СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность применения игровых технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, учащихся к учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность применения игровых технологий в начальной школе.»


Актуальность применения игровых технологий в начальной школе

Халиуллина Марина Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургут.


Младшего школьника трудно успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Чтобы добиться успехов в учёбе, обучение надо сделать желанным процессом. Каждый ученик хочет, чтобы уроки в школе были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я в своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, применяю следующие образовательные технологии: системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, критического мышления, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве (индивидуальная, командная, групповая работа), здоровьесберегающие, игровые, информационно–коммуникационные, проектные технологии и др.

Предпочтение отдаю игровым технологиям. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, учащихся к учебной деятельности. На уроках литературного чтения использую такие формы как: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, круглые столы, инсценировки, турниры, квн.

Актуальность применения игровых технологий на уроках литературного чтения я вижу в том, что

  • игры оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся, совершенствуют их мышление, внимание, творческое воображение;

  • разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

  • включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Исходя из выше сказанного, я так определяю основную цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения с сохранением обязательного условия - игра не должна выпадать из общих целей урока, она должна содействовать их реализации

Представленная мною технологическая карта урока по литературному чтению для четвёртого класса, разработана с использованием игровых технологий, которые позволяют мне познакомить учащихся с творчеством английского поэта и художника Эдварда Лира, дать ученикам начальных классов некоторые основы стихосложения, умения анализировать стилистические и языковые особенности английского лимерика, и, после усвоения определенной информации, дать возможность ученикам сконструировать собственные лимерики или сделать их художественные переводы (или иллюстрации).

На данном уроке образовательные задачи включаются в содержание игры, учебная деятельность подчинена определённым правилам игрового сюжета, в неё вводятся элементы соревнования, творческой и исследовательской деятельности, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Тема: Поэт Эдвард Лир. Лимерики.

Цели урока

Обучающие: сформировать умения получать знания об английском поэте

Э. Лире и его «чапушиных» стихах – лимериках, об особенностях этого жанра; конкретизировать понятия: стихотворение, строфа, рифма, ритм.

Развивающие: развивать способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы, развивать творческие способности детей, чувства рифмы и ритма;

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии, формировать оптимистический взгляда на мир и развивать чувство юмора.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, отпечатанные тексты стихов, детские журналы, карточки задания путешественников.


Учебный

элемент

Содержание работы

Форма контроля

время

УЭ -0








Вводный

контроль

Запишите число, тему урока

Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы побываем в стране, которая называется ПОЭЗИЯ. На столах у вас есть всё, что нужно для данного путешествия (личные карты, папки задания, наборы карандашей бумага).

Чтобы попасть в эту необычную страну нам надо выполнить задание.

Вспомните на прошлом уроке, о каком писатели мы говорили? (Д. Свифт)

Где жил этот писатель? ( в Англии).

Поэт и писатель; чем они отличаются друг от друга?(Работают в разных жанрах. Писатель пишет рассказы, повести, сказки, поэт стихи).

Что мы знаем о писателе Д. Свифте?

Тестирование (с использование игровийзера В Воскобовича), самопроверка. С заданием справились отправляемся в путь.

самоконтроль

3 минуты

УЭ-1

Постановка цели урока.

Сегодня я познакомлю вас с английским поэтом Э.Лиром и его стихами.

Что мы должны знать о поэзии и поэте?

фронтальный

2 минуты

УЭ-2

Цель: Получить представление о стихотворной строке, рифме, ритме.

Слайд №1 (город «ПОЭЗИЯ».) Сформулируйте вопросы по теме поэт и поэзия и задайте друг другу начиная со слов «В городе, который называется стихотворение есть……

( для учителя В городе, который называется стихотворение, всего одна улица, которая может состоять из одного, или двух, или трех и больше домов.

