Актуальные проблемы обучения в классе гитары. Специфика инструмента.
Кирьяков Дмитрий
Введение
Работая по «Школам игры на шестиструнной гитаре»различных авторов, в основном, тех, кто издавался в нашей стране, мы заметили, что информация, касающаяся таких важных аспектов, как посадка во время игры, постановка рук, фиксация инструмента, вопросы звукоизвлечения, демпфирование и т.д., далеко не полная, зачастую просто поверхностная и устаревшая. Это объясняется тем, что практика игры на инструменте на современном этапе развития, не подкрепляется методическим обеспечением. И потому в своей работе мы хотели бы заострить внимание на некоторых важных вопросах, касающихся методики преподавания игры на классической гитаре и развития современной технологии гитарного исполнительства на начальном этапе обучения. В данной работе предполагается использовать как личный опыт, так и опыт ведущих педагогов и концертных исполнителей, таких как Александр Фраучи, Лео Брауэр, Аньело Десидерио, Рафаэла Смитс, Роберто Ауссель, Карло Каркионе и другие.
Посадка без инструмента
Гитару – один из самых «неудобных» для формирования осанки ребёнка музыкальных инструментов, с точки зрения того, что костные ткани формируются в детстве и юности; преподаватель, заботясь о здоровье обучающегося, должен сформировать правильную посадку, чтобы во время игры не возникало искривление верхней части туловища. Теоретически, «хорошая картинка» не мыслима вне расслабленного тела. Расслабление тела, посадка и дыхание взаимно влияют друг на друга. Глубокое и спокойное дыхание невозможно без ровной, естественной посадки; тем более, что мышцы нельзя расслабить, если нет ровного, глубокого дыхания. Этот порочный круг и впрямь есть «вечная спираль» - проблема каждого «расслабленного тела». Строго говоря – следует контролировать состояние мышц, чтобы оставаться всегда расслабленным или возвращаться к расслаблению после необходимого мышечного усилия.
Несколько советов начинающему молодому музыканту-гитаристу и его преподавателю:
- если посадка правильная, то позвоночник сохраняет свою естественную форму и максимальную длину. Здесь очень многое зависит от мышц шеи и плеч. Шея естественно «продолжает (т.е. создаёт ощущение) позвоночник; грудь и спина расправлены, от ушей до плеч расстояние равномерное. Посадка поддерживается воображаемым «эластичным» крестом (т.е. позвоночник и линия плеч перпендикулярны);
- если спина искривлена, происходит давление на крестец (нижнюю часть позвоночника). В такой позе грудная клетка деформируется и в легкие не впускается достаточное количество воздуха. В результате быстро наступает усталость, начинаются боли в спине и голове.
В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины сохраняли своё естественное положение. Ориентиром служит левая часть спины и нужно постараться выровнять обе стороны. Живот следует расслабить и немного вогнуть позвоночник в районе поясницы. Сидеть следует ближе к краю стула.
Посадка с инструментом
Как и во всякой работе, выполняемой сидя, посадка с инструментом прежде всего должна отвечать общим физиологически правильным условиям: не затруднять деятельность сердца, дыхания, содействовать непринужденному, устойчивому положению тела и свободному выполнению требуемых движений. Для устойчивости посадки следует устанавливать ноги всей ступнёй. Стояние на носках, слишком согнутое положение ног, подгибание ступней за ножки стула и тому подобные отклонения от нормы вызывают излишнее напряжение тела и приводят к быстрому утомлению.
Все общие условия посадки во время работы, выполняемой сидя, необходимо соблюдать и во время игры на гитаре. При этом надо учитывать следующие особые требования, предъявляемые к посадке играющего на гитаре.
Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом исполнителя:
Вырезом обечайки она ложиться на левое бедро, ближе к колену, которое приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке
Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно провести линию вдоль грифа, и через всю верхнюю деку (как бы продолжая струны) мы найдём вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта точка опоры очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую ногу не следует слишком уводить в сторону.
Третья точка находится на уровне грудной клетки, чуть выше «солнечного сплетения». В этом месте происходит соприкосновение с верхней частью корпуса гитары в достаточной близости к подбородку. Близость инструмента к подбородку фиксируется за счет подставки, которую не стоит делать слишком низко, но и не слишком высоко, так как это может привести к воспалению седалищного нерва. В наше время всё чаще используются приспособления заменяющие подставку для ног. Это всевозможные «ножки», крепления, изобретенные С. Раком и другими гитаристами
Опора в том месте, где правая рука соединяется с верхней частью обечайки. Правая рука должна лечь на корпус довольно естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и небольшим усилием как бы вдавливать корпус гитары во вторую точку опоры, то есть в то место, где инструмент соединяется с правой ногой.
