Актуальность прикладного творчества в образовании взрослых. (Третий возраст).
Пожилые люди, некогда активные члены общества, оказались не востребованными этим обществом, что влияет на социально-психологическое самочувствие пожилых людей.
Многие люди переживают переломы в обществе, как переломы в своей жизни. Уход на пенсию сужает круг общения, болезненное состояние ведёт к обеднению жизни, потере положительных эмоций, особенно у одиноких пенсионеров.
По мнению социологов, это фактор значительно ограничивает социальные возможности этой группы населения, то есть постарение населения происходит довольно стремительно. Методом реабилитации лиц пожилого возраста является образование, направленное на достижение самодостаточности.
Образование взрослых имеет свою специфику, оно обусловлено особенностями психологического состояния населения.
Образовательные программы для пожилых людей в первую очередь должны учитывать психофизиологические и физические особенности стареющих людей. По мнению медиков, они должны соответствовать следующим принципам: учёт возрастных, психологических, личностных, культурных особенностей, доступность усвоения, наглядность, чередование практического и теоретического материала, использования пауз для отдыха, участие слушателя в подготовке программы, создание положительной мотивации на занятии.
Исследования в области психологии обучения взрослых показывают, что при обучении необходимо воздействовать на все органы чувств обучаемых, чтобы улучшить их способность восприятия и запоминание информации. Наиболее успешное обучение обеспечивается тогда, когда происходит преодоление трудностей в процессе их обнаружения самими учащимися.
Помимо посильного труда, отдыха, в третьем возрасте наряду с просвещением, важно также творчество. Проблема активности среди пожилых людей решается средствами образования. Опираясь на результаты статистических исследований в области жизненных ориентаций и образования пожилых, можно прийти к вывод, что среди прочих видов творчества-театрального, музыкального-прикладная деятельность характерна как для мужчин, так и для женщин, и несмотря на многообразие способов самореализации, прикладная деятельность занимает прочные позиции (47,7%),так как даёт возможность не только получать общественные продукты деятельности, но и самореализоваться в деле, которое приносит удовольствие и может являться способом дополнительного заработка.
В прикладном искусстве благотворно сочетаются и потребности в творчестве, и ориентация на получение пользы. Прикладное творчество основывается на ручном труде, который в свою очередь, способствует развитию ощущений, тонкой моторики рук, двигательных ощущений. Целенаправленное движение кисти рук и пальцев во время занятий прикладным искусством способствует развитию точных движений, формирование координации движений, и вместе с тем повышает чувствительность анализаторов к форме, пространственным отношением. Занятие прикладным искусством является, также ,важным средством совместного развития - кинестезии и зрения, эффективному развитию зрительных ощущений у людей пожилого возраста, повышению чувствительности на основе взаимодействия ощущений (сенсибилизации) и слиянию, переходу зрительных ощущений в слуховые, и наоборот, (синестезия) способствует прослушиванию в процессе занятия прикладным творчеством классической музыки.
Развитие тонкой моторики благотворно влияет, как на двигательную способность рук, суставов, так и на мысленные операции.
Говоря об уникальных возможностях прикладного творчества, нельзя не сказать о необходимости максимального использования возможностей искусства в системе формирования эмоционально-нравственного опыта, связанного с общением. В процессе занятия прикладным искусством пожилой человек имеет возможность расширять свои жизненные контакты, переживать бесконечные варианты общения.
Прикладное творчество непосредственно связанно с природой. Природа - является не только источником творчества, но она даёт и материал для творчества. Регулярные выходы на природу (парк, лес, к реке) для сбора прикладного материала, рождают чувство прекрасного, а также являются положительным фактором в плане физического и эмоционального оздоровления пожилых людей.
Учитывая, какое значение имеет прикладная деятельность в образовании лиц третьего возраста, очень важно активно включать этот вид деятельности в содержание их образования.