СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания психолого-педагогической характеристики

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Предлагаю Вашемуу вниманию примерный алгоритм написания психолого-педагогической характеристики.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания психолого-педагогической характеристики»

Примерный алгоритм написания характеристики


Раздел 1

  1. Анкетные данные:

а) фамилия, имя,

б) школа, класс,

в) специализация школы.

2. Сведения о состоянии здоровья:

а) часто ли болеет (часто, средне, редко),

б) особенности функционирования нервной системы:

  • Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки;

  • Быстро переходит от радости к грусти, без видимой причины; адекватная схема настроений; стабилен в проявлении настроения;

  • Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

3. Успеваемость: (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

4. Внешкольные занятия: (систематические)

а) занятия общественно-полезным трудом (каким),

б) занятия художественной самодеятельностью,

в) занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких),

г) занятия спортом (каким),

д) занятия организационной работой (какой).


Раздел 2 Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

1.Направленность интересов:

  • на учебную деятельность,

  • на трудовую деятельность,

  • на художественно-эстетическую деятельность,

  • на достижения в спорте, туризме,

  • на отношения между людьми.

2. Отношение к делу:

а) общественная активность:

  • активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;

  • принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени;

  • не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;

  • редко принимает участие в общественных делах;

  • отказывается участвовать в общественных делах.

б) трудолюбие:

  • любую работу всегда выполняет охотно; ищет работу сам и старается делать её хорошо;

  • как правило, охотно берётся за работу, старается выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки;

  • редко охотно берётся за работу;

  • чаще всего старается отклониться от любой работы;

  • всегда отклоняется от любой работы.

в) ответственность:

  • всегда хорошо и в назначенный срок выполняет порученное ему дело;

  • в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное ему дело;

  • часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дело;

  • очень редко выполняет порученное ему дело;

  • никогда не доводит до конца порученное ему дело.

г) инициативность:

  • довольно часто выступает зачинателем нового дела;

  • выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;

  • редко сам начинает новое дело;

  • почти никогда сам не начинает новое дело;

  • никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

д) организованность:

  • всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;

  • в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;

  • умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;

  • чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

е) любознательность:

  • постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры;

  • в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;

  • редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;

  • как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;

  • равнодушен ко всякого рода знаниям.

ж) аккуратность:

  • всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда опрятен, подтянут и за партой, и у доски, бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;

  • содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи (вещи, конспекты), помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д.) скорее по обязанностям;

  • не проявляет большого интереса к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен к тем, кто портит общественное имущество;

  • часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книг, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его;

  • совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.


3. отношение к людям:

а) коллективизм:

  • всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь и поддержку;

  • склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;

  • нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает лично;

  • как правило, равнодушен к заботам других, по собственной инициативе не помогает им;

  • считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

б) честность и правдивость:

  • всегда правдив по отношению к своим родителям, учителем, товарищам; говорит правду и тогда, когда ему невыгодно;

  • почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;

  • часто говорит неправду ради собственной выгоды;

  • почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно;

  • склонен всегда говорить неправду.

в) справедливость:

  • активно борется с тем, что считает несправедливым;

  • не всегда борется с тем, что считает несправедливым;

  • редко выступает против того, что считает несправедливым;

  • не добивается справедливости;

  • совершенно равнодушен к проявлению справедливости.

г) бескорыстие:

  • в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела для других людей, а не собственной выгоды;

  • почти всегда руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;

  • редко руководствуется соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;

  • в своих поступках руководствуется соображениями собственной выгоды;

  • в поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

д) общительность:

  • всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;

  • как правило, с удовольствием общается с людьми;

  • стремиться общаться с ограниченным кругом людей;

  • предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

  • замкнут, не общителен.

е) чувство товарищества:

  • всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;

  • как правило, помогает товарищам, когда его просят;

  • очень редко помогает товарищам, если его попросят, может отказать в помощи;

  • никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

ж) отзывчивость:

  • всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;

  • искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами;

  • поглощен собственными думами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;

  • почти не умеет сочувствовать другим;

  • совершенно не умеет сочувствовать другим.

з) вежливость, тактичность:

  • все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;

  • почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;

  • часто бывает не вежлив и не тактичен;

  • часто недопустимо груб, резок, нередко затевает ссоры;

  • всегда резок, невыдержан, как в общении со сверстниками, так и и со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.

4. Отношение к себе:

а) скромность:

  • никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

  • иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;

  • сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях;

  • часто хвалится ещё не сделанным, или тем, в чём он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения;

  • хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами;

б) уверенность в себе:

  • никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;

  • все задания, поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости;

  • порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;

  • часто при выполнении задания, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;

  • постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других;

в) самокритичность:

  • всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков;

  • в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;

  • порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;

  • к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки;

  • отвергает любую критику, отказывается признавать свои очередные промахи, ничего не делая для их исправления;

г) умение рассчитать силы:

  • всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задания и дела «по плечу» – не слишком лёгкие и не слишком трудные;

  • как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания;

  • иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудность полученного задания;

  • в большинстве случаев, не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;

  • почти никогда не умеет соизмерять свои силы и трудные дела;

д) стремление к успеху, первенству:

  • всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе, спорте и т.п.);

  • стремление быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-то одной области;

  • стремится в чём-то одном, особо интересующем, добиться признания, успеха;

  • очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, довольствуется положением «середняка»;

  • никогда не стремится в чём-то быть первым, получает «удовлетворение» от самой деятельности;

е) самоконтроль:

  • всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;

  • не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;

  • большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;

  • почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя;

  • постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».

5. Волевые качества личности:

а) смелость:

  • всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

  • в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

  • не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого;

  • в большинстве случаев отступает пред силой;

  • всегда отступает перед силой, трусит;

б) решительность:

  • всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;

  • в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственное решение;

  • иногда колеблется перед ответственным решением;

  • редко решается принять какое-либо ответственное решение;

  • не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение;

в) настойчивость:

  • всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями;

  • как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности, противоположные случаи редки;

  • доводит до конца задуманное лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;

  • очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;

  • столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

г) самообладание:

  • всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;

  • как правило, умеет справиться со своими эмоциями;

  • порой не умеет справиться со своими эмоциями;

  • часто не может подавить нежелательные эмоции;

  • плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.


6. Положение ребёнка в детском коллективе

а) авторитет в классе:

  • пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников, его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;

  • пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;

  • пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-либо группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.);

  • пользуется авторитетом у отдельных учащихся;

  • в классе авторитетом не пользуется;

б) симпатии:

  • является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;

  • в классе ребята к нему относятся с симпатией;

  • пользуется симпатией только у части одноклассников;

  • пользуется симпатией у отдельных ребят;

  • в классе его не любят;

в) авторитет во внешкольных объединениях:

  • является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, клуб, дворовая компания);

  • пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;

  • пользуется только симпатией у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;

  • является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом не пользуется там;

  • не является членом внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности процессов и эмоций

  1. Внимание:

  • всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работе не делает;

  • достаточно внимательно слушает объяснения учителя; отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности;

  • не всегда внимательно слушает объяснения учителя4 периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке;

  • слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их;

  • как правило, медленно и с трудом сосредотачивается на уроке, мало чего усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений; делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

  1. Память:

  • при заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала; но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко;

  • при заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом;

  • материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его; имеет привычку не разбираться в структуре и смысле материала;

  • при заучивании долго разбирается в материале; многократно повторяя его логическую структуру; при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;

  • для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

  1. Мышление:

  • быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает учебные задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;

  • достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные решения;

  • удовлетворительно понимает материалы после объяснения учителя; решает задачи в среднем, собственных оригинальных решений не предлагает;

  • в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;

  • понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

  1. Эмоциональная реактивность:

  • всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз, взволновать рассказ, кинофильм;

  • обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко;

  • сдержан в проявлениях своих эмоциональных реакциях;

  • редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;

  • практически всегда вял, апатичен во всех сферах жизни, несмотря на то, что здоров.

  1. Эмоциональная уравновешенность:

  • всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;

  • обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;

  • эмоционально уравновешен;

  • повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям;

  • вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.



Характеристика учащегося
I. Общие сведения о семье и условиях жизни учащегося). Ф.И.О……………………….......

Тип семьи (полная, неполная)……… ……….

Дата рождения………………………………..

Родители учащегося (Ф. И. О., образовательный уровень профессия)…… …

Мать……………………………

Отец:................... ………………………

Количество детей в семье..……(другие члены семьи)…… ……...

Материальные условия жизни семьи…………………………

Жилищные условия................………………………

Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные источники последних)..... …………………………

II..Состояние здоровья:……………………………………

а) Болезненность (характер заболеваний........ ………...(часто, редко).

