Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Вулканный»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема:
«Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».
Урок подготовила и провела
преподаватель теоретических дисциплин
Болдырева М.В.
2018
п. Вулканный
Введение
В учебном процессе современной музыкальной школы, наряду с традиционными классическими образцами музыки прошлого, важным и полезным становится изучение музыки ХХ века. На протяжении 20 столетия облик музыкального творчества значительно изменился. И одним из ярких открытий стал авангард.
К сожалению, в музыкальных школах знакомство с творчеством современных композиторов происходит не так активно. Это связано как с отсутствием издательской продукции, так и с нежеланием педагогов включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для восприятия. Хотя слух ребенка еще свободен (в отличие от педагогов, воспитанных на классических образцах) и открыт к восприятию иррациональных ритмов, сложных размеров, диссонирующих гармоний и новых тональных систем. Поэтому в современной педагогике актуальным становится приобщение детей к миру и языку современного композиторского искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального кругозора на примере творчества композиторов-авангардистов.
Дата проведения: 16 мая 2018 года
Класс: 7
Продолжительность урока: 60 минут
Тема: «Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».
Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, обобщение и систематизация материала)
Цель урока: знакомство со стилевыми особенностями творчества А.Г. Шнитке
Задачи:
а) образовательные:
- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;
- сформировать представление о жизни и творчестве А. Шнитке, о его музыке;
- проследить эволюцию творческого стиля;
- закрепить теоретические определения и понятия по теме «Современные композиторские техники».
б) воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;
- воспитание эстетического вкуса;
в) развивающие:
-расширение кругозора учащихся;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.
Оборудование: Аудио, -видео аппаратура
Наглядно-дидактический материал
- Тест по теме: «Современные композиторские техники» (для каждого учащегося)
-
Музыкально-иллюстративный материал
А. Шнитке «Concerto grosso № 1» (фрагменты)
План урока:
Краткое вступительное слово, эмоциональный настрой детей на активную работу
Обобщение пройденного материала
Выполнение письменного теста
Подведение итогов
Презентация по теме «А.Г. Шнитке» одновременно с рассказом о композиторе
Знакомство с произведением «Concerto grosso №1»
Прослушивание музыкальных фрагментов
Обобщение пройденного материала
Выводы о стиле композитора
1. Повторение теоретического материала по теме «Авангард. Современные композиторские техники»
1.1 Выполнение письменного задания – теста
Тест «Авангард. Современные композиторские техники» (Приложение 1)
Задание - из трех вариантов выбрать верный ответ
1.2 Подведение итогов: проверка ответов учащихся
2. Альфред Шнитке: творческий путь
«Последний гений музыки XX столетия» - именно так назвал А.Г. Шнитке выдающийся кинорежиссер Александр Митт. Действительно, Шнитке является одним из самых ярких представителей российского авангарда, проявивший себя не только как композитор, но и как философ и теоретик в музыке.
Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь «через тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о драматических конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и смерти. Его музыка живет одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое и настоящее.
Родился А. Шнитке в ноябре 1934г. в г. Энгельс Саратовской области в семье с многообразными национальными корнями. «Я не русский, а полунемец, полуеврей, родина которого – Россия», - говорил о себе впоследствии композитор.
С самого начала он избрал путь музыканта. Музыкальное образование началось в 1946г. в Вене, куда командировали его отца после Великой Отечественной войны. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне, брал уроки игры на фортепиано. И в 1949г. Шнитке поступает в музыкальное училище им. Октябрьской революции, а затем продолжает обучение на композиторском факультете Московской консерватории.
С 1961-1972 гг. А.Г. Шнитке преподает в Московской консерватории чтение партитур и инструментовку, знакомит студентов с отечественной и зарубежной музыкой XX века. С середины 60-х гг. композитор интенсивно пишет музыку для кино, которая и приносит ему известность. Альфред Гарриевич занимает активную позицию: пишет статьи, выступает с докладами, участвует в различных фестивалях. Формируется его индивидуальный стиль. Его имя, наряду с Э. Денисовым и С. Губайдулиной, становится ведущим в авангарде отечественного музыкального искусства.
В 1980-е гг. Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие традиции русской духовной музыки. К композитору приходит всемирное признание. Он был удостоен почетных званий члена-корреспондента Академий искусств в Германии, Швеции. Его произведения исполняли крупнейшие музыканты, проходили фестивали творчества композитора.
