М
униципальное автономное учреждение дополнительного образования
«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическое пособие
«Алгоритм написания сценария, или
Как научиться писать сценарий»
Автор-составитель:
Крешихина Александра Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Рязань, 2022
«Алгоритм написания сценария, или Как научиться писать сценарий» Методическое пособие / автор-составитель Крешихина А.М., педагог МАУДО «РГДДТ» - Рязань, 2022 г.
Данная методическая разработка предназначена педагогам, занимающимся с детьми созданием мультфильмов; руководителям мультипликационных студий; родителям, занимающимся с детьми созданием мультфильмов, и могут быть использованы на занятиях по обучению детей анимации.
| Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества» |
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны педагогом дополнительного образования Крешихиной Александрой Михайловной на основе собственной практической деятельности в студии мультипликации «см:ART».
Методические рекомендации адресованы педагогам, занимающимся с детьми созданием мультфильмов; руководителям мультипликационных студий; родителям, занимающимся с детьми созданием мультфильмов, и могут быть использованы на занятиях по обучению детей анимации.
Цель методических рекомендаций:
Демонстрация использования собственной педагогической технологии по написанию сценариев детьми младшего и среднего школьного возраста в студии мультипликации «см:ART».
Задачи:
распространить свой педагогический опыт по обучению детей мультипликации;
привлечь внимание педагогов к вопросам использования игровых технологий при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста;
дать общее представление о приемах раскрепощения учащихся, стимулирования их фантазии и мотивации к написанию собственных сценариев.
Содержание
В киноискусстве сценарий – это литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм. Так как мультипликация (анимация) является разновидностью кино, то и здесь сценарий – литературная основа будущего мультфильма.
Чтобы попрактиковаться в фантазии и написании собственных сценариев, учащиеся студии мультипликации «см:ART» играют в игру «Придумай сценарий». Суть игры проста, перед ребятами таблица, в которой есть строки: место действия, время действия, главный герой, цель, перипетии. В ячейках таблицы спрятаны возможные варианты ответов – составляющие сценария или даже мультфильма. Выглядит в закрытом виде таблица вот так:
Рис. 1. Таблица к игре «Придумай сценарий»
Дальше учащиеся сами выбирают и открывают по одной любой ячейке из строки. На основе открытого материала создают сценарий. Занятия часто проходят с обилием смеха и радостью от создания сценариев.
Произвольный вариант открытия таблицы представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Вариант открытия ячеек таблицы к игре «Придумай сценарий»
Полностью открытая таблица ответов (Рис.3.), которую ребята никогда не видят, но так хотят знать, что спрятано за каждой ячейкой.
Рис. 3. Открытые ячейки таблицы к игре «Придумай сценарий»
Данная игра универсальная. Ведь создатель (педагог) может менять слова внутри каждой ячейки, отредактировав html-код (см. Приложение 1). Html-код можно написать в приложении «Блокнот» и сохранить с расширением *.html. В раскрывающемся списке строки var tables можно менять значения ячеек места, времени, главного героя, цели и перипетий.
Создавая сценарий, детям нужно помогать, направлять их, подкидывать конкретные идеи, знать об их увлечениях и на этой основе писать сценарии. Ведь работать всегда приятнее с тем, что больше всего нравится.
Руководствуясь знаниями об увлечениях детей, их интересах, были разработаны сценарии и сняты мультфильмы.
Рассмотрим несколько примеров сценариев и раскадровок, созданных учащимися студии «см:ART».
Мультфильм на основе стихотворения М.П. Клоковой-Лапиной «Два веселых гуся». Автор мультфильма – Вероника, 10 лет. Помимо мультипликации девочка занимается вокалом в народно-стилизованном ансамбле «Вениз», поэтому она решила создать мультфильм на известную детскую песенку.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся.
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе!
Раскадровка
Работа над персонажами (техника объемной анимации)
Сценарий к мультфильму, посвященному Дню защитника Отечества. Автор мультфильма–Полина, 10 лет. Мультфильм создан для брата, который служил в армии.
Придуманная ею история: маленький ребенок лежит и плачет. В кадре появляется папина рука с игрушкой. Ребенок успокаивается. Идет время, ребенок играет с игрушкой, растет, мечтает стать военным. Везде на фоне появляется игрушка из детства. Он поступает в военное училище, и однажды выходя из него, он идет по улице, догоняет девушку. Вдруг девушка падает. Молодой человек помогает ей встать. Они влюбляются друг в друга. Проходит время и у них появляется ребенок. История повторяется.
Раскадровка
Работа с фонами и персонажами (техника перекладка)
Сценарий к мультфильму «Береги природу». Автор мультфильма – Кузяева Анисия, 9 лет. Мультфильм был создан на основе фразы, произнесенной девочкой: «Мусор в баки нужно кидать, и нашу планету не засорять».
Девушка бежит по парку, кидает бутылку из-под воды мимо мусорного бака. Переход на фон города с мусорными свалками и пробегающей крысой, грустная планета Земля. Та же девушка, но, кидая бутылку, попадает в бак. Планета радуется.
Раскадровка
Этапы работы. Фоны, элементы и персонажи
Все описанные в данной статье мультфильмы и множество других можно увидеть в группе студии мультипликации «см:ART» в социальной сети «ВКонтакте» перейдя по ссылке: https://vk.com/smart_sasha.
Подводя итоги, можно сказать:
Любой сценарий состоит из нескольких важных компонентов: главный герой, его цель, место и время действия, перипетии – препятствия, которые мешают главному герою достичь цель.
В написании сценария важна практика, а также раскрепощение автора, возможность фантазировать и работать в любимой и интересной теме.
Ребенок, создающий сценарий должен быть максимально заинтересован в его написании с возможностью дальнейшей реализации в виде мультфильма.
Список используемой литературы и электронных ресурсов
Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма. Сафронов Михаил. – М.: Мастерская Сеанс, 2017 – 304 с.
Приложение 1
Код игры «Придумай сценарий»:
DOCTYPE html
Page Title
.clearfix:after {
content: " "; /* Older browser do not support empty content */
visibility: hidden;
display: block;
height: 0;
clear: both;
}
.title {
text-align: center;
height: 30px;
font-size: 24px;
font-weight: bold;
font-family: sans-serif;
color: #445;
}
.item-wrapper {
float: left;
width: 12.5%;
}
.item {
background-color: #aec6cf;
color: transparent;
padding: 10px;
cursor: pointer;
text-align: center;
margin: 1px;
height: 70px;
font-size: 24px;
font-weight: medium;
font-family: sans-serif;
border-color: transparent;
border-width: 2px;
border-style: solid;
}
.item-selected {
color: black;
}
.item:hover {
background-color: #aec6df;
border-color: blue;
}
var tables = [
{
name: "Место",
items: [[
"Леc", "Полянка", "Болото", "Средневековый замок", "Пустыня", "Крайний север", "Море-океан", "Некоторое царство"
]]
},
{
name: "Время",
items: [[
"Полдень", "Утро", "Вечер", "Любое время дня", "День", "Рассвет", "Ночь", "Закат"
]]
},
{
name: "Главный герой",
items: [[
"Добрый молодец", "Заяц", "Кикимора", "Приведение", "Верблюд", "Человек", "Русалка", "Царь"
], [
"Красна девица", "Муравей", "Комар", "Рыцарь", "Мумия", "Медведь", "Рыба", "Дочь царя"
]]
},
{
name: "Цель",
items: [[
"Найти любовь", "Спасти семью", "Защитить место обитания", "Найти отца", "Дойти до города", "Найти еду", "Построить новое жилище", "Выиграть"
]]
},
{
name: "Перипетии",
items: [[
"Баба Яга", "Змея", "Дремучий лес", "Дракон", "Миражи", "Льдины", "Шторм", "Вредный слуга"
]]
},
]
window.onload = function(e){
console.log('ok')
let root = document.createElement('div')
tables.forEach(table = {
let div = document.createElement('div')
div.className = "title"
div.innerHTML = table.name
root.appendChild(div)
table.items.forEach(items = {
let div = document.createElement('div')
//div.style.textAlign = "center"
root.appendChild(div)
items.forEach(item = {
let item_div = document.createElement('div')
item_div.innerHTML = item
item_div.className = "item"
let item_wrapper = document.createElement('div')
item_wrapper.className = "item-wrapper"
item_wrapper.appendChild(item_div)
div.appendChild(item_wrapper)
item_div.addEventListener('click', event = {
if(item_div.className.includes("item-selected")) {
item_div.className = "item"
} else {
item_div.className = "item item-selected"
}
});
})
let clearfix = document.createElement('div')
clearfix.className = "clearfix"
div.appendChild(clearfix)
})
})
let label = document.createElement('div')
label.style.color = "lightgray"
label.style.textAlign = "center"
label.style.fontFamily = "sans-serif"
label.style.fontSize = "small"
label.style.marginTop = "10px"
label.innerHTML = "(с) Александра Михайловна Крешихина, 2022"
root.appendChild(label)
document.body.appendChild(root)
}