СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные аспекты подготовки учащихся 5–8 классов к ВПР по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные аспекты подготовки учащихся 5–8 классов к ВПР по математике»


Актуальные аспекты подготовки учащихся 5–8 классов к ВПР по математике


Реализация подготовки к ВПР на уроках математики

Учителю следует прежде всего определить алгоритм подготовки к ВПР:

  1. Выписать перечень планируемых результатов по математике из основной образовательной программы среднего общего образования.

  2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих планируемых результатов.

  3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

  4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

  5. Вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При разработке рабочих программ по математике в 5 и 6 классах, по алгебре и геометрии в 7 и 8 классах, учителю следует:

  • включать задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;

  • включать учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся;

  • предусмотреть организацию коллективной проектной деятельности.

Учителям математики, учащиеся которых писали ВПР в предыдущем году, рекомендуется:

  • проанализировать типичные ошибки класса и отдельных учеников;

  • составить план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях для учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности;

  • продумать систему работы с учащимися, которые показали на ВПР высокие результаты для поддержания на высоком уровне и развития интереса этих школьников к предмету, для повышения уровня их успешности в освоении предметных и метапредметных умений.

Организуя учебный процесс, особое внимание следует уделять развитию и совершенствованию умений:

  • решать текстовые задачи;

  • осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой;

  • работать с информацией, представленной в графическом, текстовом, табличном виде;

  • решать геометрические задачи.

Необходимо также развивать навыки самоконтроля, сравнения полученного результата с вопросом задачи.

Эта работа должна вестись с учётом психологических особенностей данной возрастной группы учащихся, в том числе такой, как избирательность внимания. В связи с этим на уроках математики рекомендуется комбинировать различные технологии обучения, переключать внимание от одного вида деятельности к другому.

При отборе заданий важно придерживаться следующих принципов:

  • задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения (поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует);

  • заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата;

  • задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Рособрнадзор не рекомендует специально готовить («натаскивать») обучающихся к выполнению работы, однако незадолго до написания ВПР следует провести итоговое повторение в каждом классе в рамках образовательного процесса.


Некоторые приёмы, обеспечивающие успешность подготовки к ВПР

1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нём учащимся.

Составленный в начале года план-график позволит заранее спланировать объём и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2.  Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на этом внимание.

4.  Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.

5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

7. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

8. Общайтесь с коллегами.

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

9. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

10. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, даёт возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

11. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону.

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Если правильно донести смысл и условия проведения ВПР до учащихся, то они будут более спокойно воспринимать происходящее. По сути ВПР – это те же контрольные работы, хотя они могут содержать и плохо изученные темы. Последнее связано с различиями используемых программ – какие-то темы в одних школах уже прошли, в других будут изучать позднее.

В частности это не особо помогает ученикам, но даёт возможность более корректно менять школьную литературу и образовательные методики. При этом есть и психологические плюсы – с самого начала обучения дети привыкают к строгому регламенту экзаменационных работ, что в дальнейшем убережёт их от чрезмерного стресса при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Накануне написания проверочной работы следует довести до сведения обучающихся, что перед началом выполнения работы всегда нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся, это поможет настроиться на работу.

Следующую информацию можно разместить в классном уголке, предварительно обсудив её с учащимися. Не будет лишним познакомить с ней и родителей.


При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Начни с легкого!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Проверь!

Не оставляй задание без ответа!


Особое внимание следует обратить на пункт: "ЧИТАЙ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА!". Нужно внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл. Характерная ошибка во время проверочных работ –не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать.

Очень важно скорректировать ожидания ученика и объяснить ему, что для хорошего результата совсем не обязательно решать все задания ВПР. Гораздо эффективнее спокойно дать те ответы на вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешённых заданий.

Важно также напомнить ученику, что результаты ВПР не повлияют на перевод в следующий класс.