Последняя точка соединения – это контакт с левой рукой, которая будет располагаться на грифе гитары. Очень важно, чтобы рука при этом была расслаблена, как бы висела на грифе. Необходимо следить за тем, чтобы плечо не напрягалось, и не меняло своего естественного положения, а локоть не «уходил» в сторону, и не «прилипал» к корпусу гитариста.
Итак, при правильной посадке гитариста с инструментом, гитара становится очень устойчивой, как бы «сливается» с телом исполнителя, что является залогом уверенной, стабильной игры в дальнейшем, учащийся меньше подвержен усталости. При такой посадке головка грифа располагается не ниже левого уха исполнителя, а пальцы левой руки, находящиеся в первой позиции, будут находиться на уровне глаз, что позволяет лучше просматривать весь гриф.
Задача педагога на данном этапе обучения состоит в том, чтобы добиться непринужденной посадки учащегося. Пояснив ученику условия правильной посадки с инструментом, нужно предупредить его о недопустимости согнутого положения спины во время игры, подчеркнуть огромную роль внимания во время занятий, а так же умения своевременно обнаружить и устранить чрезмерное напряжение мышц.
Постановка рук. Правая рука.
Совершенно естественно, что постановка обеих рук будет напрямую связана с посадкой. Учитывая расположение гитары по отношению к телу играющего, правая рука займёт положение, которое в гитарной терминологии получило название «рычаг» (выражение, часто используемое А.К. Фраучи).
Вообще, вокруг вопроса о постановке правой руки велось и ведётся до сих пор множество споров. О том, какой должен быть рычаг, короткий (когда предплечье и кисть расположены на одной линии) или длинный (когда кисть опущена и находится под углом по отношению к предплечью), под каким углом должны находиться пальцы по отношению к струнам – прямым или нет, как играть – с опорой или без. На самом дела, если заглянуть в историю исполнительства на гитаре, а так же на современную ситуацию в «гитарном мире» (речь идёт о классической гитаре), можно еще раз убедиться, что вся история развивается по спирали, и многие забытые порой истины и традиции вновь возвращаются и становятся актуальными и естественными на новом уровне развития искусства и всего человечества.
С точки зрения современного состояния гитарного исполнительства следует указать, что ещё со времён Х. Бермудо и предшественников Х.К. Амата, включая всех испанских, португальских, итальянских и французских авторов 17-18 вв., вплоть до Ф. Сора, Д. Агуадо, Н. Коста, упоминания о способе звукоизвлечения апояндо (apoyando – опираясь, прислоняясь) нет ни в одном из известных трактатов. Различия между известными школами заключалось в одном: опираться о верхнюю деку мизинцем (Ф.Карулли, Ф.Моретти и др.) или нет (Д. Агуадо, Ф.Сор и др.). И все факты говорят о том, что гитаристы играли «коротким рычагом», т.к. по-другому невозможно держать кисть, касаясь мизинцем верхней деки. Да и Д.Агуадо и Ф.Сор, будучи весьма высокопрофессиональными педагогами, не остались бы равнодушными к столь важному техническому приёму, если бы они практиковали способ апояндо.
Это предположение подтверждается одной деталью: удар с опорой логически требует перпендикулярного положения пальцев правой руки (длинный рычаг) для воспроизведения максимального звучания с наибольшей естественностью. Однако все мастера прошлого советовали применять наклонное положение пальцев правой руки по отношению к струнам ( короткий рычаг). Если заглянуть ещё дальше – в историю, то мы увидим, что на лютне, непосредственной предшественнице гитары часто опора на деку осуществлялась мизинцем и безымянным пальцами, а пассажи исполнялись большим и указательными пальцами, что делало невозможным применение «длинного рычага».
Первым гитаристом, который добился успеха, применив «длинный рычаг», по видимому, был Ф.Таррега. Он использовал способ апояндо почти для всех звуков, не составляющих часть аккорда или быстрого арпеджио, где применение этого удара препятствует продлеванию звуков, используемых на соседней, более низкой струне. В этом и было важнейшее отличие от принципов техники правой руки, который утвердили такие выдающиеся авторитеты, как Д. Агуадо и Ф.Сор.
При «коротком рычаге» пальцы p,I,m,a выстраиваются в одну линию у края резонаторного отверстия со стороны подставки, что приводит к ровной тембральной окраске и приносит большое удобство для использования пальца р при исполнении одноголосных пассажей. Так же такая постановка даёт возможность применения четырёх-пальцевой системы.
