Знакомство с алгеброй Числовые выражения
Зарождение алгебры
Старинная задача о кроликах и фазанах
Некто подошел к клетке, в которой сидели фазаны и кролики. Сначала он сосчитал головы , их оказалось 15 . Потом он подсчитал лапки , их было 42 . Сколько кроликов и сколько фазанов было в клетке?
12
15
головы
лапы
Схема решения
42
15
Решение задачи
42-30=12 (лап лишних) – лапы кроликов
12:2=6 (кроликов)
15-6 = 9 (фазанов)
Решение задачи с помощью уравнения
Кролики Фазаны
кол-во х 15 - х
лапы 4х 2(15 – х)
4х+2(15-х)=42
4х+30-2х=42
4х-2х=42-30
2х=12
х=6 (кроликов)
Если х=6, то 15-х =15-6=9 (фазанов)
Страницы истории
По-гречески «число» - арифмос .
Почти все науки зародились в Греции, один из разделов математики получил греческое название «АРИФМЕТИКА»
Страницы истории
Другой раздел математики посвящен различным фигурам и их свойствам, называется он ГЕОМЕТРИЯ
Гео – по-гречески «Земля», а метрео - «меряю»
А вот слово «АЛГЕБРА» не греческое
Страницы истории
Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми
Выдающийся средневековый ученый, внесший большой вклад в развитие математики, астрономии, математической географии.
Страницы истории
Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми
Предполагают, что он
родился в городе Хиве.
Научной работой аль-Хорезми в основном занимался в Багдаде.
Страницы истории
Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми
Его труды в течение нескольких веков оказывали сильное влияние на ученых Востока и Запада.
Аль-Хорезми первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений
«Китаб мухтасар аль джебр ва-ал-мукабала»
Китаб - книга
Мухтасар – краткая
Аль - артикль
Джебр - восстановление
Ва – союз «и»
Ал - мукабала - противопоставление
Ал-джабра (восстановление)
При решении уравнения
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям,
С этим членом сличив,
Равный член придадим,
Только с знаком другим, -
И найдем результат нам желательный
Ал-мукабала (противопоставление)
Дальше смотрим в уравненье,
Можно ль сделать приведенье,
Если члены в нем подобны,
Сопоставить их удобно,
Вычтя равный член из них,
К одному приводим их.
Ал-джабра
Ал-мукабала
Решить уравнение
6 х - 13 = 2 х - 5
6 х - 13 = 2 х - 5
2 х
-13
13
-2 х
6 х
-5
=
8
4 х
=
х
2
=
Ответ: х = 2
Отец алгебры
Франсуа Виет
(1540-1603 гг.)
Сам он слово «алгебра» не применял. И называл он её «аналитическим искусством» , то есть искусством исследования
Отец алгебры
Виет четко разграничивал числа, величины и отношения, собрав их в некую систему "видов".
Отец алгебры
В эту систему входили переменные, их корни, квадраты, кубы и т. д.
Для этих видов Виет дал специальную символику, обозначив их прописными буквами латинского алфавита.
В процессе развития алгебра из науки об уравнениях преобразовалась в науку об операциях, более или менее сходных с действиями над числами.
Современная алгебра – один из разделов математики
В основе алгебраического языка лежит непривычный «алфавит»
Вот его буквы:
1. Числа
2. Буквы латинского и греческого алфавита
3. Знаки операций: + , -, ·, :
4. Скобки ( , )
5. Знак равенства =
6. Знаки неравенств: , ,
«Люди, незнакомые с алгеброй, не могут представить себе тех удивительных вещей, которых можно достигнуть … при помощи названной науки»
Г.В. Лейбниц
Числовые выражения
Числовым выражением называют всякую запись, составленную из чисел и знаков арифметических действий (составленную со смыслом)
Числовое выражение – запись, включающая: 1) числа; 2) знаки арифметических действий; 3) составлена со смыслом
То число, которое получается в результате упрощений числового выражения, называют значением числового выражения
Задание 1. Найдите значение числового выражения
Значение числового
выражения
1. Порядок арифметических действий
2. Переместительный закон сложения: а + b = b + a
3. Переместительный закон умножения: аb = ba
4. Сочетательный закон сложения: а + b + с = ( а + b) + с = а + ( b + с)
5. Сочетательный закон умножения: аbс = (аb)с = а ( bс)
6. Понятие обыкновенной дроби
7. Арифметические операции с обыкновенными дробями
8. Основное свойство обыкновенной дроби
9. Понятие десятичной дроби
10. Арифметические операции с десятичными дробями
11. Понятие отрицательного числа
12. Правила действий с положительными и отрицательными числами
Дробь равна нулю , если числитель дроби равен нулю .
На ноль делить нельзя!
Дробь не имеет смысла , если знаменатель дроби равен нулю .
Задание 2. Выясните, равна дробь нулю или она не имеет смысла?
Домашнее задание
Повторить правила действий с обыкновенными дробями, правила действий с положительными и отрицательными числами