СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность Инклюзивного образования в современной образовательной системе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность Инклюзивного образования в современной образовательной системе»

Актуальность  Инклюзивного образования в современной образовательной системе

Актуальность Инклюзивного образования в современной образовательной системе

И нклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.

И нклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Задачи инклюзивного образования:  - создание адаптивно-образовательной среды;  - обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;  - построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;  - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;  - обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;

Задачи инклюзивного образования: - создание адаптивно-образовательной среды; - обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ; - построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций; - обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;

- разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;  - координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;  - повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;  - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.

- разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ; - координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей; - повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности; - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.

Специфические задачи:

  • квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
  • интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ

Цели и задачи - система задач трех уровней:

  • коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
  • профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
  • развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:  - принцип индивидуального подхода;  - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;  - принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;  - принцип междисциплинарного подхода;  - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;  - принцип партнерского взаимодействия с семьей;  - принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах: - принцип индивидуального подхода; - принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; - принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников; - принцип междисциплинарного подхода; - принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; - принцип партнерского взаимодействия с семьей; - принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Формы (виды) инклюзии : точечная, частичная, полная. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.   Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели.  Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Формы (виды) инклюзии : точечная, частичная, полная. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Реализация инклюзивного образования в  построение инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:  1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы  - беседа и анкетирование родителей;  - диагностика развития ребенка;  -наблюдение за поведением в группе.  2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.  3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.  4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Реализация инклюзивного образования в построение инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом: 1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей; - диагностика развития ребенка; -наблюдение за поведением в группе. 2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана. 3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;  6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);  7. формирование умения поддерживать друг друга;  8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;  9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;  10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;  11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; 6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); 7. формирование умения поддерживать друг друга; 8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя; 9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; 10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:  индивидуальные занятия со специалистами активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)  совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми  прием пищи  дневной сон  фронтальные занятия  детско-родительские группы  праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

  • индивидуальные занятия со специалистами
  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
  • совместная деятельность и игра в микро группах с другими

детьми

  • прием пищи
  • дневной сон
  • фронтальные занятия
  • детско-родительские группы
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка. Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ

  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ .

  • Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
  • Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
  • Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
  • Индивидуальная программа обучения (ИПО);
  • Компетентный подход и инклюзивное образование.
  • Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
  • Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
  • Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
  • Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования

с детьми:

беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;

с родителями:

тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;

с педагогами:

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;

детско-родительские группы:

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!