При этом тирандо и апояндо существуют вместе, помогая нам полнее раскрывать художественные образы, решать сложные задачи в тех или иных произведениях. И лучшие современные исполнители (Аньело Десидерио, Рафаэла Смитс, Роберто Ауссель) научились очень тонко сочетать эти приёмы и активно пропагандируют эту современную методику.
Апояндо
Начинать с детьми следует с отработки удара апояндо. Правильный удар по струнам производится по направлению к верхней деке, чтобы не оттягивать их от неё, это в полной мере достигается при игре апояндо, когда палец, ударяющий по струне, отклоняет её под углом приблизительно 45 градусов по направлению к деке. Но, строго говоря, это достигается только при исполнении отдельных нот, т.к. при этом палец неминуемо заглушает соседнюю струну. Таким образом, апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами, когда нужно особо подчеркнуть силу и объем звука, либо выделить мелодические ноты в потоке арпеджио. Кисть следует удерживать в положении «короткого рычага», т.к. при этом пальцы I,m,a по отношению к струнам выстраиваются под углом приблизительно 45 градусов, что придаёт звуку красивый, наполненный тон. Если художественный образ требует более резкого, звонкого звучания, можно менять положение кисти – 90 градусов по отношению к струнам (длинный рычаг). Но важно это использовать как приём там, где это необходимо, но не постоянно. Разворот кисти в сторону «длинного рычага» так же используется при исполнении пассажей по 4,5,6 струнам, дабы избежать призвуков «свистов», которые появляются от соприкосновения «канители» струн и ногтей.
Исполнение приёма апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю; используется также в тех случаях, когда надо сделать акцент или выделить мелодию, проходящую в басу.
Тирандо
Тирандо – это удар (щипок) по направлению к деке, не прикасаясь при этом к соседней струне. Если пальцы правой руки сгибаются в среднем суставе при одновременном легком сгибанием в первом, ближайшем к кисте суставе, то кончики пальцев описывают заметную правильную дугу, что позволяет им ударять по струнам в той части дуги, где она опускается к деке, а не отходит от неё.
Точно таким же способом (тирандо) можно извлекать и аккорды, хотя технически это сложнее. К счастью, если аккорду не нужно звучать громче одноголосного пассажа, предшествовавшего ему или следующего за ним, общий объём его звуком, извлекаемых одновременно не должен быть выше звучания отдельных нот, исполняемых ударом сверху во всей пьесе. Однако иногда необходимы подчёркнутые аккорды и лишь немногие гитаристы умеют исполнять их, не прибегая к удару большим пальцем. Требуется расположить пальцы правой руки над соответствующими струнами – движением всей кисти и отдельных пальцев, сгибаемых в суставах, опустить пальцы на струны, надавить на струны вниз, пройти ногтями по струнам и мгновенно поднять все пальцы, чтобы не позволить им зацепиться за соседние струны. Кончики пальцев при этом опишут небольшую дугу. Струны будут задействованы при движении пальцев в нисходящей части дуги, а резкий подъём пальцев по дуге вверх позволяет им отойти от струн, не мешая им свободно колебаться.
Удар большим пальцем происходит сверху параллельно деке и пальцу i, и заканчивает движение, опираясь на указательный палец в месте соединения крайней (ногтевой) и средней фаланги. Приём выполняется прямым, не сгибающимся пальцем (опять же «короткий рычаг»). Если встречаются аккорды пяти-шестизвучные, обычно палец р ударяет по 2-3 струнам.
Во время работы над постановкой правой руки учащегося и приёмами звукоизвлечения (тирандо, апояндо) левая рука свободна, расслаблена и не принимает участия в процессе, тем более не поддерживает гитару за гриф. Преподаватель продолжает внимательно следить за посадкой ученика, особенно за плечами. При этом Правое плечо должно быть ровным, расслабленным, не подниматься.
Отрабатывая первые приёмы звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно тирандо, т.к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлёпанье» ею о гриф. Начинать следует с тихого или не очень громкого звука, который является основой правильного звукоизвлечения, дабы избежать напряжения или зажима в руке. Через некоторое время, когда рука окрепнет и привыкнет к постановке, а пальцы научатся правильно извлекать звук, можно начинать использовать наиболее полно всю динамическую шкалу. Всегда надо помнить о том, что динамика на гитаре строится в сторону piano. И лишь овладение этим оттенком даёт гитаристу возможность добиться полноценного освоения всего динамического диапазона инструмента и максимально расширить его рамки.