СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Альфред Гарриевич Шнитке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока, посвященного творчеству А.Г. Шнитке. Рассматриваются вопросы творческом пути и эволюции стиля композитора.

Просмотр содержимого документа
«"Альфред Гарриевич Шнитке"»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Вулканный»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



Тема:

«Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».









Урок подготовила и провела

преподаватель теоретических дисциплин

Болдырева М.В.















2018

п. Вулканный

Введение

В учебном процессе современной музыкальной школы, наряду с традиционными классическими образцами музыки прошлого, важным и полезным становится изучение музыки ХХ века. На протяжении 20 столетия облик музыкального творчества значительно изменился. И одним из ярких открытий стал авангард.

К сожалению, в музыкальных школах знакомство с творчеством современных композиторов происходит не так активно. Это связано как с отсутствием издательской продукции, так и с нежеланием педагогов включать современную музыку в детский репертуар, считая ее сложной для восприятия. Хотя слух ребенка еще свободен (в отличие от педагогов, воспитанных на классических образцах) и открыт к восприятию иррациональных ритмов, сложных размеров, диссонирующих гармоний и новых тональных систем. Поэтому в современной педагогике актуальным становится приобщение детей к миру и языку современного композиторского искусства, развитию музыкального мышления, расширению музыкального кругозора на примере творчества композиторов-авангардистов.





























Дата проведения: 16 мая 2018 года


Класс: 7


Продолжительность урока: 60 минут


Тема: «Альфред Гарриевич Шнитке. Творческий облик».


Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, обобщение и систематизация материала)


Цель урока: знакомство со стилевыми особенностями творчества А.Г. Шнитке


Задачи:

а) образовательные:

- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;

- сформировать представление о жизни и творчестве А. Шнитке, о его музыке;

- проследить эволюцию творческого стиля;

- закрепить теоретические определения и понятия по теме «Современные композиторские техники».


б) воспитательные:

- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;

- воспитание эстетического вкуса;


в) развивающие:

-расширение кругозора учащихся;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.


Оборудование: Аудио, -видео аппаратура


Наглядно-дидактический материал

- Тест по теме: «Современные композиторские техники» (для каждого учащегося)

-

Музыкально-иллюстративный материал

А. Шнитке «Concerto grosso № 1» (фрагменты)


План урока:

  • Краткое вступительное слово, эмоциональный настрой детей на активную работу

  • Обобщение пройденного материала

  • Выполнение письменного теста

  • Подведение итогов

  • Презентация по теме «А.Г. Шнитке» одновременно с рассказом о композиторе

  • Знакомство с произведением «Concerto grosso №1»

  • Прослушивание музыкальных фрагментов

  • Обобщение пройденного материала

  • Выводы о стиле композитора

1. Повторение теоретического материала по теме «Авангард. Современные композиторские техники»

1.1 Выполнение письменного задания – теста

Тест «Авангард. Современные композиторские техники» (Приложение 1)

Задание - из трех вариантов выбрать верный ответ

1.2 Подведение итогов: проверка ответов учащихся


2. Альфред Шнитке: творческий путь

«Последний гений музыки XX столетия» - именно так назвал А.Г. Шнитке выдающийся кинорежиссер Александр Митт. Действительно, Шнитке является одним из самых ярких представителей российского авангарда, проявивший себя не только как композитор, но и как философ и теоретик в музыке.

Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь «через тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о драматических конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и смерти. Его музыка живет одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое и настоящее.

Родился А. Шнитке в ноябре 1934г. в г. Энгельс Саратовской области в семье с многообразными национальными корнями. «Я не русский, а полунемец, полуеврей, родина которого – Россия», - говорил о себе впоследствии композитор.

С самого начала он избрал путь музыканта. Музыкальное образование началось в 1946г. в Вене, куда командировали его отца после Великой Отечественной войны. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне, брал уроки игры на фортепиано. И в 1949г. Шнитке поступает в музыкальное училище им. Октябрьской революции, а затем продолжает обучение на композиторском факультете Московской консерватории.

С 1961-1972 гг. А.Г. Шнитке преподает в Московской консерватории чтение партитур и инструментовку, знакомит студентов с отечественной и зарубежной музыкой XX века. С середины 60-х гг. композитор интенсивно пишет музыку для кино, которая и приносит ему известность. Альфред Гарриевич занимает активную позицию: пишет статьи, выступает с докладами, участвует в различных фестивалях. Формируется его индивидуальный стиль. Его имя, наряду с Э. Денисовым и С. Губайдулиной, становится ведущим в авангарде отечественного музыкального искусства.

