СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Актуально. Для Вас родители."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Актуально. Для Вас родители."»

Актуально.  Для Вас родители !  Все о детстве и детском возрасте. Подготовили: Логопед-дефектолог Новикова Оксана Николаевна;

Актуально. Для Вас родители ! Все о детстве и детском возрасте.

Подготовили:

Логопед-дефектолог Новикова Оксана Николаевна;

Цель: Информационно-просветительская Цеель наука Мотив Задачи На повестке: Основные моменты от рождения и до…Формирование мозга у ребенка. Ключевые знания о сенситивном периоде развития в жизни ребенка. Эндогенные и экзогенные факторы влияющие на уровень развития различных психических процессов. Психические процессы. Методики используемые в коррекционной работе Мастер-класс Разное гипотиза

Цель: Информационно-просветительская

Цеель

наука

Мотив

Задачи

На повестке:

  • Основные моменты от рождения и до…Формирование мозга у ребенка.
  • Ключевые знания о сенситивном периоде развития в жизни ребенка.
  • Эндогенные и экзогенные факторы влияющие на уровень развития различных психических процессов.
  • Психические процессы.
  • Методики используемые в коррекционной работе
  • Мастер-класс
  • Разное

гипотиза

Формирование мозга ребёнка Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Формирование мозга ребёнка

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны что вызывает изменение состояния человека? Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов: дельта; тета; альфа; бета; гамма. Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве. Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева

Мозговые волны

что вызывает изменение состояния человека?

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте. В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Мозговые заболевания у детей Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления. В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии: церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы; гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы; эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.
ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ?    Дефектологи, логопеды, психологи, неврологи в своих работах опираются на каноны — возрастные нормы, которые были выявлены путём десятилетних исследований, наблюдений и рассмотрением ряда теорий в этой области. (Хотя и их в последнее время пытаются изменить без доказательной базы или каких-либо исследований). «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период», — писал Л.С. Выготский  Л.С.Выготский определил очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их -  сенситивные (сензитивные) периоды развития.

ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ?

  • Дефектологи, логопеды, психологи, неврологи в своих работах опираются на каноны — возрастные нормы, которые были выявлены путём десятилетних исследований, наблюдений и рассмотрением ряда теорий в этой области. (Хотя и их в последнее время пытаются изменить без доказательной базы или каких-либо исследований).
  • «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период», — писал Л.С. Выготский

Л.С.Выготский определил очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их -  сенситивные (сензитивные) периоды развития.

ВАЖНОСТЬ сенситивных периодов Это нужно помнить! - сенситивные периоды развития проходят все дети дошкольного возраста; - на развитие ребёнка влияет взрослый. Это происходит через обучение новым навыкам, создание благоприятных условий; - дошкольный возраст – это САМЫЙ главный период для обучения и развития; - периоды не идут друг за другом и не имеют четких сроков. Бывают, что несколько периодов идут параллельно в течение длительного времени. Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь

ВАЖНОСТЬ сенситивных периодов

Это нужно помнить!

- сенситивные периоды развития проходят все дети дошкольного возраста;

- на развитие ребёнка влияет взрослый. Это происходит через обучение новым навыкам, создание благоприятных условий;

- дошкольный возраст – это САМЫЙ главный период для обучения и развития;

- периоды не идут друг за другом и не имеют четких сроков. Бывают, что несколько периодов идут параллельно в течение длительного времени.

Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь

Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию:

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

  • 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
  • 1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
  • 2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
  • 2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
  • 3,5-4 года: осознанное употребление речи.
  • 4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.
  • 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли.

Выделим пять  сенситивных  периодов  развития  речи , предложенных  Л.С. Выготским :

  • 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.
  • 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи.
  • 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  • 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.
  • 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.
Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга. В настоящее время,  сенситивный период  («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент)  речи принято считать от 0-6 лет  (утверждено во всём мире). Ребенок  в 3 года  должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.

Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.

В настоящее время,  сенситивный период  («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент)  речи принято считать от 0-6 лет  (утверждено во всём мире). Ребенок  в 3 года  должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ   Вставка рисунка Важно знать! - Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания. - После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Вставка рисунка

Важно знать!

- Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.

- После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ Важно знать! - Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи. - Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ Важно знать! - Развивая движения кистей рук, вы подготавливаете ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку. -  Ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, вы развиваете речь ребёнка. Чтобы это работало, нужно параллельно подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок, тем самым происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ

Важно знать!

- Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.

- Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ

Важно знать!

- Развивая движения кистей рук, вы подготавливаете ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку.

Ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, вы развиваете речь ребёнка. Чтобы это работало, нужно параллельно подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок, тем самым происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ Важно знать! - Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе. -  Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ Важно знать! - не уничтожайте инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений; - когда вы кормите ребёнка до 5-6 лет с ложки, вы тормозите развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ

Важно знать!

- Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе.

Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ

Важно знать!

- не уничтожайте инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений;

- когда вы кормите ребёнка до 5-6 лет с ложки, вы тормозите развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ Важно знать! - именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения; - посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей, выставок расширяет не только кругозор ребёнка, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи. - ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление. Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ

Важно знать!

- именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения;

- посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей, выставок расширяет не только кругозор ребёнка, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи.

- ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.

Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи.

Психические процессы Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.   Психические процессы Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.

Психические процессы

Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.

 

Психические процессы

Одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