СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр 2, Николай 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспекты уроков по правлению Александра 2 и Николая 1

Просмотр содержимого документа
«Александр 2, Николай 2»

Тема: Внутренняя политика Николая I.

- охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;

- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;

– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);

–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов;

- изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи;

-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие. Организация деятельности.

Приветствие. Подготовка к уроку.

Проверка знаний и умений

1.Какими были причины зарождения движения декабристов?

2.Чем Северное и Южное общества принципиально отличались от «Союза Благоденствия?

3.Сравните Конституцию Муравьёва и Русскую Правду Пестеля.

4.В чём причины нерешительности восставших на Сенатской площади?



Переход к изучению новой темы

Сегодня мы с вами познакомимся с внутренней политикой Николая 1. Запишем тему урока.

Через всё царствование проходит стремление Николая I не допустить повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе их критику современного состояния страны. Николай I осознавал необходимость принятия мер, который, однако, не должны менять существующую политическую систему. Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.

Записывают тему урока «Внутренняя политика Николая 1»

Изучение новой темы

Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.

События 14 декабря, которые произвели на него огромное впечатление, он связывал со слабостью покойного императора, с его конституционно-реформаторскими начинаниями. Николая I беспокоило состояние умов в России, брожение, охватившее разные общественные слои.

Характеристика Н. I.:

Не обладая ни способностями Александра I, ни его политическим кругозором, он, став императором в тридцать лет, без колебаний принял на себя бремя правления, полагая, что их с избытком заменят твердая воля и работоспособность. У него был ясный систематический ум, отличная память, он хорошо разбирался в инженерном деле и, как все сыновья Павла I, был знатоком фронта. В науке он ценил ее прикладную сторону, к просвещению относился подозрительно, презирая беспокойный «дух времени». Ему было присуще бездушное рационально-механистическое восприятие мира, правильное государственное устройство он понимал как работу хорошо налаженного механизма, которому подчинены дела и помыслы всех людей. Образцом для него была военная служба: «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться. Я смотрю на всю человеческую жизнь, только как на службу, так как каждый служит». Милитаризм был внутренней потребностью царя. По свидетельству его личного друга А. X. Бенкендорфа, «развлечения государя со своими войсками, по собственному его признанию, единственное и истинное для него наслаждение».

Николай I искренне считал себя помазанником Божиим и твердо защищал самодержавную власть от любых посягательств. При нем самодержавие достигло своего апогея, когда весь ход государственных дел определялся лично императором, все нити государственного управления находились в его руках. Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал политическим наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил. Царь верил в самодержавную инициативу, но упрощенно представлял ее единственно как гарантию внутреннего спокойствия. Самодержавную власть он понимал как безграничное самовластное вмешательство в ход даже самых мелких государственных дел, как право распоряжаться судьбами подданных. Он сам определял мундирные цвета полков, редактировал сочинения Пушкина, указывал, какими должны быть построения кордебалета на императорской сцене.


Давайте рассмотрим реформы Николая I.

1.Преобразование императорской канцелярии.

При воцарении неопытный Николай 1 не представлял хода работы государственной машины, но твердо знал, что ему не нужен первый министр. Впавший в глубокую депрессию Аракчеев был отстранен от «общегосударственных дел», что не означало отказа от основных принципов аракчеевщины. Император доверял немногим, среди которых были лично ему близкие А. X. Бенкендорф, И. Ф. Паскевич, А. Ф. Орлов, министр финансов Е. Ф. Канкрин и министр иностранных дел К. В. Нессельроде.


Стремясь увеличить свое влияние на государственные дела, Николай I провел общее преобразование императорской канцелярии. Созданная в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия первоначально занималась всеми делами, требовавшими решения императора. В январе 1826 г. прежняя канцелярия была переименована в I Отделение, и было образовано II Отделение, предназначенное для сборов и систематизации законов Российской империи. В июле того же года возникло III Отделение.

Чтобы глубже разобраться во внутреннем состоянии империи, царь приказал делопроизводителю Следственного комитета А. Д. Боровкову составить свод мнений декабристов, высказанных ими в период следствия. Он часто их просматривал и оттуда «черпал много дельного». Для изучения возможности государственных преобразований 6 декабря 1826 г. был образован Секретный комитет во главе с давним сотрудником Александра I В. П. Кочубеем. Комитет должен был разобрать бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I, где было немало проектов конституционных преобразований и решения крестьянского вопроса. Туда же был передан свод показаний декабристов. Первостепенную роль в Комитете играл Сперанский. Главный принцип преобразований, предложенный Комитетом 6 декабря 1826 г., заключался «не в полном изменении существующего порядка управления, но в его усовершенствовании посредством некоторых частных перемен и дополнений, соответствующих истинным нуждам государства». Проработав более трех лет, Комитет прекратил свои заседания. План административных и сословных преобразований был отложен.


2.Кодификация законов.

Он придавал важное значение кодификации законов, что подразумевало систематизацию действующего законодательства. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось много противоречивых установлений, что делало актуальной задачу создания нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.

Николай I поручил II Отделению, в работе которого главную роль играл Сперанский, Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками были выбраны и распределены по соответствующим разделам те законы, которые должны были составить действующее законодательство. К 1832 г. был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.