В 1980-е гг. Шнитке создает хоровые произведения, возрождающие традиции русской духовной музыки. К композитору приходит всемирное признание. Он был удостоен почетных званий члена-корреспондента Академий искусств в Германии, Швеции. Его произведения исполняли крупнейшие музыканты, проходили фестивали творчества композитора.

2.1 Эволюция творческого стиля

1. До 1963 года – эпизодическое использование новых техник, период экспериментов. Индивидуальный вариант синтеза додекафонии с элементами других стилей (включение колокольного звона, импрессионистских, джазовых фрагментов, русского фольклора).

2. 1963-1967 гг. – работа в области авангарда (серийная техника), джаза, массовых песен, киномузыки. Создание метода «полистилистики1».

3. с 1968г. – свободная техника. Склонность к драматургическим концепциям, контрастам жанров.

4. 1968-1972 гг. – формирование индивидуального стиля, создание крупных концепций.

5. 1974-1979 гг. – период «новой простоты», создание сочинений мемориалов;

6. 1980-е гг. – возвращение к крупным концепциям.

3. Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного оркестра (1976-1977)

Concerto grosso (итал. concerto grosso - «большой концерт») – инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino, «кончертино»).

А. Шнитке обращался к жанру concerto grosso трижды. И хотя эти произведения были написаны в разные годы и имеют разные художественные задачи, они обладают общими чертами, характерными именно для этого жанра.

  • контраст тутти и соло;

  • построение формы по типу рондо – чередующиеся контрастные эпизоды с одним из них повторяемым (рефреном);

  • чередование темпов частей – быстро/медленно;

  • стилизация некоторых барочных тем, которые создают впечатление квазицитат.

  • полистилистика – новое, что внес композитор ХХ века: сочетание разных современных стилей и композиторских техник в едином звуковом коллаже.


Стилистические пласты:

Первый – «авторская музыка» (использование современных композиторских техник).

Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в основном музыка барокко и классицизма).

Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».


Идея: победа духовного, гуманистического начала над банальным и злым. Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.

Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени, объединяющего разные эпохи и стили. Вся прелюдия строится на эхо-образном повторении секундовых и терцовых интонаций, написанных в зеркале по отношению друг к другу (интервал в восходящем движении отражает нисходящий интервал).

Токката. Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В соревнование с ней вступают жалобная песенка, додекафонный эпизод, «вредный» вальсочек.

Речитатив и Каденция – объединяются в одно целое. Речитатив – напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-таки попал... А вокруг хаос. Это выражено в противопоставлении солирующих скрипок и всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до кульминации – начинается Каденция2. Затем наступает просветление: автоцитата из мультфильма «Бабочка».

Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом деле эта тема вобрала в себя многовековый опыт барочной музыки, но одновременно она принадлежит нашему времени. Тема a la Вивальди - рефрен, чередующийся с противоположными по стилям и по смыслу темами. Во втором эпизоде звучит танго, создающее стилистический шок: «высокому искусству» барочной темы противопоставляется «музычка».

Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.

Concerto grosso является ярким примером стиля композитора: использования современных композиторских техник, направлений и конечно же полистилистики. Как говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности».
































Список литературы

Аверьянова, О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмету. - М.: Музыка. – 2009. – 256 с., нот., ил.

Алексеева, Л.Н., Григорьев, В.Ю. Зарубежная музыка XX века. - М.: Знание. - 1986. – 192 с.

Калинина, Г.Ф., Егорова, Л.Н. Музыкальная литература. Выпуск 4. Тесты по отечественной музыке XX века. – М.: ИП Калинин. – 2004. – 32 с.

Кандинский, А.И. Из истории русской и советской музыки. – М.: Музыка. – 1971. – 337 с.

Кусова, Л.И Очерки по русской музыкальной литературе второй половины ХХ века: учебное пособие. – Орел: Орлов, обл. тип. – 1999. – 47 с.

1999. – С. 15–26.

Холопова, В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. – М.: Советский композитор. – 1990. – 350 с.

Хржановский, А. Альфред Шнитке. – М.: М.Я. Троянкер; Arcadia. – 2014. – 512 с.

Шорникова, М. Музыкальная литература за 3 года: общеразвивающая общеобразовательная программа: русская музыкальная культура XX века: 3 год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, - 2017. – 380 с., ил.






1 Термин «полистилистика» введена в 1971г. А. Шнитке, который обосновал ее с позиции теории музыки.

2 По законам формы старинного концерта солист должен показать все, на что он способен