СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Альбом для обследования детей, поступающих в 1 класс
Схема обследования детей, поступающих в первый класс.
Анкетные данные.
Фамилия, имя.
Возраст.
Школа, класс.
Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье.
Анамнез.
Данные о наличие у родителей и родственников нервно- психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии, дисграфии.
Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус- конфликта, воздействия химических, физических ( особенно облучения) факторов, инфекционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и т.д.), токсоплазмоза, сердечно- сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, токсикоза в первую или вторую половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.
Протекание родов у матери ( в срок, досрочный: в 8-7 мес., нормально- протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.), использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов.
Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов ( переломы, кровоизлияния, опухоли, асфиксии- синяя, белая), когда закричал ( сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, когда сосал.
Данные о соматическом, нервно- психическом и психомоторном развитие ребенка ( выписать из мед. карты или обследовать ребенка у врачей- специалистов).
Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков ( искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течении какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.
Строение артикуляционного аппарата.
Губ.
Неба.
Языка.
Дефекты прикуса.
Строение зубов.
Состояние артикуляционной моторики ( бланк с заданиями).
Отмечается наличие, точность, замены и объем выполнения.
Состояние пальцевого гнозопраксиса.
Вытягивание 2-гои 3-го пальцев.
Вытягивание 2-го и 5-го пальцев.
Перебор пальцев в медленном темпе, затем в быстром.
Определение ведущей руки, ноги, глаза, уха ( открывание двери, перекладывание мелких предметов в коробочку, открывание коробочек, « подзорная труба», « перешагни веревочку»).
Исследование речевой моторики.
Упражнения | Параметры | ||||||||
Наличие или отсутствие движений | Тонус | Активность | Объем | Точность | Темп | Замена | Синкинезии | Переключаемость | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Для мышц лица. 1. Нахмурить брови ( рассердиться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Поднять брови вверх (удивиться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Зажмурить глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Спокойно закрыть и открыть глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Широко раскрыть глаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Надуть щеки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Втянуть щеки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Надуть только правую щеку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Надуть только левую щеку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для челюстей. 1. Рот широко открыть- закрыть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Нижняя челюсть вправо- влево |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для губ. 1. Растянуть губы в улыбке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Вытянуть губы вперед в трубочкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Улыбка- трубочка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Поднять верхнюю губу вверх |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Опустить нижнюю губу вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Одновременно поднять верхнюю губу верх, опустить нижнюю губу вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для языка. 1. Язык широкий ( « лопаточкой») на нижней губе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. « Жало» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. « Широкий- узкий» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. « Качели» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. « Вкусное варенье» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. « Лодочка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. « Чашечка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. « Лошадка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. « Маятник» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для мягкого неба. 1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Широко открыть рот и зевнуть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика устной речи.
Обследование произношения ( 1- 9).
Даны картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях. В верхнем ряду находятся картинки с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду- картинки, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: Р, Л, Ш и т.д., т.к. не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста где отсутствовали:
звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук
другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
2. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений ( 10 - 16).
Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.
Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.
1) Обследование фонематического восприятия.
Здесь даны задания типа:
- определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;
- показать картинки с заданным звуком;
- услышать слово с заданным звуком;
- подобрать пары картинок к словам- паронимам.
2) Обследование фонематического анализа.
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.
Задания:
- определи место звука в слове;
Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.
- выделить согласный звук из стечения двух звуков;
- определить количество гласных или согласных звуков в слове;
- определить из скольких звуков состоит слово;
- выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;
- определить место звука в слове;
- определить последовательность звуков в слове.
3) Обследование фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:
- составить слова из заданного количества звуков;
- составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
4) Обследование фонематических представлений.
Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:
- подобрать слова определенной тематики;
- подобрать слово на заданный звук;
- подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;
- подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.
Обследование фонематического синтеза.
Задание 1. Составить слова из заданного количества звуков:
К, О, Т
Р, У, К, А
С, У, М, К, А
М, А, К
Ш, У, Б, А
П, О, Л, К, А
Д, О, М
К, Р, А, Н
Ш, А, П, К, А
С, О, К
Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
А, Р, Ш
Л, А, Н, У
Д, М, Ы
З, О, Р, А
А, Р, К
И, Ш, А,
Обследование фонематических представлений.
Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.
