«Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне»
инструктор по физической культуре (обучение плаванию) Рысьева А.В.
Физических упражнений и их разновидностей, выступающих в качестве средств развития координации движений, - огромное множество. Одной из групп таких упражнений являются упражнения в воде, т. е. аквааэробика (по-другому – «гидроаэробика», «авкаэмоушен», «акваформинг», «аквадэнс»). «Аква» или «гидро» переводится как вода; «аквааэробика» - нетрадиционный в массовом физкультурном движении вид ритмической гимнастики.
Слово «аэробика» связано с именем известного американского врача Кеннета Купера. В широком смысле к аэробике относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт, т. е. такие физические упражнения, которые стимулируют работу сердечнососудистой, дыхательной систем и обеспечивают поступление кислорода.
Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде.
Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в различных целях, включая и снятие усталости, и улучшение общего самочувствия.
В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся.
Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Здесь нет каких-либо ограничений или противопоказаний. Ей могут заниматься и взрослые, и дети. Аквааэробика – отличный «выход из положения» в тех случаях, когда обычная физическая нагрузка не рекомендована. Ведь при занятиях на земле на скелет, мышцы, сердечнососудистую, респираторную и другие системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. При занятии в воде воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. К тому же вода обладает уникальными свойствами, которые воздействуют на тело только ей присущим образом, даруя совершенно новые ощущения. Чем глубже погружается тело, тем заметнее воздействие воды и тем слабее воздействие гравитационного притяжения.
Известно, что закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом. Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу объема жидкости вытесненным телом. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести, которое испытывают большинство людей при погружении в воду. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. При погружении в воду до уровня груди – 80%. Итак, воздействие силы притяжения на тело заметно ослабевает, и происходит куда большее воздействие силы выталкивания.
Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть
служат опорой телу;
сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;
позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.
Из-за того, что гравитационное притяжение ослабевает при погружении в воду, воздействие ударных сил становится не столь опасным. А значит, негативное воздействие, которому подвергаются суставы во время занятий на суше, в воде заметно смягчается. Поэтому упражнения можно выполнять продолжительное время и более часто без возрастания риска получения травмы (разумеется, при условии, что упражнения выполняются на соответствующей глубине и при определенной подготовке). Уникальная опора скелету в виде выталкивающей силы воды ослабляет травматическое воздействие, оказываемое на тело при выполнении физического упражнения.
Выталкивающая сила позволяет также естественным образом держаться руками и ногами на поверхности воды. Это избавляет от лишних усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержаться в определенной позе во время упражнений. К примеру, если стоять с разведенными в сторону руками, то потребуется статическое сокращение дельтовидной мышцы и плечевых мышц, чтобы удерживать это положение. Такое мышечное усилие необходимо для преодоления силы гравитации, которое тянет тело вниз. Однако, когда руки погружены в воду, их вес принимает на себя выталкивающая сила воды, которая поднимает тело на поверхность. Следовательно, мышцам не придется выполнять столь огромную работу, и вообще какую-то ни было работу, чтобы удерживать это положение. В результате рука с большей легкостью может выполнять другие действия.
Таким образом, при эффективном использовании сила выталкивания:
может оказывать содействие в выполнении определенных упражнений;
помогает добиться большей подвижности суставов и увеличить их гибкость;
помогает увеличить мышечную силу и выносливость, повышает общий мышечный тонус.
Это особенно важно для тех, чья мышечная сила ограничена, кто нуждается в дополнительной опоре при выполнении подобных упражнений. В первую очередь это относится к детям: сила выталкивания обеспечивает им такую опору, позволяющую использовать двигательные возможности суставов в большей мере.
Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике. Прежде всего, это перчатки «лягушачьи лапки». Специальный спасательный пояс помогает удерживать тело на плаву. Также существуют сапожки с «крылышками», различные гантели и утяжелители, гибкие палочки «нудлы», мячи и др.
Для занятий аквааэробикой существуют различные уровни в бассейне, которые подразделяются на «мелкую», «среднюю» и «глубокую» воду. С детьми рекомендуются занятия на «мелкой» воде.
Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру:
1 часть – разминка;
2 часть – основной комплекс;
3 часть – заминка и стрейч (восстановление дыхания, легкая растяжка).
Однако аквааэробику с детьми можно включать как часть занятия по обучению плаванию: занятия интенсивнее влияют на развитие их физических качеств (ловкости, устойчивости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации).
Общеизвестно, что развитие мышечной силы и выносливости необходимо для укрепления детских костей и суставов. Зная, что вода оказывает сопротивление приблизительно в 12 раз больше, чем воздух, вполне естественным является тот развивающий эффект, что большинство водных упражнений развивает у детей мышечную выносливость, а ритмические упражнения, требующие поднятия собственного веса, развивают тем самым и мышечную силу.
Важно помнить, что работая с весом собственного тела, дети перемещают центр тяжести, передвигаются с различной скоростью и в различных направлениях, выполняют координированные движения, т. е. улучшают двигательные навыки. Для этого необходимо научится управлять водой.
Это означает, что тренировку определенных качеств (например, координацию движений) необходимо проводить последовательно, с учетом развития двигательных навыков, в частности:
разбивать упражнения на более мелкие движения и выполнять их по отдельности в медленном темпе;
постепенно присоединять одно движение к другому, ориентируясь на уровень развития детей.