СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм проведения консультаций

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм проведения консультаций

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм проведения консультаций»

Универсальная программа психологического консультирования.



Процесс психологического консультирования в соответствии с общепринятой схемой консультации включает в себя следующие стадии: стадия установление контакта, стадия обозначения проблемы, стадия заключения контракта, стадия целеполагания, стадия принятия консультативного решения, стадия психологического воздействия, завершающая стадия.

1 Установление контакта

Цель — формирование доверительных отношений с клиентом. Важным условием установление контакта является качество присутствия консультанта, то есть его способность к невербальному выражению своей заинтересованности в работе с клиентом.

Поведение консультанта может быть, с одной стороны вербальное, а с другой стороны невербальное. В ходе консультации не исключается зеркальное присоединение к клиенту (установление раппорта). Соотношение вербальных и невербальных средств коммуникации у консультанта должно быть гармоничным. Тон консультативной беседы должен быть простым и естественным. Ни в коем случае нельзя допускать психологического давления на клиента. Недопустимым также является и позиция полной индифферентности к происходящему. Такое поведение может быть истолковано клиентом как безразличие к его проблемам. Лучшее средство для того чтобы расположить к себе клиента — это избавиться от всяких уловок: относитесь к клиенту с истинным человеколюбием и подлинным интересом.

Поскольку контакт между консультантом и клиентом, зачастую, эмоционально нестабилен — меняется в зависимости от характера протекаемой беседы — консультанту необходимо принимать во внимание настроение диалога и по необходимости менять его в сторону большей конгруэнтности.

Каким образом следует начинать первую встречу и как строить диалог с клиентом, зависит от его состояния и от различных ситуативных обстоятельств (опоздание, ожидание и т.п.). Универсальным методом начала встречи является представление консультанта, небольшой рассказ о себе, о вопросах, которые консультант помогает решить, о цели встречи, продолжительности. Чтобы вовлечь клиента в процесс консультирования можно задать ему вопросы, которые относятся к причинам его посещения психолога, что стало основным мотивом для обращения.

2 Обозначение проблемы

Цель стадии — идентификация и оценка проблемы, с которой пришел клиент. На данной стадии наиболее важным является установление этапа развития проблемы у клиента. Разрешалась ли она ранее, если нет, то следует уточнить период, в течение которого клиент находился с данной проблемой самостоятельно.

На данном этапе консультирования осуществляется знакомство и сбор первичной информации. Информация предоставляется от клиента непосредственно в вербальной форме. Основной запрос, который может быть — утрата смысла жизни, чувство неопределенности, состояние неуверенности относительно будущего. Специфика российского менталитета заключается в том, что женщины более открыты для работы с психологом, они охотно идут на контакт, отвечают на вопросы. Мужчины, в свою очередь, предоставляют меньше исходной информации в силу сформированной закрытости. На этапе знакомства и сбора информации, установить контакт с клиентом помогают такие техники, как: активное слушание, позитивное поощрение клиента в процессе более детального рассмотрения его проблем, фиксация на переживаемых клиентом чувствах, интепретация высказываний клиента.

На стадии обозначение проблемы, психолог может дать первую лояльную обратную связь клиенту. В ходе консультации, психологу крайне важно направлять беседу на те аспекты проблемы, которые он в силах помочь разрешить. Очень часто клиент маскирует свою проблему псевдопроблемой. Здесь консультанту необходимо отделить псевдопроблему от реальной проблемы клиента, помочь клиенту осознать это.

Сложностью на данной стадии консультирования, выступает то, что отношения «психолог‑клиент» еще не сформировались и не углубились, для того, чтобы стало возможным более полно погрузиться в проблему. Лучшей точкой опоры для понимания поведения становится, как говорит К. Роджерс, компетенция самого клиента. Чрезвычайно важно дать возможность клиенту выразить личную, субъективную точку зрения на проблему.

3 Заключение контракта

Цель стадии — формулирование основных положений о распределении обязанностей, выполнение которых необходимо в процессе консультирования. Следует помнить о распределении ответственности, об условиях психологического консультирования, определение периодичности сеансов консультаций.

На данной стадии возможно использование следующих вопросов со стороны консультанта: «С чем Вы хотите уйти с консультации?», «Каким образом можно будет узнать, что Вы достигли намеченного результата?», «Каким образом можно выяснение о перспективе сохранения позитивных результатов?», «В каком контексте Вы бы хотели получить данный результат?».

4 Целеполагание

Цель стадии — распознание психологической проблемы клиента и формулирование желаемого достижимого результата. Следует помнить, что одним из критериев достижения цели консультирования, наиболее точное формулирование проблемы клиента. На этой стадии консультант выясняет причины формирования запроса, определяет возможные формы помощи.

Многие люди уверены, что переживание экзистенциального кризиса вызвано объективными возрастными причинами, то есть, после 35 лет ощущение неуверенности и неопределенности является нормой для человека. В ходе консультационной работы устанавливается, что такие чувства вызваны отнюдь не возрастными рамками. Одна из основных причин переживания экзистенциального кризиса заключается в том, что в человеке существует объективный внутриличностный конфликт между т.н. «собственными желаниями и потребностями» и «желаниями и потребностями, формируемыми для него окружающей средой». Говоря на языке психоанализа, этот конфликт можно выразить как противостояние между «Я» и «Сверх-Я». Один из рассматриваемых примеров консультационной работы выглядит следующим образом. Девушка, 33 года. Разведена. Есть маленькая дочка. На протяжении своего взросления и личностного формирования постоянно ориентировалась на желания и потребности родителей. Процесс сепарирования к 30 годам так и не произошел. В результате, личность наполнена серьезными противоречиями по отношению к собственной жизни. Происходит борьба между изначальными собственными интересами и интересами родителей, которые она стремилась удовлетворять. И к 33 годам, накопленные противоречия трансформируются в экзистенциальный кризис, сопровождаемый утратой смысла собственной (индивидуальной) жизни. Используемые на данном этапе техники: активное слушание, перефразирование.

