Актуальные технологии урока географии в условиях реализации требований ФГОС ООО.
Меньшикова Е.П.
учитель географии
Школа - интернат №13 ОАО «РЖД»
География – это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество – людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизацию и государства. Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы - задачи науки географии. Обучение науке географии учителю невозможно без активных технологий. В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения.
Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:
а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;
б) технология в обучении.
Под последним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.).
Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.
Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету география. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
Сам учебно-методический комплекс предмета география в 5-11 классах разнообразен : учебник, рабочая тетрадь, тренажер, «конструктор текущего контроля», атласы , контурные карты, ЦОРы, проекты и творческие работы, карты прохождения рабочей программы и является платформой для учителя иметь отличные возможности применения активных технологий в обучении географии.
Мной используются в обучении географии, следующие педагогические технологии:
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, на слайде), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала.
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разно уровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология учебно-игровой деятельности.
Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.
Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).
Технология проектной деятельности школьников.
Проект, в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры.
Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях.
Новые компьютерные технологии.
Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Понятно, что индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в обучающем режиме;
при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
Наиболее популярные технологии деятельностного типа, используемые мной в работе:
1.Информационно - коммуникативные технологии.
Эти технологии позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, видео).
ИКТ обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала.
ИКТ повышает объем выполняемой работы в 1,5-2 раза и обеспечивает высокую степень дифференциации обучения( индивидуальный подход к ученику ,применяя разноуровневые задания).
Использование ИКТ в обучении: создание и использование электронных презентаций, видеороликов, анимацией, выполнение компьютерных проектов, приобретение информации через интернет.
Использование мультимедийных учебных пособий: интерактивные карты, уроки географии 5-11 класс (CD–диски), электронная географическая энциклопедия (CD–диски), электронный справочник по географии «Страны мира» (CD–диски), электронные учебники.
Провожу консультации с использованием электронной почты, применяю дистанционное обучение.
2. Проблемное обучение.
Это модель обучения, при которой я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность. В ходе этой деятельности ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности , а так же исследовательскую активность, формируют творческие умения. При такой технологии формируются новые знания – факты, закономерности, понятия, принципы , теории ,правила , алгоритмы.
Примеры:
9 класс.
остается постоянной?
связи с концентрацией топливно - энергетических ресурсов на востоке, а потребителей – на западе страны?
5 класс.
Обсудите вместе с родителями проблему: «Что мы можем сделать для сохранения биосферы»? и т.д.
3. Технология проектного обучения.
Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Обучающиеся выполняют мини - проекты как на уроках, работая в группах по определенной теме, так и в рамках домашних заданий по предмету. Например.
8 класс. Ролевая игра «Байкал»
9 класс.
Используя опросный метод, установите, к каким формам собственности относятся предприятия, на которых работают ваши родственники и знакомые. Результат опроса представьте в виде диаграммы.
Есть и глобальные проекты, они индивидуальны, по сроку исполнения длительные. Мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях районного, городского и всероссийского уровня.
Например.
Проект ученика Шилова Александра 9 А класса «Национальный состав и уровень толерантности учащихся Школы - интернат №13 ОАО «РЖД».
Групповой проект учеников 8 А класса « Экологический паспорт Школы - интернат №13 ОАО «РЖД» и т.д.
4. Обучение с помощью тестов. Применяю небольшие и объемные тестовые задания для проверки усвоенных знаний и сформированных навыков.