СТОЛ- СУМКА
ЗИМА- ЗЕБРА
ШАПКА- …
ЩЕПКА- …
ЧАЙКА- …
РУКА- …
РЕПА- …
ЛУЖА- …
ПОЛКА- …
БОЧКА- …
ТУЧА- …
ДОМ- …
КАША- …
ГОРКА- …
ВАТА- …
ФОРМА- …
Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.
Задание: Определить количество ( гласных или согласных) звуков в слове.
Задание : Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.
Задание : Показать картинки с заданным звуком.
Задание: услышать слово с заданным звуком.
( в) На заборе сидит ворона.
У Вовы новые валенки.
( н) Наташа хорошо поет.
У Насти болит нога.
( м) Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
( ж) Ира увидела жука.
В лесу живут медвежата.
( з) На полянке заяц.
У Зои розовый бант.
( п) Мама варит суп.
Паша нарисовал пальму.
( к) У Нины сок.
На картине нарисован мак.
( ш) Маша купила ленту.
У Лены большой шар.
( с) Летит сова.
Соня ест булку.
3. Обследование слоговой структуры слова.
В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.
Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.
Задание : Слова со сложной слоговой структурой
Задание : Повторить за логопедом словосочетания:
Слесарь- инструментальщик.
Космонавт- исследователь.
Молодой экскурсовод.
Строгий регулировщик.
Задание: Повторить за логопедом предложения:
Лара забрала Рому домой.
Экскурсию проводил молодой экскурсовод.
На перекрестке стоял регулировщик.
Валерия Александровна учила Лару.
Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.
4. Обследование словаря.
Здесь представлен материал, который позволяет провести количественный и качественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г.Шевченко.
Задание: Назвать части туловища, части лица.
Задание: назвать , подобрать обобщающее слово.
5. Обследование грамматического строя речи.
Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.
Понимание обращенной речи:
Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;
Понимание предлогов;
Понимание предложений с причинно- следственной связью;
Понимание изменения числа существительного в предложении.
Словоизменение:
Изменить существительное по падежам;
Изменить прилагательное по родам;
Подобрать глагол к существительному;
Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;
Изменение существительных с непродуктивными основами по числам ( котенок- котята);
Множественное число существительных в родительном падеже;
Согласование существительных с числительными;
Изменение глаголов по временам.
Словообразование:
Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;
Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;
Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;
Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;
Образовать прилагательные от существительных;
Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия ( белый- беловатый);
Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);
Подбор родственных слов.
Задание: назвать действие по предъявленному предмету.
Задание: назвать слова с противоположным значением ( антонимы).
Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.
Определить:
- какой чай в чайнике;
- какой снег на ощупь;
- какой дождь летом.
Задание: назвать, из чего сделан предмет.
Задание: посмотри на картинки и скажи:
Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?
Задание: ( Наречия)
- как ползает черепаха?
- как светит месяц?
- как скачет конь?
Задание:
- когда, в какое время суток дети идут в детский сад?
- когда дети идут гулять?
- когда дети ложатся спать?
Задание: Без чего?
Задание: ( Понимание предлогов) Покажи, где:
Кот идет к дому;
Кот в доме;
Кот перед домом;
Кот за домом;
Кот на крыше;
Кот вылезает из трубы;
Кот под крыльцом.
Задание: назови, какой по цвету этот предмет.
Задание: Работает чем?
Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.
Задание: подобрать глагол к существительному:
Бабочка …. Бабочки………
Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов
Задание: изменение глаголов по временам.
6. Самостоятельная речь.
Составить предложения по картинке;
Составить рассказ по картинке;
Составить рассказ по серии картинок;
Составить рассказ по опорным словам и предложениям ( дается начало рассказа, далее слова и выражения, которые ребенок должен использовать при составлении рассказа);
Составить пересказ текста;
Составить рассказ, о каком- либо запомнившемся ребенку событии.
Задание: Составить рассказ по опорным словам и предложениям.
Опорный материал:
Встретились на мостике два козленка.
Белый козленок говорит …
Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.
Задание: Составить пересказ текста.
Белочка и зайчик.
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик- морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик- под елкой. Раз высунулась белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не белый, а серый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
Задание: Составить самостоятельный рассказ о каком- либо событии или празднике.
Диагностика нарушения чтения.
1) « Рядоговарение». Инструкция: « Перечисли по порядку времена года и дни недели».
Оценки:
Правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов;
Правильно ответил на один вопрос- 2 балла;
Не ответил ни на один вопрос- 3 балла.