И дома эти расположены четко друг за другом. Называются эти дома строфами, но часто их ошибочно называют столбиками. И живут в этих домах братья, каждого из них называю стих, а иногда по -другому «стихотворная строка»

Слайд №2

Буря мглою небо кроет,-

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Награждение справившихся с заданием.

На нашем пути препятствие надо его преодолеть. Игра в рифмы.

Попробуем подобрать рифму, вместо точек:

Слайд № 2

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе ………

Купил муку, купил творог

Испек рассыпчатый……..

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не ……...

Работа впаре

6 минут

УЭ-3

Цель: Знакомство с английским поэтом Э.Лиром.

Ну вот мы с вами подготовились к встрече с поэтом. Как происходит ваше знакомство с незнакомыми мальчиками и девочками?

Представьте, что вы только встретились и вам предстоит вместе путешествовать, познакомьтесь. Игра «Как зовут»

А с поэтом, который жил давно, знакомство происходит иначе – со встречи с его стихами. Сейчас я буду вашим гидом, буду читать стихотворение, которое автор называет так: «Эдвард Лир о самом себе» и показывать иллюстрации. Текст стихотворения на слайде. Слушайте его внимательно и записывайте в карту путешественника.

Что вы узнали о Эдварде Лире, о его характере, занятиях, привычках.

Чтение стихотворения учителем.

Эдвард Лир о самом себе.

Мы в восторге от мистера Лира,

Исписал он стихами тома.

Для одних он ворчун и придира,

А другим он приятен весьма.

Десять пальцев, два глаза, два уха

Подарила природа ему.

Не лишен он известного слуха

И в гостях не поет потому.

Есть у Лира знакомые разные.

Кот его называется Фосс.

Тело автора - шарообразное,

И совсем нет под шляпой волос.

Если ходит он, тростью стуча,

В белоснежном плаще за границей,

Все мальчишки кричат: «Англичанин

В халате бежал из больницы»

По – испански не пишет он, детям

И не любит он пить рыбий жир,

Как приятно нам знать, что на свете

Есть такой человек- мистер Лир.

Вывод: Он говорит о себе шутливо, чуть с насмешкой. Мы смогли определить его национальность, Занятия , как он одевается и даже то, что у него есть кот. Узнали мы и о том, как к нему относятся другие люди.

Слайд №4 портрет Эдварда Лира.

самоконтроль

8 минут

УЭ -4

Цель: Самостоятельное чтение фрагментов из стихотворения «В страну Джамблеи»

Сейчас вы прочитаете стихотворение Эдварда Лира, которое вошло в эту книгу, называется оно….прочитайте JUMBLE (Путаница)

вам надо подготовиться к роли артиста, подумайте над вопросами :

1.Кто такие Джамбли?

2.С каким настроением вы будете читать потом вслух это стихотворение и почему? Настроение выражается в глазах и в мимике.

Слайд № 5, где нарисованы лица с разной мимикой. Посмотрите на этот слайд. После чтения стихотворения выберите то лицо, которое выражает чувство, испытанное вами при чтении и зарисуйте в тетрадь.

«В страну Джамблеи»

В решете они в море ушли, в решете,

В решете по седым волнам,

С берегов им кричали: «Вернитесь, друзья!»

Но вперед они мчались- в чужие края –

В решете по крутым волнам.

Где – то, где –то вдали

От знакомой земли,

На неведомом горном хребте

Синерукие Джамбли над морем живут,

С головами зелеными Джамбли живут,

И неслись они вдаль в решете.

Но приникла вода в решето, в решето,

И, когда обнаружилась течь,

Обернули кругом от колен до ступни

Промокашкою розовой ноги они,

Чтоб от гриппа себя уберечь,

И забрались в огромный кувшин из вина

( А вино было выпито раньше до дна),

И решили немного прилечь…

Далеко – далеко,

И доплыть нелегко

До земли, где на горном хребте

Синерукие Джамбли над морем живут,

С головами зелеными Джамбли живут.

