СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм разработки дидактической игры для детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация адресована преподавателям, ведущим МДК 02.01 "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста" по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, и студентам, обучающимся по данным специальностям. Материал презентации поможет выстроить последовательность действий при разработке дидактической игры (как частного варианта игр с правилами) с соблюдением всех компонентов в структуре данного вида игр и в соотнесении с этапом развития игры с правилами как деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм разработки дидактической игры для детей дошкольного возраста»

РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Алгоритм  разработки дидактической игры Постановка цели игры. Формулирование дидактической задачи. Формулирование игровой задачи для детей. Формулирование результата игры. Определение игровых действий детей, обеспечивающих решение обучающей задачи. Определение необходимого материала игры. Формулирование правил.

Алгоритм разработки дидактической игры

  • Постановка цели игры.
  • Формулирование дидактической задачи.
  • Формулирование игровой задачи для детей.
  • Формулирование результата игры.
  • Определение игровых действий детей, обеспечивающих решение обучающей задачи.
  • Определение необходимого материала игры.
  • Формулирование правил.

Постановка цели игры Определите, для какого этапа развития игр с правилами предназначена данная дидактическая игра. Для первого этапа ключевая цель – формирование умения поочередного взаимодействия в соответствии с предложенным взрослым готовым правилом. Для второго этапа ключевая цель – формирование принятия ценности выигрыша, стимулирование состязательности, умения выстраивать игру циклически (многоконность игры). Для третьего этапа ключевая цель – формирование умений преобразовывать известные правила игры, приходить к соглашению относительно новых правил, обязательных для всех участников. Выбранная цель должна найти свое отражение в формулировке игровых действий, игровой задачи, правил игры и в подборе предметного материала дидактической игры

Постановка цели игры

  • Определите, для какого этапа развития игр с правилами предназначена данная дидактическая игра.
  • Для первого этапа ключевая цель – формирование умения поочередного взаимодействия в соответствии с предложенным взрослым готовым правилом.
  • Для второго этапа ключевая цель – формирование принятия ценности выигрыша, стимулирование состязательности, умения выстраивать игру циклически (многоконность игры).
  • Для третьего этапа ключевая цель – формирование умений преобразовывать известные правила игры, приходить к соглашению относительно новых правил, обязательных для всех участников.

Выбранная цель должна найти свое отражение в формулировке игровых действий, игровой задачи, правил игры и в подборе предметного материала дидактической игры

Формулирование дидактической задачи Выберите, в рамках какой образовательной области будет выполнена дидактическая игра. Выберите, для какой возрастной группы разрабатывается игра. Выберите конкретную задачу в рамках образовательной области. Упростите задачу до минимума, который можно решить на протяжении 5 – 7 минут игры детей. Сформулируйте дидактическую задачу. Используйте для ее формулировки ключевые слова: «Упражнять в …» , «Стимулировать …» и т.п.  Не забудьте: формулировка дидактической задачи должна учитывать общую цель игры

Формулирование дидактической задачи

  • Выберите, в рамках какой образовательной области будет выполнена дидактическая игра.
  • Выберите, для какой возрастной группы разрабатывается игра.
  • Выберите конкретную задачу в рамках образовательной области.
  • Упростите задачу до минимума, который можно решить на протяжении 5 – 7 минут игры детей.
  • Сформулируйте дидактическую задачу. Используйте для ее формулировки ключевые слова:
  • «Упражнять в …» ,
  • «Стимулировать …» и т.п.

Не забудьте: формулировка дидактической задачи должна учитывать общую цель игры

Формулирование игровой задачи Определите, что должен сделать ребенок для решения дидактической задачи, с одной стороны, и для достижения выигрыша. Сформулируйте игровую задачу. Постарайтесь уложить ее в две фразы. Первую фразу начните так: «Вам надо …». Вторую фразу сформулируйте следующим образом: «Выигрывает тот, кто …». Сформулируйте название игры  Не забудьте: формулировка игровой задачи должна учитывать общую цель игры. Формулировка игровой задачи зачастую дублирует формулировку игровых действий детей и дает название игре: «Подбери по цвету», «Разложи по форме» и т.п.

Формулирование игровой задачи

  • Определите, что должен сделать ребенок для решения дидактической задачи, с одной стороны, и для достижения выигрыша.
  • Сформулируйте игровую задачу. Постарайтесь уложить ее в две фразы.
  • Первую фразу начните так: «Вам надо …».
  • Вторую фразу сформулируйте следующим образом: «Выигрывает тот, кто …».
  • Сформулируйте название игры

Не забудьте: формулировка игровой задачи должна учитывать общую цель игры. Формулировка игровой задачи зачастую дублирует формулировку игровых действий детей и дает название игре: «Подбери по цвету», «Разложи по форме» и т.п.

Формулирование результата игры Сформулируйте результат дидактической игры с 3-х точек зрения: С точки зрения достижения цели игры - какие игровые умения детей должны быть сформированы в ее итоге . С точки зрения решения дидактической задачи – какие знания будут закреплены, какие образовательные умения и навыки сформированы, какие познавательные психические процессы развиты . С точки зрения решения игровой задачи ребенком – в чем состоит его персональный выигрыш, каковы критерии его достижения .  Не забудьте: формулировка результата должна быть напрямую ориентирована на общую цель игры

Формулирование результата игры

  • Сформулируйте результат дидактической игры с 3-х точек зрения:
  • С точки зрения достижения цели игры - какие игровые умения детей должны быть сформированы в ее итоге .
  • С точки зрения решения дидактической задачи – какие знания будут закреплены, какие образовательные умения и навыки сформированы, какие познавательные психические процессы развиты .
  • С точки зрения решения игровой задачи ребенком – в чем состоит его персональный выигрыш, каковы критерии его достижения .