2) « Ритмы». Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу ( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
Простые ритмы- // /, / //, // / //, / / //, / ///, если задание выполнено верно,
то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают;
Сложные ритмы- /// / /, / // ///, / /// /, // /// /. Критерий выполнения такой
же , как в простых ритмах.
Оценки:
Выполнено оба задания- 0 баллов;
Выполнены только простые ритмы- 2 балла;
Не выполнено ни одного задания- 3 балла.
3) Тест « Кулак- ребро- ладонь». Инструкция: « Посмотри внимательно на то, что я сейчас делаю, и повтори точно так же».
Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
Оценки:
Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
Правильное воспроизведение после 2-й или после 3-х демонстрации с первой попытки- 2 балла;
Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстрации или после 3-х демонстрации со 2-й и более попыток- 3 балла.
4) Субтест « Повторение цифр». Инструкция: « Сейчас я назову какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить , повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр ( см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция : « Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа на лево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.
Цифровые ряды.
Прямой счет
№ 3 | 3-8-6 | 6-1-2 |
№ 4 | 3-4-1-7 | 6-1-5-8 |
№ 5 | 8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 |
Обратный счет
№2 | 2-5 | 6-3 |
№3 | 5-7-4 | 2-5-9 |
№4 | 7-2-9-6 | 8-4-9-3 |
Оценки:
Итоговый результат больше 6- 0 баллов;
Итоговый результат равен 6- 2 балла;
Итоговый результат меньше 6- 3 балла.
Суммируются следующие три оценки: « Рядоговорение», « Повторение цифр», и за тест « Кулак- ребро- ладонь» или « Ритмы» ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма балов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Диагностика устной речи
( протокол обследования)
Фамилия, имя ребенка _______________________ Дата рождения__________
Класс ______ Дата обследования _______
Строение артикуляционного аппарата
Губ _________________________ Нёба ______________________________
Языка________________________ Дефекты прикуса____________________
Строение зубов ( двойной ряд зубов, очень мелкие, зубы вне челюстной дуги, диастемы м/у передними зубами, нормальное, отсутствие зубов)___________
Состояние артикуляционной моторики
Губы в « улыбке»
Наличие ____________________Точность выполнения___________________
Губы « трубочкой»
Наличие ____________________Точность выполнения ___________________
Чередование движений «улыбка»- «трубочка»
Наличие ____________________ Точность выполнения___________________ Темп________________
Язык « лопаточкой» ( на нижней губе)
Наличие ____________________ Точность выполнения ___________________ Замена движения другим______________________
Язык « иголочкой»
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Замена движения другим______________________
« Маятник» ( боковые движения кончиком языка влево- вправо)
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Темп _____________________Замена движения другим___________________
Наличие синкиезий ___________________________
7. Прочее _______________________________________________________
Состояние пальцевого гнозопраксиса
Вытягивание 2-го и 3-го пальцев
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Вытягивание 2-го и 5-го пальцев
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Перебор пальцев ( поочередное прикосновение большого пальца ко 2-, 3-, 4-, 5—му одновременно двумя руками)
В медленном темпе___________________ В быстром темпе_______________
Ведущая рука_________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Бапа________ Паба__________ Саша________ Шаса___________
Саза________ Заса___________ Чатя________ Тяча____________
Цасаца_______ Сацаса_______ Гакага________Кагака__________
Датада_______Тадата_______ Щашаща_______ Шащаша_______
Засаза_______ Сазаса________ Чатяча________ Тячатя__________
Ралара_______ Ларала_______
По звонкости- глухости
Зуб – суп ______________________
Забор- собор___________________
Советы- заветы_________________
Дочка- точка___________________
Шар- жар______________________
Уточка- удочка_________________
Сова- софа_____________________
Башня- пашня__________________
Бочка- почка___________________
По твердости- мягкости
Угол- уголь____________________
Мышка- мишка_________________
Мыло- мила____________________
Ел- ель________________________
Лук- люк______________________
Галка- галька___________________
Мел- мель_____________________
Кожи- козы____________________
Свистящие- шипящие
Сок- шок_____________________
Мишка- миска_________________
Сила- жила___________________
Жук- сук_____________________
Горячий-горящий______________
Исследование языкового анализа и синтеза
Анализ предложений на слова
Стоят теплые деньки ________________________________________________
Птичка свила гнездо ________________________________________________
Осенью часто льет дождь ____________________________________________
Около леса росла высокая береза ______________________________________
Желтые листья падают на землю ______________________________________
Слоговой анализ слов
Дом _________________________
Веселее ______________________
Машина _______________________
Утка __________________________
Определение места звука в слове
Первый звук в слове
Астра _________________________
Мухомор ______________________
Последний звук в слове
Мак __________________________
Радуга ________________________
Определение количества звуков в слове
Сыр ________
Рак_________
Луна________
Диван_______
Синтез слов из букв
В ненарушенной последовательности: Д, О, М __________________________
Р, У, К, А _________________________
В нарушенной последовательности: У, К, Ж ___________________________
А, Л, Н, У ________________________
Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( Инструкция: подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, его начало, продолжение, окончание)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Наличие дефектов_____________________________________________
Подбор картинок на дефектный звук _____________________________
Состояние звуко- слоговой структуры слова
Скакалка ______________________
Велосипед_____________________
Космонавт_____________________
Сковорода_____________________
Кинотеатр_____________________
Мотоциклист___________________
Прямоугольник_________________
Кораблекрушение_______________
Аквалангист____________________
Термометр ____________________
Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________
Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________
Фотограф фотографирует детей _______________________________________
Состояние лексико- грамматического строя речи
Назвать одним словом
Платье, пальто, брюки, рубашка ______________________________________
Морковь, капуста, свекла, огурцы _____________________________________
Шкаф, диван, стол, кровать __________________________________________
Яблоко, груша, слива, лимон _________________________________________
Кастрюля, тарелка, кувшин, стакан ____________________________________
Тапочки, сапоги, туфли, валенки ______________________________________
Шапка, берет, панама, платок ________________________________________
Лев, волк, медведь, лиса _____________________________________________
Береза, сосна, дуб , ель ______________________________________________
Детёныши животных ( по картинкам)
У утки утята, а у …
Козы- _________________________
Кошки- _______________________
Белки-_________________________
Курицы-_______________________
Собаки-_______________________
Тигрицы-______________________
Коровы-_______________________
Свиньи-_______________________
Львицы-_______________________
Зайчихи-_______________________
Ежихи-________________________
Лисы- _________________________
Употребление существительных в род.п. (по картинкам)
Машина без колес
Самолет без ___________________
Стол без_______________________
Корова без _____________________
Кастрюля без___________________
Петух без______________________
Подбор антонимов ( по картинке или в устной форме)
Холодный _____________________
Далекий_______________________
Высокий_______________________
Зима __________________________
Верхний_______________________
Широкий ______________________
Образование прилагательных от существительных. Согласование
существительных с прилагательным.
Относительные прилагательные:
Конверт из бумаги- бумажный
Посуда из стекла-_______________
Варенье из яблок- ______________
Куртка из кожи-________________
Платок из пуха-________________
Сок из моркови-________________
Качественные прилагательные: если днем жара, то день жаркий, а если:
Мороз_________________________
Солнце________________________
Снег__________________________
Ветер _________________________
Дождь ____________________
Притяжательные прилагательные: у собаки лапа собачья, а у …
Кошки____________
Волка_____________
Льва______________
Медведя___________
Лисы______________
Зайца _____________
№ | Дата | Класс, ФИО, Адрес, откуда поступил | Общее состояние и звукопроизношение | Общее речевое развитие и готовность к обучению. Практическое сознание языковых средств | Общий уровень речевой готовности к школе | Заключение | |||||||||
А/А темп, внятность, ф/слух | Зв. анализ | Дефект произношения, свист., шип., соноры, заднеязычные | Речевая коммуникативность | Связная речь | Словарный запас | Грамматические конструкция | Ситуативная и контекстая речь | Чтение побуквенное, послоговое, слитное | Графомоторные навыки | Готовность к письму. Учет спец.ошибок | |||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты исследования звукопроизношения
________________________________________________________________________________________________________
Условия | Исследуемые звуки | ||||||||||||||||
С | С | З | З | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | Л | Р | Р | J | М | Н | В | |
При изолированном произношении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В слогах: - открытых, без стечения согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- закрытых, без стечения согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- со стечением согласных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В словах: - в начале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- в середине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- в конце ( кроме звонк.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во фразах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В связной речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема системного развития нормальной детской речи
( составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева « Вопросы изучения детской речи», 1961)
Предложения из аморфных слов- корней | | Возраст т | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Двухсловное Однословное предложение предложение | 1 г 8 м.- 1 г 10 м 1 г 3 м- 1 г 8 м | Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) | Нет | Название лиц, предметов ( 22 слова) | Несколько позже сущ-х появляются название действий (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводиться один слог в слове ( ударный) или два одинаковых слога. | Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, д, ть, ль, с. | Нет | Нет | |
Объединяет в одном предложений два аморфных слова ( 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2м лице ед.ч.повелительного наклонения. | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. | Х, п, й. часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов | Нет |
| |
| Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных |
| ||||
Структура предложения | Первые формы слов | 1 г 10 м.- 2 г. 1 м. | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые грамматические отношения м/у словами: согласование им.п. с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляются словоизменения. | Начинают разграничено употребляться следующие падежи: вин.п. с окончанием –у, им.п. мн.ч. с окончанием –ы, -и, (фонетически всегда и), иногда пред.п. с окончанием –е, суффиксы уменьшительности | Первые грамматические формы у глаголов: повел.наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. и прош.время 3-го лица ед.ч. (окончание –ет, -ит, -а). часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы | Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в им.п. ед.ч. муж. или жен.рода | Вот, там, где, еще, хорошо, не надо, надо и др. большинство личных местоименных форм употребляются правильно с момента своего проявления. Иногда смешиваются личные местоимения. О себе говорят в третьем лице | Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», « да», «то», «не» | В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четрехсложных словах | К 2 годам твердые: н, т, д | Большинство стечений согласных замещается одним звуком | Нет |
| | Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Структура предложения | Усвоение флективной системы языка | 2 г.1 м- 2 г. 3 м | Дальнейший рост простого предложения(до5- 8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения. Суффиксы –ок, -чик и др. | Усваиваются дат. и твор.п. усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.ч.: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.ч. –ы ( фонетически - и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам ( кроме 2-го лица мн.ч.). разграничивается наст. и прош.вр., смешивается род | 23 прилагательных. Нарушается согласование с сущ-ми; употребляются преимущественно после сущ-х. мн.ч. только в им.п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее | Появляются предлог: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем ы, в, р, з. смешение артикуляционно близких звуков | Все еще не усвоены,хотя некоторые группы согласных произносятся правильно | Нет |
| | Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Усвоение грамматической системы языка | Усвоение служебных слов | 2 г. 3 м.- 3г. | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется | Усвоены « главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончание –ов на слова других склонений:. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а, -я. Суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие. Унификация приставок | С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ-ми в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешения рода у местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение групп согласных | Нет |
| | Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных |
| ||||
Усвоение морфологической системы русского языка | | 3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей- нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество | Продолжатся влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении; ошибки в использование чередований и ударений. При словоизменение сохраняется основа. | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: намокрил ( намочил) | Имеет место нарушение согласование в среднем роде. Усваивается сравнительная степень прилагательных | Усваивается сравнительная степень наречий | Предлоги: по, до,вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частицы « бы» при условном наклонении |
| Звуковая сторона речи усвоена (врхняя граница нормы) |
| После трех лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов |
Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | |||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | ||
4 года- 7 лет | Иногда затруднение в построении придаточных предложений с союзным словом « который» | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категории ( использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных) | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласование числительного с сущ-м в косвенных падежах | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие «сидя» | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | С 4 лет 6 м. попытка объяснить слова на основе их значения . с5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдение над синонимами |
Приложение 1.