2.1 Эволюция творческого стиля
1. До 1963 года – эпизодическое использование новых техник, период экспериментов. Индивидуальный вариант синтеза додекафонии с элементами других стилей (включение колокольного звона, импрессионистских, джазовых фрагментов, русского фольклора).
2. 1963-1967 гг. – работа в области авангарда (серийная техника), джаза, массовых песен, киномузыки. Создание метода «полистилистики1».
3. с 1968г. – свободная техника. Склонность к драматургическим концепциям, контрастам жанров.
4. 1968-1972 гг. – формирование индивидуального стиля, создание крупных концепций.
5. 1974-1979 гг. – период «новой простоты», создание сочинений мемориалов;
6. 1980-е гг. – возвращение к крупным концепциям.
3. Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра (1976-1977)
Concerto grosso (итал. concerto grosso - «большой концерт») – инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino, «кончертино»).
А. Шнитке обращался к жанру concerto grosso трижды. И хотя эти произведения были написаны в разные годы и имеют разные художественные задачи, они обладают общими чертами, характерными именно для этого жанра.
контраст тутти и соло;
построение формы по типу рондо – чередующиеся контрастные эпизоды с одним из них повторяемым (рефреном);
чередование темпов частей – быстро/медленно;
стилизация некоторых барочных тем, которые создают впечатление квазицитат.
полистилистика – новое, что внес композитор ХХ века: сочетание разных современных стилей и композиторских техник в едином звуковом коллаже.
Стилистические пласты:
Первый – «авторская музыка» (использование современных композиторских техник).
Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в основном музыка барокко и классицизма).
Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».
Идея: победа духовного, гуманистического начала над банальным и злым. Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.
Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени, объединяющего разные эпохи и стили. Вся прелюдия строится на эхо-образном повторении секундовых и терцовых интонаций, написанных в зеркале по отношению друг к другу (интервал в восходящем движении отражает нисходящий интервал).
Токката. Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В соревнование с ней вступают жалобная песенка, додекафонный эпизод, «вредный» вальсочек.
Речитатив и Каденция – объединяются в одно целое. Речитатив – напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-таки попал... А вокруг хаос. Это выражено в противопоставлении солирующих скрипок и всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до кульминации – начинается Каденция2. Затем наступает просветление: автоцитата из мультфильма «Бабочка».
Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом деле эта тема вобрала в себя многовековый опыт барочной музыки, но одновременно она принадлежит нашему времени. Тема a la Вивальди - рефрен, чередующийся с противоположными по стилям и по смыслу темами. Во втором эпизоде звучит танго, создающее стилистический шок: «высокому искусству» барочной темы противопоставляется «музычка».
Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.
Concerto grosso является ярким примером стиля композитора: использования современных композиторских техник, направлений и конечно же полистилистики. Как говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности».
Список литературы
Аверьянова, О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмету. - М.: Музыка. – 2009. – 256 с., нот., ил.
Алексеева, Л.Н., Григорьев, В.Ю. Зарубежная музыка XX века. - М.: Знание. - 1986. – 192 с.
Калинина, Г.Ф., Егорова, Л.Н. Музыкальная литература. Выпуск 4. Тесты по отечественной музыке XX века. – М.: ИП Калинин. – 2004. – 32 с.
Кандинский, А.И. Из истории русской и советской музыки. – М.: Музыка. – 1971. – 337 с.
Кусова, Л.И Очерки по русской музыкальной литературе второй половины ХХ века: учебное пособие. – Орел: Орлов, обл. тип. – 1999. – 47 с.
1999. – С. 15–26.
Холопова, В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. – М.: Советский композитор. – 1990. – 350 с.
Хржановский, А. Альфред Шнитке. – М.: М.Я. Троянкер; Arcadia. – 2014. – 512 с.
Шорникова, М. Музыкальная литература за 3 года: общеразвивающая общеобразовательная программа: русская музыкальная культура XX века: 3 год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, - 2017. – 380 с., ил.
1 Термин «полистилистика» введена в 1971г. А. Шнитке, который обосновал ее с позиции теории музыки.
2 По законам формы старинного концерта солист должен показать все, на что он способен