Не забудьте: формулировка результата должна быть напрямую ориентирована на общую цель игры

Определение игровых действий детей Определите и сформулируйте предметные действия детей, направленные на решение игровой задачи ( что и как надо делать с материалом, предлагаемым в игре – разложить, выстроить в определенной последовательности, собрать целое из частей и т.п .). Пропишите схему развертывания процесса игры: определение исходных позиций – функциональных мест играющих (кто водящий, кто игроки, порядок их вступления в игру ); разворачивание игрового цикла (последовательность осуществляемых игровых действий) ; определение выигравшего; новое определение исходных позиций играющих в новом коне игры.  Не забудьте: формулировка игровых действий должна быть ориентирована на достижение общей цели игры

Определение игровых действий детей

  • Определите и сформулируйте предметные действия детей, направленные на решение игровой задачи ( что и как надо делать с материалом, предлагаемым в игре – разложить, выстроить в определенной последовательности, собрать целое из частей и т.п .).
  • Пропишите схему развертывания процесса игры:
  • определение исходных позиций – функциональных мест играющих (кто водящий, кто игроки, порядок их вступления в игру );
  • разворачивание игрового цикла (последовательность осуществляемых игровых действий) ;
  • определение выигравшего;
  • новое определение исходных позиций играющих в новом коне игры.

Не забудьте: формулировка игровых действий должна быть ориентирована на достижение общей цели игры

Определение необходимого материала игры Определите, какой предметный материал понадобится детям для осуществления игровых действий. Составьте перечень материалов (предметов, игрушек, картинок), который нужен для разворачивания игры. Определите, какой материал понадобится для усложнения дидактической игры:  с точки зрения усложнения дидактической задачи; с точки зрения перехода на новый этап развития игры с правилами.  Не забудьте: выбор материалов должен быть напрямую ориентирован на общую цель игры

Определение необходимого материала игры

  • Определите, какой предметный материал понадобится детям для осуществления игровых действий.
  • Составьте перечень материалов (предметов, игрушек, картинок), который нужен для разворачивания игры.
  • Определите, какой материал понадобится для усложнения дидактической игры:
  • с точки зрения усложнения дидактической задачи;
  • с точки зрения перехода на новый этап развития игры с правилами.

Не забудьте: выбор материалов должен быть напрямую ориентирован на общую цель игры

Формулирование правил Определите, какие правила будут регулировать действия детей в дидактической игре. Сформулируйте нормативные правила игры ( регулирующие деятельность и направленные на реализацию принципа справедливости ). Сформулируйте собственно игровые правила ( конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре ). Сформулируйте правила установления выигрыша в игре ( определение победителя, позволяющие зафиксировать первенство одного из играющих ). В их формулировке опирайтесь на разработанную ранее формулировку игровой задачи для детей – «Кто раньше всех …, тот выигрывает», «Кто больше всех …, тот выигрывает» и т.п. Не забудьте: формулировка правил должна быть ориентирована на достижение общей цели игры

Формулирование правил

  • Определите, какие правила будут регулировать действия детей в дидактической игре.
  • Сформулируйте нормативные правила игры ( регулирующие деятельность и направленные на реализацию принципа справедливости ).
  • Сформулируйте собственно игровые правила ( конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре ).
  • Сформулируйте правила установления выигрыша в игре ( определение победителя, позволяющие зафиксировать первенство одного из играющих ). В их формулировке опирайтесь на разработанную ранее формулировку игровой задачи для детей – «Кто раньше всех …, тот выигрывает», «Кто больше всех …, тот выигрывает» и т.п.

Не забудьте: формулировка правил должна быть ориентирована на достижение общей цели игры

Домашнее задание: Красиво оформите описание дидактической игры в следующем порядке: Название игры: Цель игры: Дидактическая задача: Игровая задача: Игровые действия: Правила игры: Результат игры:. Название игры: Цель игры: Дидактическая задача: Игровая задача: Игровые действия: Правила игры: Результат игры:. Выполните материал дидактической игры. Оформите дидактическую игру в коробку. На лицевой стороне коробки поместите название игры и картинку для детей, поясняющую цель игры. Внутрь коробки вклейте описание дидактической игры.

Домашнее задание:

  • Красиво оформите описание дидактической игры в следующем порядке:
  • Название игры: Цель игры: Дидактическая задача: Игровая задача: Игровые действия: Правила игры: Результат игры:.
  • Название игры:
  • Цель игры:
  • Дидактическая задача:
  • Игровая задача:
  • Игровые действия:
  • Правила игры:
  • Результат игры:.
  • Выполните материал дидактической игры.
  • Оформите дидактическую игру в коробку.
  • На лицевой стороне коробки поместите название игры и картинку для детей, поясняющую цель игры.
  • Внутрь коробки вклейте описание дидактической игры.