Актуальность и проблемы преподавания немецкого языка в школе
Бойкова Наталья Владимировна,
учитель иностранных языков
МБОУ «СШ №3»
г. Нижневартовск
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и давно потерял свой статус первого иностранного языка. К сожалению, в последнее время в российских общеобразовательных школах все чаще возникает ситуация, когда выбор иностранного языка учащихся и их родителей происходит чаще не в пользу немецкого языка. Специализированные школы и гимназии с немецким языком - редкое исключение. Чаще немецкий язык изучают как второй иностранный.
Итак, перед учителями немецкого языка встал вопрос: «Как должно строиться обучение немецкому языку в контексте повышения эффективности процесса формирования мотивации изучения данного языка в общеобразо-вательной школе?». В процессе стимулирования изучения немецкого языка особенно актуализируются следующие проблемы: - проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе; - проблема организации педагогического партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества, сотрудничества и сотоварищества между учащимся и учителем; - проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и погасить антимотивы учащихся и их родителей, когда не возникает желание изучать немецкий язык. Последняя проблема является на начальном этапе изучения данного языка чуть ли не самой главной. Поэтому просто необходимо вести активную просветительскую работу среди родителей, которые в силу устойчивой тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков, рассматривают английский язык как более престижный, относясь к немецкому языку как ко второсортному. В этой связи нужно обязательно говорить о том, что в настоящее время, в новых общественно-политических и экономических условиях начинает складываться национальная концепция воспитания человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитывающего богатство культурного наследия народов других стран, тем самым лучше осознающего свою собственную культуру. Этой концепции противоречит устойчивая тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков, односторонняя ориентация на англо-американскую культуру, недооценка исторически сложившихся связей с Германией, Францией и испаноговорящими странами. Также нецелесообраз-ным и неразумным представляется выбор английского языка в регионах, где проживают этнические немцы и где осталась интенсивная востребованность изучения немецкого языка, которая в первую очередь отвечает потребностям конкретного региона. Кроме того, экономический аспект в настоящий период является достаточно значимым. [3, с. 25-26]
Отдельного рассмотрения требует проблема повышения мотивации изучения немецкого языка. В Государственном стандарте общего образования говорится об ориентированности содержания обучения на развитие мотивации учеников к изучению предмета “иностранный язык”. Мотивация - необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания этого предмета. Над этим вопросом работали Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим, П.В.Сысоев и многие другие.
Урок немецкого языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению данного языка. Но традиционный урок иностранного языка не способствует формированию внутренней положительной мотивации, так как характеризуется «трансляцией» знаний от учителя к ученику. У ученика не формируется заинтересованность в получении знаний. Урок должен быть личностно-ориентированным, основанным на деятельностном, компетентност-ном, когнитивно - коммуникативном подходах с использованием новых технологий обучения. [1, c. 98] Чтобы урок соответствовал этим требованиям, учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Многое зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели изучать немецкий язык? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями.
Учителю необходимо помнить, что мотивация бывает разная. Вот виды мотиваций, которые предлагает П.Б. Гурвич:
Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания, поэтому рекомендуется, чтобы ученик сам формулировал цель урока, его задачи и пути решения этих задач. В конце урока, при проведении рефлексии необходимо заострять внимание учеников на таких вопросах: «А где тебе могут пригодиться знания сегодняшнего урока? В каких ситуациях ты можешь использовать знания, полученные на уроках? И.т.п.»
Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели. Конечно, наиболее сильной здесь является отметка. И при её выставлении необходимо помнить о зоне ближайшего развития ребенка. Даже небольшой шаг к успеху должен быть увиден и оценен. При этом можно использовать метод эмоционального стимулирования.
Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения. Необходимо как можно чаще погружать детей в языковую среду. На каждом уроке должны присутствовать элементы аудирования, при этом это не должна быть только речь учителя. Использование интернета позволяет работать с немецкоязычными сайтами, что позволяет реализовывать на уроке принцип актуальности.
Эстетическая мотивация. Изучение иностранного языка для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика. Красочно оформленные презентации и буклеты способствуют его эстетическому развитию.
Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Необходимо каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ. Использование различных видов компьютерных программ даёт возможность выявить его интеллектуальные и творческие способности. [2, c. 17-18]
Методисты подчеркивают сложность и многогранность методик обучения немецкому языку в контексте повышения мотивации сохранения и развития интереса к данному предмету и, в соответствии с этим, предлагают различные подходы к решению данной проблемы.
Пути решения связываются с: - созданием специальной системы упражнений, при выполнении которых учащиеся осознавали бы результат своей деятельности; - вовлечением эмоциональной сферы в процесс обучения; - характером педагогических воздействий учителя, в частности, наличием стимулов и подкреплений; - использованием на уроках аудиовизуальных средств; - использованием личностной индивидуализации; - разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения немецкого языка.
Итак, на уроках немецкого языка должны присутствовать многие принципы, например, такие как - ситуативности (упражнения для учащихся имеют ситуативную основу, побуждают учащихся слушать, говорить на иностранном языке); - принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия (основная его функция состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения, а именно представление каждому ученику как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи); - принцип активности (обеспечивает создание условий для мыслительной активности школьника в каждый момент обучения); - принцип доступности и посильности (предполагает учет специфики и возможностей возраста, что обуславливает как выбор содержания обучения, так и учет типа ведущей деятельности); - принцип жизненной ориентации обучения необходим для организации и стимулирования работы (выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий основанных на жизненном опыте учащихся) и другие.
Для того чтобы эти принципы были реализованы, а многие проблемы решены, учитель немецкого языка должен пользоваться «правильным» учебно-методическим комлексом, являющимся важным источником повышения мотивации учения обучающихся, где уже присутствует специально разработанная информационно-образовательная среда, создающая условия для эффективного достижения целей и задач современного образования. Как один из вариантов можно использовать одну из лучших линий УМК «Первые шаги» Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Фомичевой Л.М., учебно-методический комплекс «Перспектива», издательства «Просвещение», который создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Комплекс создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Информационно-образовательная среда УМК «Перспектива» обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться. Идеологической основой комплекса является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, нравственности, саморазвития как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде. [6] Или же УМК Немецкий язык "Deutsch" (Бим И.Л. и др.) издательства «Просвещение» для 5-9 классов. Основные характеристики УМК: - личностно-ориентированная направленность материалов УМК; - развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности; - использование аутентичных материалов;- знакомство учащихся со странами изучаемого языка; - вовлечение учеников в творческую, в том числе проектную деятельность; - достижение учащимися к концу 9 класса уровня А2 (в чтении – В1). [7]
Итак, для совершенствования учебного процесса, для активизации познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, и повышения мотивации учения, современная методика преподавания иностранных языков продолжает поиск более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, новых источников мотивации.
Использование ИКТ технологий на уроке является важнейшим аспектом совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать обучение эффективным и интересным. Использование презентаций, которые кроме текста могут включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение, сделает урок запоминающимся для учащихся, вызывая у всех положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. А такой способ контроля как компьютерное тестирование вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению немецкого языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Творческие, игровые формы работы на уроках, способствующие познанию учащихся в области другого языка и культуры, также формируют положительную мотивацию изучения немецкого языка. Участие в школьных, районных и областных олимпиадах и конференциях также повышает данную мотивацию.
В данном контексте отдельным пунктом можно выделить работу над учебными, творческими и исследовательскими проектами. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании, а это даёт в конечном итоге возможность достижения коммуникативной компетенции, то есть, определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков у учащихся, которые позволяют осуществлять иноязычное общение, что важно в настоящее время. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. [4, с . 14-19]
Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении немецкому языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
Важную роль в стимулировании интереса учащихся к изучению языка и углублению их знаний в области иноязычной культуры играет внеклассная работа. При планировании конкретной информационной и рекламно-информационной деятельности в школе важно использовать весь спектр интерактивных методов и форм обучения: - Интернет, вебстраницы; - создание стенгазет, стендов в кабинетах немецкого языка; - проектная деятельность, интернетпроекты, интернетобщение, - подготовка материалов по страно-ведению и языковых практимумов; - проведение семинаров, школьных конфе-ренций, практических занятий, недель или декад по немецкому языку, проектов и других исследовательских разработок и находок преподавателей в процессе мотивированного деятельностного субъектного педагогического сотрудни-чества; - организация кружковой, факультативной работы; - организация летних школьных лигвистических лагерей.