И неслись они вдаль в решете.

И приплыли они в решете, в решете

Через двадцать без малого лет.

И сказали друзья: как они подросли,

Побывав на краю отдаленной земли,

Повидав по дороге весь свет!

Беседа после чтения стихотворения.

И так с каким настроением будете читать? Какое лицо выбираете? Чтение. Награда лучшему чтецу.

взаимопроверка

6 минут

УЭ- 5

Цель: научиться создавать рисунки по тексту стихотворения. Творческая работа детей.

Лир придумал каких- то Джамблей и дал им описание, из которого мы только что узнали?

( Они синерукие, головы зеленые).

Какими вы их представляете, нарисуйте, пожалуйста.

Выставка и обсуждение рисунков.

Иллюстрации самого Лира очень походили на детские рисунки, может быть, ваши джамбли похожи на тех, которых нарисовал он.У Лира есть шутливые стихи, которые он научился сочинять у своего народа. Называются они « лимерики», а название это связано с ирландским городом Лимерик. Говорят, что такие стихи там можно услышать на каждом углу. Иногда их называют «Чепушиными стихами»

Фронталь

ный

8 минут

УЭ-6

Цель подготовиться к сочинению лимериков, коллективное сочинение стихов. А давайте мы с вами попробуем тоже сочинить лимерики.

Но сначала внимательно посмотрите на них и определите, чем они похожи.

А) Сколько в них стихотворных строк?(5)

Б) Какие строки рифмуются?(1-2-5,3-4)

В) О чем говорится в первой строке?

Г)А во второй?

Д)В 3 и 4-ой? Заметили, что они короче остальных?

Е) Какая особенность у 5 строки?

слайд№5 Лимерики Чтобы наши стихотворения можно было назвать лимериками, подумайте, что надо…………

(Чтобы в них было 5 строк

Первая строка представляет героя или героиню

и заканчивается названием города или местечка,

откуда тот родом.

Вторая строка говорит о том, какая/ какой герой лимерика.

Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке.

А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок.)

Коллективное сочинение лимериков по данным рифмам.

Посмотрите, на доске написаны пять рифм, они нам подскажут строчки нашего лимерика.

1)………………………….из Сургута

2)……………………… жилище якута

3)…………………………удивился,

4)…………………………свалился.

5)…………………………из Сургута.

Дети обсуждают варианты строк, выбирают лучший. Так коллективно придумывается лимерик. Оценивание.

Взаимоконт

роль

Контроль учителя

8 минут










УЭ-7

Цель: выявление основных результатов деятельности на уроке

А теперь каждый из вас поэт. Напишите свой лимерик, только не забудьте о его признаках. А тем кто будет затрудняться, сочинять лимерик я помогу: заменю рифмы написанные на доске, на другие, а вы попробуете придумать лимерик.

Обсуждение придуманных детьми стихов.

1. Сколько всего строк в лимерике?(5)

2. Как обычно начинается лимерик?

3. Какие строки рифмуются с первой строкой?(2 и 5)

4. Какая строчка рифмуется с третьей?(4)

5. Какой вопрос можнитьо задать к первой строчке?(кто? и откуда?)

6. Какой вопрос можно задать ко второй строчке?(какой? какая?)

7. Какой вопрос можно задать к двум следующим?(что произошло?)

8. На какой вопрос отвечает последняя строчка?(чем всё закончилось?)

Сдайте карты путешественнтков, рабочие тетради, рисунки.

Домашнее задание: в папке заданий для каждого путешественника написаны пять рифм, строчки вашего будущего лимерика.

Выбирают способ выполнения домашнего задания.



Взаимо

оценка


















2 минуты

УЭ-8

Рефлексия

Путешествие завершилось

Мотивация собственной деятельности.

Как вы оцениваете свою работу? Как поработал каждый? Что было трудно выполнять? Что вызвало интерес? Легко ли быть поэтом




Игровые технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения.