Актуальные педагогические технологии в группе продленного дня
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам.
Вот наиболее актуальные технологии, применяемые в современной школе:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Педагогика сотрудничества
Групповые технологии
Я бы хотела остановиться на технологиях, которые связаны непосредственно с работой ГПД.
1. Здоровьесберегающие технологии
Цель: обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Большое внимание сбережению здоровья учащихся нужно уделять в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами.
Основными пунктами работы ГПД являются различные режимные моменты, к которым относятся самоподготовка, прогулка, час общения или клубный час. Все эти пункты работы по-разному влияют на здоровье учащихся. Подробнее хотелось остановиться на прогулке.
Здоровьесберегающие технологии во время прогулки, спортивных игр
Прогулка - это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.
Во время прогулки дети играют в спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты, прыгают со скакалками, катаются на санках.
Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.
Здоровьесберегающие технологии во время режимных моментов – самоподготовка, клубный час.
Здоровьесберегающие минутки – это обязательные компоненты режимных моментов работы ГПД в помещении и проводятся во время самоподготовки, часа общения, после учебного процесса.
Главная функция минутки – своевременная перемена деятельности, снятие утомляемости за определенный отрезок времени, т. е. она является либо частью отдыха, либо частью двигательной активности.
Целесообразность проведения минуток в режиме работы ГПД:
Игровые минутки проводятся несколько раз в течение дня по 5-6 минут.
Благодаря минуткам воспитанники получают возможность расслабиться психически и физически после интенсивной деятельности
Постоянство в проведении минуток вырабатывает у воспитанников потребность и привычку в таких упражнениях.
Оздоровительные минутки способствуют повышению работоспособности, активности, помогают преодолевать усталость и сонливость.
Для проведения минуток не нужно специальное спортивное оборудование, достаточно мягкого коврового покрытия и материала, который находится в группе или у ребенка в портфеле.
Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать интеллектуальную сферу и проводить оздоровление.
Физкультминутка - представляет собой комплекс упражнений или специальных зарядок. Они необходимы для того, чтобы помочь поднять настроение, снять статистическое напряжение.
Кроме обучения умения правильно организовывать свой отдых после уроков важно знакомить воспитанников и с теоретическими вопросами по здоровью.
Основная оздоровительная идея таких занятий – это достижение состояния организма между духовным, нравственным и физическим развитием
Основная цель занятий - обеспечение активного отдыха учащихся, формирование здорового и безопасного образа жизни.
2. Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
При работе в группе продлённого дня одной из главных задач является - забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.
5