Просмотр содержимого документа
«Алгоритмическое решение задач»
Алгоритмическое решение задач
Содержание:
- Этапы решения задач на компьютере.
- Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов.
- Типы алгоритмов и формы их представления.
- Классификация языков программирования
- Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
- Visual Basic for Applications на примере MS Excel
1. Э тапы решения задач на компьютере
2. Понятие алгоритма.
Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи. (Algorithmi (Аль-Хорезми) – среднеазиатский математик IX в., впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий).
Все наши действия, направленные на выполнение какой-либо задачи, подчинены определённым алгоритмам. Рецепт приготовления вкусного блюда, инструкция по сборке мебели, описание химического опыта, инструкции и описания из журналов по рукоделью, вязке и шитью, руководства по игровым и полезным компьютерным программам…
Свойства алгоритмов :
- Дискретность – разрывность, отделённость одного действия от другого.
- Однозначность (детерминированность) -Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя.
- Конечность – каждое отдельное действие (и весь алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел).
- Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты.
- Массовость – возможность решать множество однотипных задач.
- Недостатки словесного способа :
- такие описания строго не формализуемы; страдают многословностью записей; допускают неоднозначность толкования.
- такие описания строго не формализуемы;
- страдают многословностью записей;
- допускают неоднозначность толкования.
- Графический способ записи – в виде блок-схем.
- Блок-схема – последовательность блоков, соединенных линиями передачи (ветвями).
- Табличный способ записи – в виде таблицы, устанавливающей зависимость результата от исходных данных.
- Программный способ записи – в виде текста на каком-либо языке программирования .
Формы представления алгоритмов
формы
представления
алгоритмов
словесная
табличная
графическая
программная
Графическая форма представления алгоритмов
Блок начала и конца алгоритма
Блок ввода или вывода данных
Блок присваивания
(выполнения действий)
Блок проверки условия
Типы алгоритмов
типы алгоритмов
линейный
ветвящийся
циклический
Линейный тип алгоритма
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий является алгоритмом линейного типа
Например «решение уравнения при определенных значениях» образуется линия (цепочка) действий. Отсюда и произошло название линейный
Допускает все формы представления: табличную, словесную и графическую.
Линейный алгоритм
Начало
Ввод данных
Действие
Действие
Вывод данных
Конец
Ветвящийся тип алгоритма
Возможность выбора в зависимости от выполнения некоторых условий.
Такой алгоритм используется когда решение задачи может иметь два варианта.
Допускает две формы представления: словесную и графическую.
Ветвящийся алгоритм
Начало
Ввод данных
Действие
Да
Нет
Условие
Действие 2
Действие 1
Вывод данных
Конец
Циклический тип алгоритма
Форма представления может быть выбрана как словесная, так и графическая.
Циклический алгоритм
Начало
Ввод данных
Да
Нет
Параметры цикла
Действия цикла
Вывод данных
Конец
Циклический алгоритм
Цикл до Цикл пока Цикл для
Нет
Нет
Х=1, 5
Условие
Тело цикла
Да
Да
Тело цикла
Тело цикла
Да
Нет
Условие
4. Классификация языков программирования
- языки ассемблера;
- универсальные языки высокого уровня BASIC и FORTRAN ;
- языки более «низкого» уровня Pascal и С (и их объектно-ориентированные расширения, в частности, C++);
- командные языки баз данных и Clipper ;
- объектно-ориентированные языки четвертого поколения (4 GL ).
6. Visual Basic for Applications
Visual Basic for Applications ( VBA ) — развитая система визуального программирования для создания прикладных программ в среде Microsoft Office .
С помощью VBA можно создавать объекты управления графического интерфейса пользователя, задавать и изменять свойства объектов, подключать к ним соответствующий программный код. Методика программирования с использованием средств VBA сводится к следующему:
- создание объектов управления и контроля (диалоговые окна, пиктограммы, меню);
- разработка процедур, используемых при вызове объектов.
Прикладные программы на языке VBA оперируют со следующими понятиями:
- объект управления и контроля — экранные формы, графические элементы внутри форм, в том числе текстовые окна, линейки прокрутки, пиктограммы, окна-списки, командные кнопки и др.;
- свойство (параметр) — характеристика или атрибут объекта управления;
- значение свойства;
- событие — действие, которое распознается объектом управления; метод доступа — аналогичное понятиям функция, оператор, который воздействует всегда на объект;
- процедура — подпрограммы и функции, произвольная последовательность операторов VBA ; процедуры делятся на событийные (запускаются при наступлении событий) и общие процедуры.
5. О бъектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
- Инкапсуляцией называется объединение в объекте его свойств и возможных над ним операций (методов).
- Объект , с одной стороны, обладает определенными свойствами, которые характеризуют его состояние в данный момент времени, а с другой стороны, над ним возможны операции, которые приводят к изменению этих свойств.
- Методы объекта, т.е. набор операций, которой он может выполнять, инкапсулирующие одинаковый перечень свойств операций, объединяются в классы. Каждый отдельный объект является экземпляром класса. Экземпляры класса могут иметь отличающиеся значение свойств.
- Полиморфизм («много форм») - одна и та же операция над объектами различных классов может выполняться различными методами.
- Основной единицей в объектно-ориентированном программировании является объект, который заключает в себе, инкапсулирует как описывающие его данные (свойства), так и средства обработки этих данных (методы).
- Объектно-ориентированное программирование по своей сути - это создание, приложений из объектов. Одни объекты приходится полностью создавать самостоятельно, другие можно взять в готовом виде из разнообразных библиотек.
- Важное место в технологии объектно-ориентированного программирования занимает событие . В качестве событий могут рассматриваться щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определенной клавиши, открытие документа и т.д. в качестве реакции на события вызывает определенная процедура, которая может изменить свойства объекта, вызывать его методы и т.д.
- Наиболее распространенными системами объектно-ориентированного визуального программирования являются Microsoft Visual Basic и Borland Delphi .
Конец