3. Цензура и образование

Цензура была важной частью николаевской идеократии. Именно на цензурные инстанции возлагалась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. император утвердил Цензурный устав, который современники назвали «чугунным».

 Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Министерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязанностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

Николай 1 охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рассадниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. Уваров наладил систему подготовки отечественной профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры. Главное место в правительственной идеологии занимало понятие «официальной народности», заключавшееся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада. Потому поощрялись стихи поэтов, выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. И. Слепушкина, А. В. Кольцова), широко пропагандировалась опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», поощрялись картины на крестьянскую тему А. Г. Венецианова. Немалую роль в пропаганде теории «официальной народности» сыграл граф С. С. Уваров, ставший с 1833 г. министром народного просвещения. Он сумел доказать Николаю 1, что науки при опоре на исконные русские начала - православие, самодержавие и народность - станут надежной опорой трона, поскольку его основой станет «истинно русское просвещение». 
Но в 1848 г. в связи с началом европейских революций ситуация изменилась. В поисках крамолы в России руководители III Отделения и некоторые высшие чиновники государства стали обвинять Уварова, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства, направленный на репрессии, Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку.

4.Крестьянский вопрос.

Работа с учебником. Учебник Артемов, Лубченков.




5.Финансы.


Правительство стремилось поддерживать развивающуюся промышленность и торговлю. Были учреждены Коммерческий и Мануфактурный советы, в которые вошли крупные фабриканты и заводчики, наиболее значительные представители купечества. В крупных городах России устраивались большие промышленные выставки. В интересах развития промышленности и роста государственных доходов сохранялись протекционистские тарифы. Дворянам было разрешено открывать в городах фабрики и заводы, им предоставлялись немалые льготы. 
Но преимущества давались не только «первому сословию» государства. Была снижена плата купеческому и крестьянскому сословиям за право торговли. Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промышленные предприятия. 
Немалую роль в достижении финансовой стабилизации сыграла реформа Е. Ф.Канкрина. В 1823 г. Канкрин был назначен на пост министра финансов, на котором он пробыл до 1844 г. Он доказал Николаю 1, что казенная продажа вина лишь понижает сборы и развращает чиновников. По его инициативе была введена откупная система, предусматривающая свободную продажу вина. В результате этого сборы резко возросли, но пьянство в России усилилось. В 1839 г. основой российского денежного обращения стал серебряный рубль. Стали выпускаться и бумажные деньги, которые можно было обменять на серебряную монету. Контролеры и сам Канкрин внимательно наблюдали за тем, чтобы бумажные деньги, находившиеся в обращении, соответствовали запасу серебра Государственного банка. 

На протяжении всего правления Николая I основной опорой самодержавия были доведенный до предела милитаризм, безграничная регламентация, бюрократическая централизация, они определяли прочность режима, которая долгое время удивляла Европу и внушала чувство бессилия его подданным. Такая политика создавала иллюзию стабильности, но в действительности обрекала страну на застой, на экономическое и социальное отставание от передовых европейских государств.

При Николае I самодержавная инициатива, измельчавшая во время аракчеевщины, перестала определять развитие страны. Передовое общество не шло за властью, как в екатерининские времена и в первые годы александровского правления, но находилось в постоянной к ней оппозиции. Присущее императору стремление сохранить незыблемыми устои самодержавия обрекало страну на консервацию обветшавшего сословного строя и крепостных отношений. Самодержавие из творческой силы исторического развития превратилось в режим личной власти, внешне могущественный, но безответственный и губительный для России.




















































Записывают «Направления внутренней политики».

1.З.Т.

Записываю приближенных: Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф, Паскевич Иван Федорович,  Алексе́й Фёдорович Орло́в, Егор Францевич Канкрин, Карл Васи́льевич Нессельро́де.



З.Т. Преобразование императорской канцелярии.

1826 г. создание:

I Отделение. В I Отделение все центральные ведомства должны были каждое утро доставлять сведения о своей деятельности и представлять дела, которые требовали личного рассмотрения царя.

II Отделение. Предназначенно для сборов и систематизации законов Российской империи.

III Отделение. В качестве «нейтрального штаба по наблюдению за мнением общим и духом народным». Сыск по политическим делам, надзор за общественными деятелями, писателями и учеными.

З.Т.

Образование Секретного комитета во главе с Кочубеем. Рассматривали сословный вопрос, административные преобразования. Важную роль играл Сперанский.


2.Кодификация законов.

Систематизация действующего законодательства.

Задача II отделения: распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I.

1832 г. «Свод законов Российской империи».

Император становился единственным источником законности.

3. Цензура и образование

1826 г. Цензурный устав (чугунный).



























З.Т. «теория официальной народности» заключавшееся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада.





















4.Крестьянский вопрос.

Выписывают из учебника основные мероприятия.


5.Финансы.

З.Т. - В крупных городах России устраивались большие промышленные выставки.

- Дворянам было разрешено открывать в городах фабрики и заводы, им предоставлялись немалые льготы. 

- Была снижена плата купеческому и крестьянскому сословиям за право торговли.

- Помещичьи крестьяне могли приобретать с согласия своих владельцев земли, дома, лавки и промышленные предприятия. 














Вывод.

Закрепление



Домашнее задание