СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность процесса формирования нравственных ценностей в образовательной среде

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях в рамках обновлённых ФГОС у учителя будет возможность уделять воспитанию нравственных качеств  особое  внимание. Я стараюсь строить занятия, целью которых является познание самого искусства, открытие самого себя в нём. Искусство- это жизнь, главное в которой- человек, его эмоции, чувства, мысли, отношение к окружающему миру. На занятиях по изобразительному искусству дети приобретают и осмысливают основные этические и эстетические ценности.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность процесса формирования нравственных ценностей в образовательной среде»

Актуальность процесса формирования нравственных ценностей в образовательной среде

Единую задачу воспитания можно целиком выразить

в одном только слове: нравственность

Иоган Гербарт

Формирование нравственной культуры личности было и остаётся актуальным во все времена. Повышаются требования общества к нравственной культуре, социализации младшего школьника в современных условиях. Нравственное воспитание молодёжи является важнейшей задачей семьи, школы, учреждений дополнительного образования и всего общества. В современный период особенно остро встаёт проблема повышения духовного и нравственного уровня развития школьников.

Нравственная культура личности закладывается в детском возрасте, когда ребёнок впитывает в себя любую информацию извне, не подвергая её критике и анализу. Очень важно в этот период уделять внимание формированию нравственного сознания обучающегося, развитию его нравственных качеств, приобретению субъектного опыта деятельности и поведения.

При осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо включать младших школьников в разнообразные виды деятельности и общение. Активное участие обучающихся в деятельности, выполнение ими социальных функций и ролей, включение в систему социальных нравственных отношений,обеспечивает формирование и закрепление нравственных качеств личности.

Педагогу необходимо на занятиях включать в деятельность такие воспитательные ситуации, взаимодействия и нравственные отношения, в которых младшие школьники выступают в качестве активных субъектов.В таких условиях происходит не только включение обучающихся в систему нравственных отношений, но и активизация их психических процессов и состояний.

Свою работу строю на основе системного, деятельностного, проблемно-целевого и личностного подходах к воспитанию. Стараюсь быть примером для своих учеников, так как уровень педагогической культуры важен в воспитании обучающихся. На своих занятиях использую специальный педагогический инструментарий для диагностики сформированности нравственных ценностей и определения уровня воспитанности школьников.



В работе я использую методы нравственного воспитания:



  • Методы стимулирования активности младших школьников и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности.

  • Методы организации познавательной деятельности младших школьников и формирования их нравственного сознания.

  • Методы организации деятельности и общения младших школьников и формирования опыта их нравственного поведения.



На занятиях по изобразительному искусству, изучая работы художников, в беседах с детьми я постоянно затрагиваю темы, влияющие на формирование нравственного облика человека.

Рассматривая произведения батального и исторического жанра, кроме композиционного построения произведения, мы говорим о ситуации, изображённой на картине, о поведении героев, о чести, долге перед Отечеством, взаимовыручке, товариществе, героизме, самоотверженности.

Говоря о бытовом жанре, например, рассматриваем картину «Опять двойка»  художника Фёдора Решетникова, говорим об ответственности, о чувствах, которые испытывает главный герой, даём им оценку.

В беседе о произведениях Алексея Гавриловича Венецианова, рассматриваем крестьянский быт, одежду, поведение людей, семейные взаимоотношения, воспитание.

Рассматривая работы художников-иллюстраторов, например, Ивана Семёнова к рассказам Николая Носова ("Огурцы", "Фантазёры", "Живая шляпа"и др.), анализируем эмоциональное состояние героев по их мимике и положению тела в пространстве. Одновременно обсуждаем тему чести, достоинства, справедливости, также говорим о чувстве товарищества, взаимовыручке.

Произведения анималистического жанра воспитывают чувство ответственности за братьев наших меньших, учат заботиться и защищать животных, сопереживать.

Рассматривая натюрморт и пейзаж говорим о красоте природы, учимся созерцать прекрасное, говорим о бережном отношении к природе. Средствами изобразительного искусства на каждом занятии детского объединения создаём инструментарий самостоятельной оценки фактов, явлений, вопросов нравственной проблематики.

Благодаря изучению работ художников у младших школьников также формируются ценностно-смысловые ориентации.

Произведения изобразительного искусства являются эффективным средством по воспитанию нравственных качеств младших школьников, так как именно в этот период у детей происходит эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря механизму интериоризации ребёнок начинает руководствоваться внутренними мотивами. Анализ и переживание за героев произведений помогают понять и научиться строить отношения в обществе, давать нравственную оценку. Школьники получают возможность нравственного самовоспитания.

Для определения сформированности нравственных качеств у обучающихся мною используются следующие методики:


Когнитивный критерий.

  • Методика О.С.Богдановой«Пёрышко»;

  • Методика Л.В. Петровой«Мой сад».

Эмоционально-ценностный критерий.

  • Художественно-экспрессивный тест Л.В. Школяр.

Поведенческий показатель.

  • Методика «Ранжирование» Г.Ф. Гаврилычевой;

  • Методика «Ситуации»О.Н. Кузнецовой, Л.В. Петровой.



При изучении школьного курса изобразительного искусства Михаила Борисовича Неменского и других авторов недостаточно уделено внимание беседам нравственной направленности, которые воспитывают такие качества как: долг, честь, верность, гражданственность, уважение и др.

В связи с этим я считаю, что обновлённые ФГОС дают возможность восполнить это упущение. На занятиях в рамках обновлённых ФГОС у учителя будет возможность уделять воспитанию нравственных качеств особое внимание. Я стараюсь строить занятия, целью которых является познание самого искусства, открытие самого себя в нём. Искусство- это жизнь, главное в которой- человек, его эмоции, чувства, мысли, отношение к окружающему миру. На занятиях по изобразительному искусству дети приобретают и осмысливают основные этические и эстетические ценности.



Источники:

Методики определения уровней нравственности: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/06/08/metodiki-opredeleniya-urovney-nravstvennosti

Воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

на материале изобразительного искусства.http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14676/1/2020golovizina.pdf



Интериоризация- формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.