МЕТОДИКА. ОБМЕН ОПЫТОМ
Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики посредством составления алгоритмов решения задач.
Глазырина Евгения Викторовна, учитель физики
Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, самостоятельности их познавательных и созидательных способностей.
Курс физики в средней школе подразумевает освоение обучающимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Это не только самостоятельное выполнение домашнего задания, это и самостоятельность в поисках информации, самостоятельность мышления, наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий и т. д. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Одна из основных задач учителя – организация работы в класс таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Вот несколько примеров некоторых алгоритмов решения задач, составленных обучающимися после обсуждения и корректировки.
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса:
-изучить условие задачи
-записать условие задачи через обозначение величин и их значения
-выполнить перевод единиц физических величин в СИ
-выяснить, какие тела взаимодействуют
-выполнить чертеж, указав на нем направления векторов импульсов тел
-выбрать оси координат
-записать сумму импульсов тел до взаимодействия и после с учетом выбранного направления координатной оси
-записать уравнение, выражающее закон сохранения импульса
-решить уравнение относительно искомой величины, т. е. получить искомую формулу
-подставить в формулу числовые значения величин, произвести вычисления
-оценить достоверность полученного значения искомой величины и записать ответ
Алгоритм решения задач на закон сохранения механической энергии
-изучить условие задачи
-записать условие задачи через обозначение величин и их значения
-выполнить перевод единиц физических величин в СИ
-выбрать систему отсчета
-найти два или более таких состояния тел системы, чтобы в число их параметров входоли как известные, так и искомые величины
-выбрать нулевой уровень отсчета потенциальной энергии
-записать закон сохранения энергии в виде Ек1+Еп1=Ек2+Еп2
-раскрыть значение энергии в каждом состоянии, подставив их в уравнение закона сохранения энергии, решить уравнение относительно искомой величины, т. е. получить расчетную формулу
-подставить числовые значения величин с наименованием их единиц в расчетную формулу и получить ответ
-оценить разумность ответа и записать его
Алгоритм решения задач при движении тела под действием нескольких сил:
-изучить условие задачи
-записать условие задачи через обозначение величин и их значения
-выполнить перевод единиц физических величин в СИ
-сделать рисунок, изобразив на нем взаимодействующие тела
-указать векторы сил, действующие на данное тело, и показать направления векторов скорости и ускорения
-записать в векторной форме уравнение для равнодействующей сил, действующих на это тело
-выбрать наиболее рациональную в данных условиях систему отсчета
-записать уравнение движения в скалярной форме, т. е. в проекциях на оси ОХ, ОY
-записать дополнительно уравнения кинематики, если в этом есть необходимость
-решить в общем виде полученную систему уравнений относительно неизвестных, т. е. вывести расчетную формулу
-подставить числовые данные в полученную формулу и произвести вычислении-оценить достоверность полученных значений величин, записать ответ
Самостоятельная деятельность обучающихся – залог эффективности обучения.