Кадровое обеспечение ВПР

Основным требованием к кадровому обеспечению является наличие необходимых условий для обеспечения объективности результатов ВПР. В числе прочего, порядком его проведения должны быть предусмотрены:

  • механизмы контроля обеспеченности кадрами всех этапов проведения ВПР в соответствии с требованиями порядка проведения;

  • меры по обеспечению единообразия условий привлечения, подготовки и, при необходимости, аттестации специалистов для проведения ВПР;

  • меры по предотвращению конфликта интересов в процессе проведения ВПР.


Информация для родителей

Ситуация проверки практически всегда стрессовая ситуация для многих людей. Как же родители могут помочь своему ребёнку в подобной ситуации?

Родителям можно посоветовать заранее поинтересоваться результатами своего ребёнка, постараться получить информацию об имеющихся у него проблемах и планах школы по устранению этих проблем. Не следует оставлять подготовку к ВПР на последние месяцы.

Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.

Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением.Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребёнка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребёнок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты всё сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

Соблюдение правильного режима труда и отдыха поможет ученику физически и психологически подготовиться к написанию ВПР. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним.

Не следует допускать перегрузок ребёнка. Через каждые 40-50 минут занятий ему обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Ребёнок должен соблюдать режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на один час.Накануне проверочной работы с вечера следует перестать готовиться, выспаться как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.


Использование интернет-ресурсов при подготовке к ВПР

Официальный сайт ВПР (СтатГрад) – https://vpr.statgrad.org–осуществляет информационное сопровождение ВПР под руководством Рособрнадзора. Здесь размещены демонстрационные задания с ответами и критериями оценивания, различная информация о ВПР: план-графики, порядок проведения, официальные документы и др. На сайте можно познакомиться со структурой проверочной работы, демонстрационными версиями работ по предметам, критериями их оценивания.

На официальном сайте Рособрнадзора – https://obrnadzor.gov.ru–  в первую очередь появляются новости, связанные с проведением проверочных работ.

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Идеальный вариант, к которому стремятся многие учителя – самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Готовые варианты ВПР по математике для самостоятельного прорешиваниявыложены, например, на сайте «ВПР тесты. Подготовка к ВПР 2019»:

  • варианты с ответами для 5 класса:https://vprtest.ru/varianty-vpr-po-matematike-5-klass-19-aprelya/

  • варианты с ответами для 6 класса:https://vprtest.ru/vpr-2018-po-matematike-6-klass/

Для подготовки к ВПР по математике можно также рекомендовать ученикам и их родителям использовать ресурсы образовательного портала «РешуВПР»:

https://math5-vpr.sdamgia.ru– для 5 класса;

https://math6-vpr.sdamgia.ru – для 6 класса.

Сервисы этой дистанционной обу­ча­ю­щей системы обладают рядом преимуществ:

  1. Для ор­га­ни­за­ции тематического по­вто­ре­ния разработан клас­си­фи­ка­тор заданий, поз­во­ля­ю­щий последовательно по­вто­рять те или иные не­боль­шие темы и сразу же про­ве­рять свои зна­ния по ним.

  2. Для ор­га­ни­за­ции текущего кон­тро­ля знаний предо­став­ля­ет­ся возможность вклю­че­ния в тре­ни­ро­воч­ные варианты работ про­из­воль­но­го количества за­да­ний каждого типа.

  3. Преду­смот­ре­но прохождение те­сти­ро­ва­ния в фор­ма­те ВПР ны­неш­не­го года по од­но­му из пред­уста­нов­лен­ных в си­сте­ме вариантов или по индивидуаль­но­му случайно сге­не­ри­ро­ван­но­му варианту.

  4. Для кон­тро­ля уровня под­го­тов­ки система ведет ста­ти­сти­ку изученных тем и ре­шён­ных заданий.

  5. Для озна­ком­ле­ния с пра­ви­ла­ми проверки эк­за­ме­на­ци­он­ных работ дана воз­мож­ность узнать кри­те­рии проверки за­да­ний части С и про­ве­рить в соответ­ствии с ними за­да­ния с от­кры­тым ответом.

  6. После про­хож­де­ния тестирования со­об­ща­ет­ся количество набранных первичных баллов и их перевод в оценку по пятибалльной шкале.




4