5 Принятие консультативного решения

Цель стадии — помочь клиенту сформулировать варианты преодоления экзистенциального кризиса путем возможного развития социально-психологических ресурсов, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант. В процессе реализации цели, происходит переориентация клиента от привычных моделей поведения и разрешения проблемных ситуаций, на модели поведения, которые соответствуют его запросу.

Решения, которые возникают в процессе консультативной беседы имеют характер терапевтических, и направлены на осознание клиентом того факта, что многие его проблемы, которые и формируют тело запроса, по большому счету, могут являться устаревшими стереотипами и совокупностью предрассудков, не позволяющих клиенту жить более рационально, более творчески и конструктивно.

Консультанту следует иметь в виду, что проблема, которую представил клиент в начале встречи, может выдаваться за псевдопроблему, а реальная проблема может находиться вне поле зрения клиента. Вступая во взаимодействие с окружающей средой, со своей собственной личностью, в процессе консультирования клиент учится отличать свои домыслы от реального положения вещей, и адекватно оценивать реальность.

Эффективность процесса консультирования зависит от успешности расстановки границ, которые определяются дихотомией «идентификация-отчуждение». Адекватная расстановка данных границ предоставляет возможность привести клиента к самому важному и самому трудному явлению — проекции своего «Я» на окружающую действительность. Консультанту необходимо особое внимание обращать на склонность клиента переносить свою проблему на внешний мир, винить, например, в своих бедах кого-то из окружающих.

6 Психологическое воздействие

Цель — помочь клиенту в выявлении своих внутренних ресурсов, устранении фактов, мешающих их использованию, а также решение обозначенной проблемы путем активизации ресурсов. Задача консультанта сводится к тому, чтобы помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Консультант должен выяснить — какими ресурсами обладает клиент для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Необходимо обозначить для клиента важность оценивания собственного поведения, стиля жизни, ценностных ориентаций. На данной стадии необходимо определить идеальное «Я» клиента, то есть каким бы он хотел себя видеть.

Терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым, клиент может получить возможность решения его проблем за счет развития существующей ресурсной базы. Консультация должна быть полностью терапевтически сконцентрированной, то есть каждая минута консультации ориентируется на отклик решения насущных потребностей клиента. Важно помнить: клиент обратился за психологической помощью в результате переживания экзистенциального кризиса. Его неоднократные попытки самостоятельно решить сложившуюся ситуацию оказались безрезультатными, а болезненные переживания привели в кабинет психолога. Задача консультанта, согласно данной программе консультирования, очевидна — переключение внимания клиента на его ресурсный потенциал. Возможно, переживание экзистенциального кризиса будет снижено в результате акцентирования внимания клиента на семейных ценностях, на необходимости более глубокого вовлечения в происходящие жизненные события.

7 Завершающая стадия (подведение итогов, обратная связь)

Цель стадии — облегчение имеющегося напряжения путем развития собственных психологических ресурсов клиента, окончательное разрешение психологической проблемы, восстановление психологического равновесия.

На данной стадии возможна переформулировка запроса. Это может способствовать более глубокому осознанию мотивов обращения к психологу. Запрос характеризуется определенной динамикой. Например, в начале консультации запрос может быть следующим: «Я утратил смысл в своей жизни», а в конце — «Мне следует разобраться в своих истинных желаниях и ценностях, потому что в определенный период жизни я утратил свою сущность, живя ради своих родителей».

Порой случается, что клиент быстро теряет то, что приобрел в ходе работы с психологом. В этом случае нужно предпринимать специальные шаги, дабы конструктивные решения, принятые совместно с консультантом, не пропали даром. Здесь могут подойти такие вопросы клиенту, которые бы касались его дальнейших планов, поведения в ближайшее время.

Стадия завершения консультативной беседы включает в себя следующие этапы: подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, прояснение и коррекция ожиданий клиента. Характер впечатления клиента о работе с консультантом имеет ключевое значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, определенное время бывает необходимо выделить для окончательного завершения процесса переживания, полученного в результате консультативной встречи. Может происходить и так, что в ходе повествования клиента из рассказа появляется важный рабочий материал, и происходит отражение связанных с этим рассказом чувств, тогда важной целью конечного этапа консультации становится облегчение эмоционального реагирования.

По крайней мере, пять минут от всего времени консультирования необходимо выделить для подведения итогов. Здесь может быть резюме содержания беседы и уточнение совместно достигнутого понимания основной проблемы клиента. В результате подведения итогов, часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. «Как Вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня ?», «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? ... В чем именно?» — эти вопросы позволяют обнаружить ожидания клиента и выявить возможные несоответствия с ожиданиями клиента. Консультанту следует помнить, что обратная связь — это потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий, и как следствие, для реализации стратегического плана действий по разрешению проблем клиента.

Источники:

Кашапов М.М. Консультационная работа психолога: Учебное пособие. Ярославль, 2005. 196 c.