Актуальные проблемы обучения детей с нарушением зрения на фольклорном отделе в ДШИ.
В последние время наблюдается общемировая тенденция появления детей с различными особенностями здоровья. Наша страна не является исключением. Одно из главных мест занимает нарушение зрения разной степени тяжести.
Я готова поделиться опытом работы с тотально слепыми детьми, и проблемами, возникающими в процессе обучения в условиях ДШИ на фольклорном отделе.
В своей работе мы, педагоги, должны понимать и учитывать все факторы развития детей с органическими поражениями зрения, в основе которых лежат морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора. Часто при таких нарушениях выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития.
В работе преподавателя ДШИ нужно учитывать, что бывают прогрессирующие и не прогрессирующие нарушения зрительного анализатора. По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых. В настоящий момент я затрону тему обучения тотально слепых детей, трудностям, связанным с их обучением по предпрофессиональной программе в ДШИ.
На занятиях Ансамблем и Сольным пением полное отсутствие зрительного восприятия сильно влияет на восприятие и затрудняет развитие мыслительных операций младших школьников, тормозит учебно-познавательную деятельность. Когда ребенок не может читать текст - это увеличивает время на освоение, разучивание текстов произведений. Одна из возможных форм работы для ускорения процесса предполагает, что учащийся самостоятельно запишет текст с помощью шрифта Брайля в свою специальную тетрадь. Со временем такие тетради станут антологией текстов народных песен, собранных учащимся. Однако без дополнительной помощи педагога или родителя такая форма работы не возможна. Альтернативная форма работы - постепенное выучивание текста наизусть на слух, что так же требует помощи преподавателя. У обучающегося нет возможности пользоваться нотными сборниками самостоятельно, что отрицательно сказывается на объеме, устойчивости и закреплении полученных знаний. Наблюдается замедленное запоминание, которое требует большего количества повторений и времени на выучивание. Эту особенность необходимо учитывать при работе на уроках фольклорного ансамбля и сольного пения. Нужно постараться не торопить ученика в начале работы над произведением. При разборе текста и обратить внимание на формирование у слабовидящего точных мыслительных представлений: слуховых, пространственных, двигательных и образных. Еще одним важным аспектом работы педагога ДШИ является помощь в организации и решении самостоятельных и домашних заданий, а также педагогическое консультирование родителя.
Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению скорости обучения, увеличению времени затрачиваемого для выполнения как классных, так и домашних заданий, а как следствие снижению общей успеваемости. Ситуация преодоления, долгого кропотливого труда влияет на мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной отказа от занятий. Чтобы этого не случилось, родитель должен повышать свою педагогическую компетентность, поддерживая личной заинтересованностью.
В совокупности эти причины являются главными факторами, затрудняющими обучение в области музыкального исполнительства, требующими от педагога ДШИ специальной поддержки и серьезной работы над образовательной программой, индивидуальными планами, специальным подбором репертуара, а так же созданием «безбарьерной» среды, которые бы учитывали специфику развития ребенка. В идеальных условиях, разработка программ, учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится под контролем и по рекомендациям тифлопедагога т.к. учителя в ДШИ не владеют азбукой Брайля и не могут проконтролировать и проверить задание в полном объеме.
Что касается предметов цикла теории и истории музыки особую сложность составляет чтение с листа, и работа над нотной записью. В системе записи по Брайлю существует нотная запись, однако в большинстве случаев педагоги ДШИ ею не владеют. Исходя из этого, теорию и практику нотной записи приходиться исключить из обучения сольфеджио и полностью положиться на фортепиано. В итоге для изучения предмета сольфеджио незрячих учеников необходим более длительный «донотный» период, чем с обычными учащимися, для приобретения отчетливых музыкальных и слуховых представлений. Требуется сконцентрировать внимание на изучении клавиатуры, что должно происходить в плотном взаимодействии с преподавателем по фортепиано.
В специализированных учебных заведениях есть возможность освоения нотной грамоты слепыми детьми. В нашем городе такие учебные заведения отсутствуют, как и специалисты-музыканты, владеющие шрифтом Брайля.
Также есть особенности изучения предмета Народное творчество. Это связано с визуальным получением информации и анализом. Знакомство с окружающим миром у каждого ребенка происходит при помощи глаз. Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего ребенка с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах, явлениях, жизненных ситуациях. Дети с нарушениями зрения этой возможности лишены и, помимо ограничения физической активности, у многих есть психологические проблемы, связанные с недугом. Темы на занятиях народного творчества приходится сильно конкретизировать, предоставлять наглядное использование и демонстрацию с возможностью тактильного контакта.
Занятия музыкальным фольклором незаменимы для развития творческого воображения ребенка при помощи впечатлений, а так же способствуют большей адаптации в культурном пространстве, дают возможность получения жизненного опыта, накопленного поколениями, способствуют формированию общечеловеческой культуры на примере лучших образцов народного творчества. Слушание музыки в записи, в исполнении педагога, участие в концертах и внеклассных мероприятиях, тематических программах, фестивалях и конкурсах, расширение круга общения способствует лучшей адаптации незрячих детей в обществе.
Несмотря на все перечисленные проблемы и сложности обучения детей с дефектами зрения, на нашем отделе есть четкое понимание того, что положительные результаты в освоении программы музыкальный фольклор могут быть достигнуты. Физические недостатки обучающегося не являются препятствием для продуктивной творческой деятельности при условии создания индивидуального образовательного маршрута в ДШИ.
Список литературы:
1. Баренбойм Л. “Музыкальная педагогика и исполнительство.” Л.,1974
2. Бюрклен К. “Психология слепых.” М., 1976
3. Виллей П. “Психология слепых.” М., 1968
4. Вишневская Е. Е. “Специфика работы с детьми с дефектами зрения.”
5. Коваленко Б., Коваленко Н. “Тифлопедагогика. Основы тифлопедагогики и тифлодидактики.” М., 1971
6. Литвак А., Сорокин В., Головина Т. “Практикум по тифлопсихологии.” М., 1989
7. Морозова Н. Г. “Интересы и мечты слепых детей младших (старших) классов.” М., 1989
.