Кондратьева Светлана Александровна
Заместитель директора по СПР,
педагог-психолог, 1 квалификационная категория,
ГАПОУ СО «Колледж управления и сервиса «Стиль»
Актуальные вопросы онлайн-работы педагога-психолога
Онлайн-консультирование – это сравнительно новая профессиональная область педагога-психолога, одним из основных инструментов которого является он сам. Пока не существует единых стандартов работы, они формируются в уже существующей практике, в режиме реального времени. Психолого-педагогическое сопровождение образования в современных условиях понимается как комплекс исследований, развития и изменений всех участников образовательного процесса [2].
Психолого-педагогическое сопровождение необходимо для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом, оздоровлению и повышению работоспособности студентов и педагогических работников для создания комфортного психологического климата и максимальному раскрытию их творческого потенциала [3].
В сложившейся эпидемиологической ситуации возможность получить дистанционную консультацию педагога-психолога всеми участниками педагогического процесса приобретает особое значение, поскольку дистанционное обучение имеет ряд особенностей. Например, это могут быть и опосредованный контакт с обучающимися, и необходимость дополнительно поддерживать и повышать их мотивацию, и сложности в организации учебного процесса. Дополнительные трудности появляются при отсутствии возможности непосредственно наблюдать за «эмоциями обучающихся (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников» [4]. Все это необходимо иметь в виду для того, чтоб минимизировать возникающие проблемы, и тщательная организация онлайн-деятельность педагога–психолога при дистанционной форме образовательного процесса, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности работы не только педагога-психолога, но и всех участников образовательного процесса.
По мнению исследователей грамотное планирование сопровождающей деятельности, если относиться к нему не как к административной формальности, способствует повышению эффективности достигаемых результатов и является ориентиром работы и позволяет оценить вклад педагога-психолога в решение задач образовательной организации [1].
Планирование должно быть системным и ориентировано на актуальные задачи образовательной организации [5].
В условиях дистанционной формы обучения в перспективный план работы педагога-психолога необходимо вносить коррективы, связанные с возможным смещением акцентов деятельности. Как именно будет происходить корректировка, поможет решить опрос участников образовательного процесса о появившихся затруднениях. Таким образом план онлайн-работы может включать в себя следующее:
1. Диагностика, благодаря которой совместно с участниками образовательного процесса будет определен перечень задач, появившихся в новых условиях и приоритетных форм деятельности специалиста для решения данных задач.
2. Определение всех ресурсов, имеющихся в распоряжении педагога-психолога для осуществления онлайн-коммуникации, и восполнение пробелов в этой сфере (определить, чего не хватаем именно вам для полноценной работы: технических средств, знаний/умений в сфере онлайн-общения и необходимо ли повышение квалификации и т. п.).
Это могут быть сетевые технологии как синхронные (голосовые и видеоконференции, чаты, Skype, инструменты совместной работы, например, Google-документы), так и асинхронные (форумы, электронная почта, web-сайты), а так же цифровые образовательные ресурсы (текстовые компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию (электронный вариант учебника и/или учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл или веб-страницу, глоссарий, анкета и др.); звуковые компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (аудиолекции, аудиозаписи и др.); мультимедийные компоненты, в которых сочетается информация различных видов (мультимедийный электронный учебник, видео лекции, слайд-лекции, учебные кинофильмы и др.) [6].
3. Составление графика онлайн-работы и форм взаимодействия с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) с обязательным указанием интернет – ресурсов, на которых ведется работа.
4. Способы информирования участников образовательного процесса об организации дистанционной работы педагога-психолога ( официальный сайт колледжа, страницы в социальных сетях, группы в социальных сетях). Информация должна быть широко доступной.
5. Организация рабочего пространства у себя дома.
6. Организация «горячей» линии для экстренной психологической помощи. В условиях пандемии переход на удаленные формы работы и вынужденная изоляция, наличие трудной жизненной ситуации, угроза потери средств к существованию, страхи по поводу возможного заражения - все это причиной возникновения острых психологических состояний. Поэтому важно особое внимание уделять применению в практике педагога-психолога форм и методов экстренной кризисной психологической помощи.
7. Профилактика профессионального выгорания: организация супервизорской практики, поиск форм поддержки профессионального психолого-педагогического сообщества, что является весьма актуальным в условиях изоляции. Организации групп поддержки в дистанционной форме различного уровня для всех участников образовательного процесса поможет предотвратить профессиональное выгорание в том числе и педагогам.
Литература:
Афанасьева Н.В., Н.В. Малухина, А.А. Хахлина, Планирование деятельности педагога-психолога как условие эффективной сопровождающей деятельности в образовательной организации //Источник. Информационно-педагогический и научно-методический журнал [сайт]. URL: https://viro.edu.ru/istochnik/index.php/psikhologo-pedagogicheskaya-podderzhka-v-obrazovanii/222-planir-deyatel-pedagoga-psikhologa (дата обращения: 06.11.2020)]
Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.]
Битянова М.Р. Организация психологической работы в ОУ. - М., 1997.
Психолог в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / под ред. Н.В. Афанасьевой. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2011. – 112 с.
Сокуренко А. Психолог в дистанционном образовании.// Психологи на b17.ru [сайт]. URL: https://www.b17.ru/article/psiholog-v-distantsionnom-obrazovanii/ (дата обращения: 06.11.2020).
Тимофеева А.И., Шмыга Е.Н., Дегтерева Н.И. Особенности работы педагога-психолога в дистанционном режиме// imc.tomsk.ru [сайт]. URL:http://imc.tomsk.ru/wpcontent/uploads/2020/04/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%B5.pdf (дата обращения: 06.11.2020).]