б) Наблюдаемые признаки предрасположености учащегося к нарушениям здоровья: тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость. неусидчивость, обидчивость, депрессивность, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: (грызет ногти, раскачивает тело, навязчиво - повторяет движения и т. д.)… ……………

в) Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после учебы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, другие жалобы.... ……

III. Учащийся в системе воспитательных отношений :

а) в системе "учащийся-педагог":

  • Отношения с большинством педагогов строятся на взаимном уважении и доверии;

  • Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер;

  • Отношения с педагогами пока не складываются:

  • Отношения с отдельными (большинством) педагогами носят конфликтный характер, их причины………………………….

б) в системе отношений с однокурсниками авторитетом и доверием у большинства одноклассников, они охотно с ним общаются:

  • Общается лишь с отдельными одноклассниками;

  • Отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты;

  • Одноклассники относятся к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется…………………………

  1. в) отношения в семье:

  2. Учащийся психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям подростка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у подростка авторитетом;

  3. Положение учащегося в семье нельзя считать вполне благополучным, требования к нему взрослых противоречивы (излишне мягкие, попустительские; или излишне придирчивые; строгие), подросток привязан к кому-то одному из родителей (родных), враждебен к остальным, ему уделяется недостаточно внимания, его индивидуальные особенности и проблемы осознаются плохо, не учитываются в общении, чувства защищенности у учащегося нет;

  4. Учащийся в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое, его проблемами никто не интересуется, индивидуальные особенности подростка не осознаются и не учитываются, прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.

  5. г): В системе отношений "школа -семья":

  • Между требованиями школы и семьи противоречий нет;

  • Должного согласования действий семьи и школы в воспитательной тактике пока нет, родители плохо прислушиваются к советам педагогов, их связь со школой носит в основном формальный характер;

  • Семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает его воспитательных усилий.

д) Уровень средовой адаптации:

  • достаточно высокий;

  • недостаточно высокий; недостаточный (не вполне благополучный):

  • на грани социальной дезадаптации.

е) Личностные качества., мешающие успешной адаптации учащегося в микросреде: безответственность нечестность, эгоизм лень. обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость другие качества.....................…….……………………………….

ж) Общественная позиция учащегося:

Общественные поручения (отношение к выполнению):

  • Ответственное и добросовестное:

  • Недостаточно ответственное;

  • Безответственное

Круг домашних обязанностей (отношение к выполнению):

  • Ответственное и добросовестное;

  • Недостаточно ответственное;

  • Безответственное.

IV. Особенности учебной и профессиональной деятельности:

в) Отношение учащегося к учебной и профессиональной деятельности:

  • Охотно ходит в школе, с интересом относится ко всем предметам, стремиться хорошо учиться;

  • Интереса к обучению пока нет, любимых предметов нет, обучение воспринимается как долг, с интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?).....… ………………………………

  • Учится неохотно, "из-под палки".

б) Уровень развития основных характеристик учебной и профессиональной деятельности

1.Познавательной активности:

  • Достаточно высокий на всех предметах;

  • Достаточно высокий лишь на отдельных предметах (каких);

  • В основном средний.

  • Низкий.

2.Самостоятельности:

  • Учебные задания в основном выполняет самостоятельно;

  • Учебные. задания выполняются при оказании 1-го вида помощи - стимулирующей;

  • Учебные задания выполняются для оказании 2-го вида помощи-направляющей;

  • При выполнении учебных заданий чаще других требуется 3-й вид помощи - обучающей.

3.Темпа деятельности:

  • Выше среднего показателя группы;

  • Ниже среднего показателя группы;

  • Заметно отстает от среднего показателя группы;

в) Xapактер трудностей учащегося в обучении:

  • Общие, проявляющиеся по всем предметам;

  • Общие, проявляющиеся в обучении конкретному предмету.

Причины трудностей....………………………… ……………

г) Обобщенная оценка итогов года:

  • Успевает по всем предметам на "хорошо" и "отлично";

  • Успевает на "хорошо" и "удовлетворительно";

  • Успевает в основном на "удовлетворительно";

  • Успевает "неудовлетворительно" по следующим предметам................….… …………………..

V. Потенциал личности учащегося:

- Стремления и интересы……………………………………….

- Специальные способности…………………………………………..

- Личностные качества: доброта отзывчивость честность принципиальность откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие, др. качества..

Подпись классного руководителя (психолога, социального педагога):