СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альбом обследования первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Альбом обследования первоклассников»


Альбом для обследования детей, поступающих в 1 класс





Схема обследования детей, поступающих в первый класс.

  1. Анкетные данные.

  1. Фамилия, имя.

  2. Возраст.

  3. Школа, класс.

  4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье.

  1. Анамнез.

  1. Данные о наличие у родителей и родственников нервно- психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии, дисграфии.

  2. Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус- конфликта, воздействия химических, физических ( особенно облучения) факторов, инфекционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и т.д.), токсоплазмоза, сердечно- сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, токсикоза в первую или вторую половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.

  3. Протекание родов у матери ( в срок, досрочный: в 8-7 мес., нормально- протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.), использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов.

  4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов ( переломы, кровоизлияния, опухоли, асфиксии- синяя, белая), когда закричал ( сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, когда сосал.

  5. Данные о соматическом, нервно- психическом и психомоторном развитие ребенка ( выписать из мед. карты или обследовать ребенка у врачей- специалистов).

  6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков ( искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течении какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

  1. Строение артикуляционного аппарата.

  1. Губ.

  2. Неба.

  3. Языка.

  4. Дефекты прикуса.

  5. Строение зубов.

  1. Состояние артикуляционной моторики ( бланк с заданиями).

Отмечается наличие, точность, замены и объем выполнения.

  1. Состояние пальцевого гнозопраксиса.

  1. Вытягивание 2-гои 3-го пальцев.

  2. Вытягивание 2-го и 5-го пальцев.

  3. Перебор пальцев в медленном темпе, затем в быстром.

  4. Определение ведущей руки, ноги, глаза, уха ( открывание двери, перекладывание мелких предметов в коробочку, открывание коробочек, « подзорная труба», « перешагни веревочку»).








Исследование речевой моторики.


Упражнения

Параметры

Наличие или отсутствие

движений



Тонус

Активность

Объем

Точность

Темп

Замена

Синкинезии

Переключаемость


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Для мышц лица.

1. Нахмурить брови ( рассердиться)










2. Поднять брови вверх (удивиться)










3. Зажмурить глаза










4. Спокойно закрыть и открыть глаза










5. Широко раскрыть глаза










6. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз










7. Надуть щеки










8. Втянуть щеки










9. Надуть только правую щеку










10. Надуть только левую щеку










Для челюстей.

1. Рот широко открыть- закрыть










2. Нижняя челюсть вправо- влево










Для губ.

1. Растянуть губы в улыбке










2. Вытянуть губы вперед в трубочкой










3. Улыбка- трубочка










4. Поднять верхнюю губу вверх










5. Опустить нижнюю губу вниз










6. Одновременно поднять верхнюю губу верх, опустить нижнюю губу вниз










Для языка.

1. Язык широкий

( « лопаточкой») на нижней губе










2. « Жало»










3. « Широкий- узкий»










4. « Качели»










5. « Вкусное варенье»










6. « Лодочка»










7. « Чашечка»










8. « Лошадка»










9. « Маятник»










Для мягкого неба.

1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук А










2. Широко открыть рот и зевнуть











  1. Диагностика устной речи.

  1. Обследование произношения ( 1- 9).

Даны картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях. В верхнем ряду находятся картинки с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду- картинки, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: Р, Л, Ш и т.д., т.к. не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки отсутствовали.

При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста где отсутствовали:

    1. звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый звук

    2. другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.

















2. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений ( 10 - 16).

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.


1) Обследование фонематического восприятия.

Здесь даны задания типа:

- определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;

- показать картинки с заданным звуком;

- услышать слово с заданным звуком;

- подобрать пары картинок к словам- паронимам.


2) Обследование фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Задания:

- определи место звука в слове;

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

- выделить согласный звук из стечения двух звуков;

- определить количество гласных или согласных звуков в слове;

- определить из скольких звуков состоит слово;

- выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;

- определить место звука в слове;

- определить последовательность звуков в слове.


