта Океании: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда | 1 | 1 | ||
| Урок 6.4.3 | Практическое занятие № 29 Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии | 1 | 2 | ||
| Урок 6.4.4 | Практическое занятие № 30 Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии | 1 | 2 | ||
Тема 6.5. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира | Профессионально ориентированное содержание |
|
|
| ||
| Урок 6.5.1 | Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. | 1 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 | |
| Урок 6.5.2 | География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в России* | 1 | 2 | ||
| Урок 6.5.3 | Практическое занятие № 31 Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях* | 1 | 2 | ||
| Урок 6.5.4 | Практическое занятие № 32 Изменение направления международных экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических условиях* | 1 | 2 | ||
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества |
|
|
| |||
Тема 7.1. Глобальные проблемы человечества |
|
|
|
| ||
| Урок 7.1.1 | Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. | 1 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 | |
| Урок 7.1.2 | Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику. Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем | 1 | 1 | ||
| Урок 7.1.3 | Практическое занятие № 33 Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении | 1 | 2 | ||
| Урок 7.1.4 | Практическое занятие № 34 Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и участия России в их решении | 1 | 2 | ||
Итого |
|
|
| 70 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета/ экзамена | 2 |
|
| |||
Всего | 72 |
|
|
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1.Материально техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «География»
Оборудование учебного кабинета:
доска учебная
столы и стулья по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
шкафы для хранения раздаточного дидактического материала
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением
мультимедийный проектор
проекционный экран
колонки
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География»:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия
информационно-коммуникативные средства
политическая карта мира
глобус
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
География России. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник и практикум для среднего общего образования — 3-е изд., 305 с. — (Общеобразовательный цикл). ISBN 978-5-534-16446-6. URL: https://urait.ru/bcode/544804 | В. Н. Калуцков | Москва : Издательство Юрайт | 2024 год |
География для колледжей : учебник и практикум для среднего профессионального образования — 3-е изд.,— 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16137-3 URL: https://urait.ru/bcode/542490 | А. В. Коломийца, А. А. Сафонова | Москва : Издательство Юрайт | 2024 год |
География России : учебник и практикум для среднего профессионального образования — 3-е изд., — 305 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16136-6. URL: https://urait.ru/bcode/536872 | В. Н. Калуцков | Москва : Издательство Юрайт | 2024 год |
Дополнительные источники:
Экономическая и и социальная география мира. Учеб. для 10-11 класса ISBN 5-09-003961-5 | В.П. Максаковский | Просвещение | 1995 |
Экономическая география : учебник и практикум для среднего профессионального образования — 574 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16933-1. URL: https://urait.ru/bcode/537108/p.1 | Я. Д. Вишняков | Москва : Издательство Юрайт | 2024 год |
Интернет-ресурсы
https://e.lanbook.com/journal/issue/339758 Журнал Белорусского государственного университета. География. Геология
https://e.lanbook.com/journal/issue/315542 Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология
https://resh.edu.ru/
https://videouroki.net/
https://www.rgo.ru/ru - сайт Русского Географического общества
https://rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
www.school-collection.edu.ru - «Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»
https://nationalatlas.ru/ - Национальный Атлас России
http://www.krugosvet.ru/countries.htm - Энциклопедия Кругосвет. Справочник по странам мира и регионам
http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm - Россия как система. Комплексный аналитический web-атлас (общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения)
http://unstats.un.org/unsd/ - Статистическая база данных ООН
http://priroda.ru/ - Национальный портал «Природа России»
http://www.ocean.ru/ - сайт Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук
http://www.geo.historic.ru/ - Страны мира: географический справочник
http://kontur-map.ru/ - Контурные карты по географии и истории
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Тема 1.1 Тема 2.1- 2.3 Тема 4.1, 4.2 Тема 5.1– 5.3 Тема 6.1- 6.5 Тема 7.1 | тестирование кейс задания географический диктант устный опрос фронтальный письменный опрос эссе, доклады, рефераты оценка составленных презентаций по темам раздела оценка работы с картами атласа мира, заполнение контурных карт контрольная работа оценка самостоятельно выполненных заданий дифференцированный зачет проводится в форме тестирования |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Тема 1.1 Тема 2.1-2.3 Тема 3.1 Тема 4.1, 4.2 Тема 5.1– 5.3 Тема 6.1- 6.5 Тема 7.1 | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Тема 1.1 Тема 2.1- 2.3 Тема 5.1– 5.3 Тема 6.1- 6.5 Тема 7.1 | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Тема 3.1 Тема 5.1– 5.3 Тема 7.1 | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Тема 1.1 Тема 2.1 - 2.3 Тема 7.1 | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Тема 1.1 Тема 2.1- 2.3 Тема 7.1 | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Тема 1.1 Тема 2.1 - 2.3 Тема 7.1 | |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Тема 3.1 Тема 4.1, 4.2 | |
| Профессионально-ориентированное содержание |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением | |
Было
| Стало |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения |