Актуальность Инклюзивного образования в современной образовательной системе
И нклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования: - создание адаптивно-образовательной среды; - обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ; - построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций; - обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;
- разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ; - координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей; - повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности; - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.
Специфические задачи:
- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Цели и задачи - система задач трех уровней:
- коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
- профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
- развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах: - принцип индивидуального подхода; - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; - принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников; - принцип междисциплинарного подхода; - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; - принцип партнерского взаимодействия с семьей; - принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Формы (виды) инклюзии : точечная, частичная, полная. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построение инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом: 1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей; - диагностика развития ребенка; -наблюдение за поведением в группе. 2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана. 3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; 6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); 7. формирование умения поддерживать друг друга; 8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; 9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; 10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
- совместная деятельность и игра в микро группах с другими
детьми
- прием пищи
- дневной сон
- фронтальные занятия
- детско-родительские группы
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
- Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ .
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
- Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
- Индивидуальная программа обучения (ИПО);
- Компетентный подход и инклюзивное образование.
- Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
- Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования
с детьми:
беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;
с родителями:
тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;
с педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы:
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!