3) Обследование фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:

- составить слова из заданного количества звуков;

- составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.


4) Обследование фонематических представлений.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:

- подобрать слова определенной тематики;

- подобрать слово на заданный звук;

- подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;

- подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.











Обследование фонематического синтеза.

Задание 1. Составить слова из заданного количества звуков:

К, О, Т

Р, У, К, А

С, У, М, К, А

М, А, К

Ш, У, Б, А

П, О, Л, К, А

Д, О, М

К, Р, А, Н

Ш, А, П, К, А

С, О, К

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

А, Р, Ш

Л, А, Н, У

Д, М, Ы

З, О, Р, А

А, Р, К

И, Ш, А,



Обследование фонематических представлений.

Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

ШАПКА- …

ЩЕПКА- …

ЧАЙКА- …

РУКА- …

РЕПА- …

ЛУЖА- …

ПОЛКА- …

БОЧКА- …

ТУЧА- …

ДОМ- …

КАША- …

ГОРКА- …

ВАТА- …

ФОРМА- …

Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.


Задание: Определить количество ( гласных или согласных) звуков в слове.

Задание : Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.



Задание : Показать картинки с заданным звуком.



Задание: услышать слово с заданным звуком.


( в) На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.


( н) Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.


( м) Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.


( ж) Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.




( з) На полянке заяц.

У Зои розовый бант.


( п) Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.


( к) У Нины сок.

На картине нарисован мак.


( ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.


( с) Летит сова.

Соня ест булку.

3. Обследование слоговой структуры слова.

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.

Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.






























Задание : Слова со сложной слоговой структурой


Задание : Повторить за логопедом словосочетания:

  • Слесарь- инструментальщик.

  • Космонавт- исследователь.

  • Молодой экскурсовод.

  • Строгий регулировщик.


Задание: Повторить за логопедом предложения:

  1. Лара забрала Рому домой.

  2. Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

  3. На перекрестке стоял регулировщик.

  4. Валерия Александровна учила Лару.

  5. Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.


















4. Обследование словаря.

Здесь представлен материал, который позволяет провести количественный и качественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г.Шевченко.








































Задание: Назвать части туловища, части лица.

Задание: назвать , подобрать обобщающее слово.








5. Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

    1. Понимание обращенной речи:

  • Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

  • Понимание предлогов;

  • Понимание предложений с причинно- следственной связью;

  • Понимание изменения числа существительного в предложении.

    1. Словоизменение:

  • Изменить существительное по падежам;

  • Изменить прилагательное по родам;

  • Подобрать глагол к существительному;

  • Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

  • Изменение существительных с непродуктивными основами по числам ( котенок- котята);

  • Множественное число существительных в родительном падеже;

  • Согласование существительных с числительными;

  • Изменение глаголов по временам.

    1. Словообразование:

  • Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

  • Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

  • Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

  • Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

  • Образовать прилагательные от существительных;

  • Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия ( белый- беловатый);

  • Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

  • Подбор родственных слов.










































Задание: назвать действие по предъявленному предмету.



Задание: назвать слова с противоположным значением ( антонимы).



Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

Определить:

- какой чай в чайнике;

- какой снег на ощупь;

- какой дождь летом.

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?


Задание: ( Наречия)

- как ползает черепаха?

- как светит месяц?

- как скачет конь?

Задание:

- когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

- когда дети идут гулять?

- когда дети ложатся спать?

Задание: Без чего?

Задание: ( Понимание предлогов) Покажи, где:

  1. Кот идет к дому;

  2. Кот в доме;

  3. Кот перед домом;

  4. Кот за домом;

  5. Кот на крыше;

  6. Кот вылезает из трубы;

  7. Кот под крыльцом.


Задание: назови, какой по цвету этот предмет.


Задание: Работает чем?

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.


Задание: подобрать глагол к существительному:

Бабочка …. Бабочки………


Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов


Задание: изменение глаголов по временам.

6. Самостоятельная речь.

  1. Составить предложения по картинке;

  2. Составить рассказ по картинке;

  3. Составить рассказ по серии картинок;

  4. Составить рассказ по опорным словам и предложениям ( дается начало рассказа, далее слова и выражения, которые ребенок должен использовать при составлении рассказа);

  5. Составить пересказ текста;

  6. Составить рассказ, о каком- либо запомнившемся ребенку событии.























Задание: Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

Опорный материал:

Встретились на мостике два козленка.

Белый козленок говорит …

Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.


Задание: Составить пересказ текста.

Белочка и зайчик.

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик- морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик- под елкой. Раз высунулась белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не белый, а серый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Задание: Составить самостоятельный рассказ о каком- либо событии или празднике.

    1. Диагностика нарушения чтения.

1) « Рядоговарение». Инструкция: « Перечисли по порядку времена года и дни недели».

Оценки:

  1. Правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов;

  2. Правильно ответил на один вопрос- 2 балла;

  3. Не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

2) « Ритмы». Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу ( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  1. Простые ритмы- // /, / //, // / //, / / //, / ///, если задание выполнено верно,

то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают;

  1. Сложные ритмы- /// / /, / // ///, / /// /, // /// /. Критерий выполнения такой

же , как в простых ритмах.

Оценки:

  1. Выполнено оба задания- 0 баллов;

  2. Выполнены только простые ритмы- 2 балла;

  3. Не выполнено ни одного задания- 3 балла.

3) Тест « Кулак- ребро- ладонь». Инструкция: « Посмотри внимательно на то, что я сейчас делаю, и повтори точно так же».

Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Оценки:

  1. Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

  2. Правильное воспроизведение после 2-й или после 3-х демонстрации с первой попытки- 2 балла;

  3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстрации или после 3-х демонстрации со 2-й и более попыток- 3 балла.

4) Субтест « Повторение цифр». Инструкция: « Сейчас я назову какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить , повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр ( см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция : « Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа на лево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Цифровые ряды.

Прямой счет

№ 3

3-8-6

6-1-2

№ 4

3-4-1-7

6-1-5-8

№ 5

8-4-2-3-9

5-2-1-8-6


Обратный счет

№2

2-5

6-3

№3

5-7-4

2-5-9

№4

7-2-9-6

8-4-9-3


Оценки:

  1. Итоговый результат больше 6- 0 баллов;

  2. Итоговый результат равен 6- 2 балла;

  3. Итоговый результат меньше 6- 3 балла.

Суммируются следующие три оценки: « Рядоговорение», « Повторение цифр», и за тест « Кулак- ребро- ладонь» или « Ритмы» ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма балов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.





















Диагностика устной речи

( протокол обследования)

Фамилия, имя ребенка _______________________ Дата рождения__________

Класс ______ Дата обследования _______


Строение артикуляционного аппарата

Губ _________________________ Нёба ______________________________

Языка________________________ Дефекты прикуса____________________

Строение зубов ( двойной ряд зубов, очень мелкие, зубы вне челюстной дуги, диастемы м/у передними зубами, нормальное, отсутствие зубов)___________


Состояние артикуляционной моторики

  1. Губы в « улыбке»

Наличие ____________________Точность выполнения___________________

  1. Губы « трубочкой»

Наличие ____________________Точность выполнения ___________________

  1. Чередование движений «улыбка»- «трубочка»

Наличие ____________________ Точность выполнения___________________ Темп________________

  1. Язык « лопаточкой» ( на нижней губе)

Наличие ____________________ Точность выполнения ___________________ Замена движения другим______________________

  1. Язык « иголочкой»

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

Замена движения другим______________________

  1. « Маятник» ( боковые движения кончиком языка влево- вправо)

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

Темп _____________________Замена движения другим___________________

Наличие синкиезий ___________________________

7. Прочее _______________________________________________________

Состояние пальцевого гнозопраксиса

  1. Вытягивание 2-го и 3-го пальцев

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

  1. Вытягивание 2-го и 5-го пальцев

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

  1. Перебор пальцев ( поочередное прикосновение большого пальца ко 2-, 3-, 4-, 5—му одновременно двумя руками)

В медленном темпе___________________ В быстром темпе_______________

  1. Ведущая рука_________________________________________________


Состояние фонематического восприятия

Бапа________ Паба__________ Саша________ Шаса___________

Саза________ Заса___________ Чатя________ Тяча____________

Цасаца_______ Сацаса_______ Гакага________Кагака__________

Датада_______Тадата_______ Щашаща_______ Шащаша_______

Засаза_______ Сазаса________ Чатяча________ Тячатя__________

Ралара_______ Ларала_______



По звонкости- глухости

Зуб – суп ______________________

Забор- собор___________________

Советы- заветы_________________

Дочка- точка___________________

Шар- жар______________________

Уточка- удочка_________________

Сова- софа_____________________

Башня- пашня__________________

Бочка- почка___________________



По твердости- мягкости

Угол- уголь____________________

Мышка- мишка_________________

Мыло- мила____________________

Ел- ель________________________

Лук- люк______________________

Галка- галька___________________

Мел- мель_____________________


Кожи- козы____________________

Свистящие- шипящие

Сок- шок_____________________

Мишка- миска_________________

Сила- жила___________________

Жук- сук_____________________

Горячий-горящий______________


Исследование языкового анализа и синтеза

  1. Анализ предложений на слова

Стоят теплые деньки ________________________________________________

Птичка свила гнездо ________________________________________________

Осенью часто льет дождь ____________________________________________

Около леса росла высокая береза ______________________________________

Желтые листья падают на землю ______________________________________

  1. Слоговой анализ слов

Дом _________________________

Веселее ______________________

Машина _______________________

Утка __________________________

  1. Определение места звука в слове

Первый звук в слове

Астра _________________________

Мухомор ______________________

Последний звук в слове

Мак __________________________

Радуга ________________________

  1. Определение количества звуков в слове

Сыр ________

Рак_________

Луна________

Диван_______

  1. Синтез слов из букв

В ненарушенной последовательности: Д, О, М __________________________

Р, У, К, А _________________________

В нарушенной последовательности: У, К, Ж ___________________________

А, Л, Н, У ________________________


Исследование связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( Инструкция: подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, его начало, продолжение, окончание)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Состояние звукопроизношения

  1. Наличие дефектов_____________________________________________

  2. Подбор картинок на дефектный звук _____________________________


Состояние звуко- слоговой структуры слова

Скакалка ______________________

Велосипед_____________________

Космонавт_____________________

Сковорода_____________________

Кинотеатр_____________________

Мотоциклист___________________

Прямоугольник_________________

Кораблекрушение_______________

Аквалангист____________________

Термометр ____________________

Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________

Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________

Фотограф фотографирует детей _______________________________________


Состояние лексико- грамматического строя речи

  1. Назвать одним словом

Платье, пальто, брюки, рубашка ______________________________________

Морковь, капуста, свекла, огурцы _____________________________________

Шкаф, диван, стол, кровать __________________________________________

Яблоко, груша, слива, лимон _________________________________________

Кастрюля, тарелка, кувшин, стакан ____________________________________

Тапочки, сапоги, туфли, валенки ______________________________________

Шапка, берет, панама, платок ________________________________________

Лев, волк, медведь, лиса _____________________________________________

Береза, сосна, дуб , ель ______________________________________________

  1. Детёныши животных ( по картинкам)

У утки утята, а у …

Козы- _________________________

Кошки- _______________________

Белки-_________________________

Курицы-_______________________

Собаки-_______________________

Тигрицы-______________________


Коровы-_______________________

Свиньи-_______________________

Львицы-_______________________

Зайчихи-_______________________

Ежихи-________________________

Лисы- _________________________

  1. Употребление существительных в род.п. (по картинкам)

Машина без колес

Самолет без ___________________

Стол без_______________________

Корова без _____________________

Кастрюля без___________________

Петух без______________________

  1. Подбор антонимов ( по картинке или в устной форме)

Холодный _____________________

Далекий_______________________

Высокий_______________________

Зима __________________________

Верхний_______________________

Широкий ______________________

  1. Образование прилагательных от существительных. Согласование

существительных с прилагательным.

  1. Относительные прилагательные:

Конверт из бумаги- бумажный

Посуда из стекла-_______________

Варенье из яблок- ______________

Куртка из кожи-________________

Платок из пуха-________________

Сок из моркови-________________

  1. Качественные прилагательные: если днем жара, то день жаркий, а если:

Мороз_________________________

Солнце________________________

Снег__________________________

Ветер _________________________

Дождь ____________________


  1. Притяжательные прилагательные: у собаки лапа собачья, а у …

Кошки____________

Волка_____________

Льва______________

Медведя___________

Лисы______________

Зайца _____________

Дата

Класс, ФИО,

Адрес, откуда поступил


Общее состояние и звукопроизношение

Общее речевое развитие и готовность к обучению. Практическое сознание языковых средств

Общий уровень речевой готовности к школе



Заключение

А/А темп, внятность, ф/слух



Зв. анализ

Дефект произношения, свист., шип.,

соноры, заднеязычные


Речевая коммуникативность

Связная речь

Словарный запас

Грамматические конструкция

Ситуативная и контекстая речь

Чтение побуквенное, послоговое, слитное

Графомоторные навыки

Готовность к письму. Учет спец.ошибок

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10


















Результаты исследования звукопроизношения

________________________________________________________________________________________________________

Условия

Исследуемые звуки

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л

Р

Р

J

М

Н

В

При изолированном произношении
















В слогах:

- открытых, без стечения согласных

















- закрытых, без стечения согласных


















- со стечением согласных


















В словах:

- в начале


















- в середине


















- в конце ( кроме звонк.)


















Во фразах

















В связной речи






















Схема системного развития нормальной детской речи

( составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева « Вопросы изучения детской речи», 1961)

Предложения из аморфных слов- корней




Возраст

т


Развитие предложения ( фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения

Служебные слова

Звуки

Стечение согласных

Двухсловное Однословное

предложение предложение





1 г 8 м.- 1 г 10 м 1 г 3 м- 1 г 8 м


Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов)

Нет

Название лиц, предметов ( 22 слова)

Несколько позже сущ-х появляются название действий (5 слов)

Нет

Нет

Нет

Часто воспроизводиться один слог в слове ( ударный) или два одинаковых слога.

Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, д, ть, ль, с.

Нет

Нет

Объединяет в одном предложений два аморфных слова ( 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2м лице ед.ч.повелительного наклонения.

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов.

Х, п, й. часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов

Нет






Развитие предложения ( фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения

Служебные слова

Звуки

Стечение согласных


Структура предложения

Первые формы слов

1 г 10 м.- 2 г. 1 м.

Рост предложения до 3-4 слов

Появляются первые грамматические отношения м/у словами: согласование им.п. с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляются словоизменения.

Начинают разграничено употребляться следующие падежи: вин.п. с окончанием –у, им.п. мн.ч. с окончанием –ы, -и, (фонетически всегда и), иногда пред.п. с окончанием –е, суффиксы уменьшительности

Первые грамматические формы у глаголов: повел.наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. и прош.время 3-го лица ед.ч. (окончание –ет, -ит, -а). часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы

Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в им.п. ед.ч. муж. или жен.рода

Вот, там, где, еще, хорошо, не надо, надо и др. большинство личных местоименных форм употребляются правильно с момента своего проявления. Иногда смешиваются личные местоимения. О себе говорят в третьем лице

Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», « да», «то», «не»

В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четрехсложных словах

К 2 годам твердые: н, т, д

Большинство стечений согласных замещается одним звуком

Нет





Возраст

Развитие предложения

( фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные слова

Звуки

Стечение согласных

Структура предложения

Усвоение флективной системы языка

2 г.1 м- 2 г. 3 м

Дальнейший рост простого предложения(до5- 8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами

Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения. Суффиксы –ок, -чик и др.

Усваиваются дат. и твор.п. усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.ч.: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.ч. –ы ( фонетически - и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам ( кроме 2-го лица мн.ч.). разграничивается наст. и прош.вр., смешивается род

23 прилагательных. Нарушается согласование с сущ-ми; употребляются преимущественно после сущ-х. мн.ч. только в им.п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее

Появляются предлог: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем ы, в, р, з. смешение артикуляционно близких звуков

Все еще не усвоены,хотя некоторые группы согласных произносятся правильно

Нет











Возраст

Развитие предложения ( фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные слова

Звуки

Стечение согласных

Усвоение грамматической системы языка

Усвоение служебных слов

2 г. 3 м.- 3г.

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется

Усвоены « главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончание –ов на слова других склонений:. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а, -я. Суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие. Унификация приставок

С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ-ми в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешения рода у местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение групп согласных

Нет







Возраст

Развитие предложения ( фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные слова

Звуки

Стечение согласных


Усвоение морфологической системы русского языка


3-4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей- нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество

Продолжатся влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении; ошибки в использование чередований и ударений. При словоизменение сохраняется основа.

Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: намокрил ( намочил)

Имеет место нарушение согласование в среднем роде. Усваивается сравнительная степень прилагательных

Усваивается сравнительная степень наречий

Предлоги: по, до,вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частицы « бы» при условном наклонении


Звуковая сторона речи усвоена (врхняя граница нормы)


После трех лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов








Возраст

Развитие предложения ( фразы)

Усвоение частей речи

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и тип предложения

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные слова

4 года- 7 лет

Иногда затруднение в построении придаточных предложений с союзным словом « который»

Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категории ( использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных)

Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласование числительного с сущ-м в косвенных падежах

Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи

Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие «сидя»

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

С 4 лет 6 м. попытка объяснить слова на основе их значения . с5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдение над синонимами


Приложение 1.

Речевая карта для первоклассников

  1. Фамилия__________________ Имя________________ Класс__________

  2. Анамнез_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заключение специалистов:

Слух _____________________________________________________________

Зрение ___________________________________________________________

Жалобы родителей, обращались ли к логопеду __________________________________________________________________

  1. Общее состояние и звучание речи:

Темп:_____________________________________________________________

Внятность: ________________________________________________________

Сила голоса: ______________________________________________________

  1. Состояние артикуляционного аппарата:

Губы: ____________________________________________________________

Зубы: ____________________________________________________________

Язык: ____________________________________________________________

Нёбо: ____________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________

Переключаемость :__________________________________________________

  1. Общая характеристика речи:

Нарушение звукопроизношения: ______________________________________

  1. Сформированность фонематических процессов:

Ритм: ____________________________________________________________

Оппозиционные звуки : га-ка-га, на-га-ха-ла, за-жа-са-ша, ра-ла, ла-ра __________________________________________________________________

Повторение: коза-коса, лоза- роса, сом, дом, ложка- кошка, ветка- сетка

________________________________________________________________

Какая буква потерялась: _от, _ыба, _ым, _кно;

Звуковой ряд: д,о,м___________ к,о,т________________ у,т,к,а_____________

Какое слово длиннее: лента- ленточка, книга- книжечка

Покажи картинки: ж,ш,с,з,ц,ч,щ,р,л ___________________________________

  1. Навыки звуко- слогового анализа:

С какого слога начинаются слова:

мяч- мука- мама______________

сок, суп, солнце, самолет______

рак, рука, рама_______________

цапля, царица________________

жук, жаба, жарить____________

зонт, зайка, зубы_____________

чайка, чайник________________


С какого слога оканчиваются слова: сыр, сом, зонт, дох, год, кот, лоб_____________________________________________________________