Речевая карта для первоклассников
Фамилия__________________ Имя________________ Класс__________
Анамнез_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение специалистов:
Слух _____________________________________________________________
Зрение ___________________________________________________________
Жалобы родителей, обращались ли к логопеду __________________________________________________________________
Общее состояние и звучание речи:
Темп:_____________________________________________________________
Внятность: ________________________________________________________
Сила голоса: ______________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
Губы: ____________________________________________________________
Зубы: ____________________________________________________________
Язык: ____________________________________________________________
Нёбо: ____________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________
Переключаемость :__________________________________________________
Общая характеристика речи:
Нарушение звукопроизношения: ______________________________________
Сформированность фонематических процессов:
Ритм: ____________________________________________________________
Оппозиционные звуки : га-ка-га, на-га-ха-ла, за-жа-са-ша, ра-ла, ла-ра __________________________________________________________________
Повторение: коза-коса, лоза- роса, сом, дом, ложка- кошка, ветка- сетка
________________________________________________________________
Какая буква потерялась: _от, _ыба, _ым, _кно;
Звуковой ряд: д,о,м___________ к,о,т________________ у,т,к,а_____________
Какое слово длиннее: лента- ленточка, книга- книжечка
Покажи картинки: ж,ш,с,з,ц,ч,щ,р,л ___________________________________
Навыки звуко- слогового анализа:
С какого слога начинаются слова:
мяч- мука- мама______________
сок, суп, солнце, самолет______
рак, рука, рама_______________
цапля, царица________________
жук, жаба, жарить____________
зонт, зайка, зубы_____________
чайка, чайник________________
С какого слога оканчиваются слова: сыр, сом, зонт, дох, год, кот, лоб_____________________________________________________________
Кто как говорит:
Кошка__________
Собака__________
Ворона__________
Корова__________
Баран___________
Лягушка________
Пчела___________
Комар __________
Слова сложной слоговой структуры:
Медведь____________________
Крокодил___________________
Скатерть____________________
Милиционер_________________
Строительство_______________
Верблюд____________________
Обезьяна____________________
Велосипед___________________
Аквариум___________________
Серпантин __________________
Повтор предложения:
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки ________________________________________________________________
Состояние связной речи:
Описание предмета: ______________________________________________
Составление рассказа по картинке:__________________________________
По серии картин:_________________________________________________
Пересказ:_______________________________________________________
Словарный запас:________________________________________________
Окружающие предметы:__________________________________________
Обобщения:_____________________________________________________
Степень навыков классификации:
Части тела:______________________________________________________
Дикие и домашние животные:______________________________________
Детеныши:______________________________________________________
Кто, где живет:___________________________________________________
Кто, что ест:_____________________________________________________
Игрушки:_______________________________________________________
Транспорт:______________________________________________________
Обувь:__________________________________________________________
Одежда:_________________________________________________________
Овощи:_________________________________________________________
Фрукты:________________________________________________________
Профессии:______________________________________________________
Название предмета по описанию:_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Название действий по предъявленному предмету:
Лопатой ________________________, топором _______________________
Ложкой _________________________, карандашом ___________________
Кто как передвигается:
Человек_________________________, птица__________________________
Рыба___________________________, конь ___________________________
Кузнечик _______________________, черепаха _______________________
Понимание оттенков действий ( префиксальный)
Машина в гараж _________________________________________________
Глагольный словарь в целом: ____________________________________
Подбор:
Антонимов:
Чистый____________
Широкий__________
Высокий___________
Тонкий____________
Белый_____________
Большой___________
Синонимов:
Чумазый___________
Дряхлая___________
Красивая__________
Омонимов:
Лист______________
Крыло_____________
Ключ______________
Грамматический строй речи:
Употребление имен сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах:
Чем режут хлеб кому____________
Кому дали ложку_______________
Р.п. мн.ч. им.Сущ.: Много чего:
Сумка_______
Ягода_______
Окно________
Стул________
Образование уменьшительно- ласкательной формы имен сущ.:
Дом_________
Елка________
Кольцо______
Птица_______
Согласование сущ-х с числительными:
Покажи где шар- шары?
Зайчик-______
Мячик- _____
Кот-________
Яблоко-_____
Про кого говорят:
Плывет______
Плывут______
Скачет______
Скачут______
Согласование прилагательных с существительными:
Цвет: Голубое_________________ Трава__________________________
Величина: стул________________, стол________________________________
Форма: арбуз _________________, морковь_____________________________
По качеству: куртка из кожи ____________ стакан из стекла ______________
Сравнение по цвету: трава ______________, роза________________________
Употребление предлогов: карандаш на__________, в________________, за___________, из____________, с_________________, над_______________, под___________, около___________, между__________.
Составление предложения по картинкам (по серии) ___________________ __________________________________________________________________
Общее впечатление о состоянии речи:_____________________________
Коммуникативность, отношение к своему дефекту:_________________
Неречевые процессы: общая и тонкая моторика ____________________
Интеллект:
Четвертый лишний _________________________________________________
Нелепица _________________________________________________________
Запомни слово _____________________________________________________
Внимание _________________________________________________________
Сукцессивные процессы ____________________________________________
Эмоциональная сфера ______________________________________________
Понимание инструкций _____________________________________________
Навыки чтения и письма:_______________________________________
Графомоторные навыки :_____________________________________________
Специфические ошибки:_____________________________________________
Логопедическое заключение:____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план работы:____________________________________