Внеклассная работа дает учащимся возможность увидеть и ощутить результаты их учебного труда, осознать на практике смысл приобретенных ими речевых умений и навыков, познавательную ценность немецкого языка. Немецкий язык перестает восприниматься ими как предмет, лишенный практического применения. Например, викторина, как одна из форм внеклассной работы, помогает вызвать положительные эмоции учащихся. В обстановке соревнования они могут мобилизовать знания, полученные на уроках и в ходе подготовки викторины. Викторины побуждают учащихся к творческому отбору материала, приучают их сосредотачивать внимание на смысле высказывания. Загадки и ребусы, используемые на занятиях, также, несомненно, способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развивают интерес к иностранному языку.
Детально продуманная и методически грамотно организованная ролевая игра является средством обучения, позволяющим решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера комплексно. Ролевая игра призвана развить потребность в познании и создать условия для ее удовлетворения. В игре ученик может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. [5, с. 56-58]
Уроки творчества развивают воображение, фантазию, абстрактно-логическое мышление, мечту. Создание ситуаций «свободного выбора» помогает выявить социальную направленность личности, ценностные ориентации учащихся. Выбор, который подросток делает в сымитированной среде, несомненно, оказывает положительное влияние на выбор в реальных жизненных условиях.
Таким образом, анализируя применение игровых форм урока, можно сделать вывод, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.
В заключении нужно сказать, что в настоящее время учителями немецкого языка ведется активная работа по сохранению в учебном плане немецкого языка как первого иностранного языка, преподаваемого в российских школах, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка благодаря: - новым информационным технологиям и новым техническим средствам передачи информации;- использованию современных УМК в полном объеме (рабочие тетради, книги для чтения, сборники упражнений, проверочные тесты и др.); - повышению активности и творчества учительского труда по обеспечению прочности знаний, умений и навыков; - интеграции иностранного языка с другими предметами, например, с историей и литературой; - развитию партнерских отношений между учителем, учащимся и их родителями, что имеет в целом большое образовательное и воспитательное значение, так как ответственность за качественный учебный процесс несут не только учителя, но и учащиеся, их родители и общественное окружение; - обучению немецкому языку через постоянное самообучение учителей немецкого языка; - разработке внеклассных мероприятий, ведению кружков и факультативов по предмету; - созданию «правильного» педагогического партнерства между обучающимся и учителем, направленного на формирование и развитие УУД; - использованию разнообразных форм и методов обучения; - использованию многочиленных технологий, таких как личностно-ориентированные технологии на основе деятельностного подхода, здоровьесберегающие, развивающие, игровые, системно-коммуникативные; технологии поэтапного формирования умствен-ных действий и моделирования жизненных ситуаций и многому другому.
В контексте вышеизложенного хочется подвести итог и отметить, что очень важным в современных условиях обучения немецкому языку является обобщение педагогического опыта по формированию мотивации изучения данного языка в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2003. – 237 с.
Гурвич П.Б. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка / П. Б. Гурвич, С. Т. Григорян // Иностранные языки в школе. 2001. - № 5. – 112 с.
Минахин Е.В. Особенности мотивации учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей к выбору немецкого языка в качестве основного в условиях модернизации образования РФ // Актуальные вопросы изучения и преподавания немецкого языка: Язык как основа сохранения и развития идентичности российских немцев: Материалы международной научно-практической языковой конференции. – Москва, 28 октября – 01 ноября 2009 г. – М.: «МСНК», 2010. – 125 с.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - М.: №2,3, 2000. –112 с.
Филатова Г.Е. И еще несколько слов о ролевой игре // КЛАСС! – Ростов-на Дону, 1996.-№ 1-2. – 156 с.
Учебно - медодический центр «Эдвис» [Электронный ресурс] – Учебно-методический комплекс «Перспектива». Издательство «Просвещение»: http://edvisrb.ru/education/programs/?id=409234.
Школьный гид [Электронный ресурс] – УМК Немецкий язык "Deutsch" (Бим И.Л. и др.) для 5-9 классов: http://schoolguide.ru/index.php/midschool-foreign/deutsch-bim.html .
и другие.