Кто как говорит:

Кошка__________

Собака__________

Ворона__________

Корова__________

Баран___________

Лягушка________

Пчела___________

Комар __________

  1. Слова сложной слоговой структуры:

Медведь____________________

Крокодил___________________

Скатерть____________________

Милиционер_________________

Строительство_______________

Верблюд____________________

Обезьяна____________________

Велосипед___________________

Аквариум___________________

Серпантин __________________

  1. Повтор предложения:

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки ________________________________________________________________

  1. Состояние связной речи:

Описание предмета: ______________________________________________

Составление рассказа по картинке:__________________________________

По серии картин:_________________________________________________

Пересказ:_______________________________________________________

Словарный запас:________________________________________________

Окружающие предметы:__________________________________________

Обобщения:_____________________________________________________

  1. Степень навыков классификации:

Части тела:______________________________________________________

Дикие и домашние животные:______________________________________

Детеныши:______________________________________________________

Кто, где живет:___________________________________________________

Кто, что ест:_____________________________________________________

Игрушки:_______________________________________________________

Транспорт:______________________________________________________

Обувь:__________________________________________________________

Одежда:_________________________________________________________

Овощи:_________________________________________________________

Фрукты:________________________________________________________

Профессии:______________________________________________________

  1. Название предмета по описанию:_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Название действий по предъявленному предмету:

Лопатой ________________________, топором _______________________

Ложкой _________________________, карандашом ___________________

Кто как передвигается:

Человек_________________________, птица__________________________

Рыба___________________________, конь ___________________________

Кузнечик _______________________, черепаха _______________________

  1. Понимание оттенков действий ( префиксальный)

Машина в гараж _________________________________________________

  1. Глагольный словарь в целом: ____________________________________

  2. Подбор:

Антонимов:

Чистый____________

Широкий__________

Высокий___________

Тонкий____________

Белый_____________

Большой___________

Синонимов:

Чумазый___________

Дряхлая___________

Красивая__________

Омонимов:

Лист______________

Крыло_____________

Ключ______________

  1. Грамматический строй речи:

Употребление имен сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах:

Чем режут хлеб кому____________

Кому дали ложку_______________

Р.п. мн.ч. им.Сущ.: Много чего:

Сумка_______

Ягода_______

Окно________

Стул________

Образование уменьшительно- ласкательной формы имен сущ.:

Дом_________

Елка________

Кольцо______

Птица_______

Согласование сущ-х с числительными:

Покажи где шар- шары?

Зайчик-______

Мячик- _____

Кот-________

Яблоко-_____

Про кого говорят:

Плывет______

Плывут______

Скачет______

Скачут______

Согласование прилагательных с существительными:

Цвет: Голубое_________________ Трава__________________________

Величина: стул________________, стол________________________________

Форма: арбуз _________________, морковь_____________________________

По качеству: куртка из кожи ____________ стакан из стекла ______________

Сравнение по цвету: трава ______________, роза________________________

Употребление предлогов: карандаш на__________, в________________, за___________, из____________, с_________________, над_______________, под___________, около___________, между__________.

Составление предложения по картинкам (по серии) ___________________ __________________________________________________________________

  1. Общее впечатление о состоянии речи:_____________________________

  2. Коммуникативность, отношение к своему дефекту:_________________

  3. Неречевые процессы: общая и тонкая моторика ____________________

  4. Интеллект:

Четвертый лишний _________________________________________________

Нелепица _________________________________________________________

Запомни слово _____________________________________________________

Внимание _________________________________________________________

Сукцессивные процессы ____________________________________________

Эмоциональная сфера ______________________________________________

Понимание инструкций _____________________________________________

  1. Навыки чтения и письма:_______________________________________

Графомоторные навыки :_____________________________________________

Специфические ошибки:_____________________________________________

  1. Логопедическое заключение:____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перспективный план работы:____________________________________