СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы с сочинением.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот алгоритм поможет в правильной подготовке к сочинению. 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы с сочинением.»

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ



В ходе диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся по предмету «Литература» в 5–9-х, 10–11-х классах необходимо установить доминирующие и сопутствующие проблемы, поступательное, системное решение которых позволит учителю сделать работу по подготовке к творческой работе учеников психологически комфортной, продуктивной (табл. 1)1.

Таблица 1

Проблемы, которые нужно решить

Способ восполнения проблемы

1. Проблема – доминанта: знание текстов программных художественных произведений и формулирование своего отношения к авторской позиции

Самостоятельное, коллективное ведение «Дневника читателя» (по образцу учителя, ученика-эксперта)

2. Знание оценки художественных произведений в критике и формулирование своего отношения к авторской позиции

Реферирование критической статьи при помощи ученика-эксперта, консультативной помощи учителя

3. Понимание основных проблем общественной жизни и закономерностей историко-литературного процесса конкретного периода времени

Индивидуальное, групповое выполнение проекта при консультативной помощи ученика-эксперта, учителя в рамках учебного занятия;

публичное выступление (урок, факультатив, элективный курс, спецкурс)

4. Умение определить роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимание конкретно-исторического и общечеловеческого значения художественных произведений

Участие в коллективном проекте – составлении виртуальных экскурсий: например, «Я читаю строки, опаленные войной», «Мои прогулки по Серебряному веку» и др.

5. Понимание целостности литературного произведения, умение выделить и охарактеризовать основные компоненты формы и содержания

Самостоятельный, в паре (сильный-слабый), устный и письменный анализ произведения по алгоритму его проведения при консультативной помощи учителя в рамках учебного занятия (урок, факультатив, элективный курс, спецкурс)

6. Знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей, своеобразия эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям

Самостоятельное, групповое составление презентации «Мои заметки в рубрике «По страницам творчества» по образцу, плану, алгоритму выполнения творческой задачи при консультативной помощи руководителя творческой группы в рамках учебного занятия: урока, факультатива, спецкурса, элективного курса)

7. При анализе конкретных художественных произведений необходимо знание: темы, идейного богатства, проблематики, авторских идеалов и пафоса; системы образов и средств их создания; композиции, сюжетных, внесюжетных элементов, конфликта, роли заглавия, эпиграфов, ремарок, художественной детали; приемов психологического изображения; особенностей художественной речи (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория, олицетворение, символ, гротеск, антитеза…); особенностей жанра

Участие в творческой лаборатории «Мой алгоритм анализа художественного текста»;

составление самостоятельных и коллективных презентаций по теоретическим материалам учебников, литературоведческих справочников, энциклопедий (под общей рубрикой «В мою копилку»: например, «Средства выразительности художественного стиля речи (по итогам анализа поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)» и др.);

составление авторских «Малых ученических энциклопедий», школьных справочников

8. Знание и понимание, а также умение применять при анализе следующие теоретико-литературные понятия и термины: роды художественной литературы (эпос, лирика и драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры

Проведение виртуальных экскурсий под общей рубрикой «Разрешите вас познакомить…»: например, «Роды художественной литературы»;

устное и письменное иллюстрирование под общей рубрикой «Мое литературоведческое портфолио»: например, «Символизм в русской поэзии и живописи» – в рамках учебного занятия (урок, спецкурс, элективный курс, факультатив)

9. Достаточный уровень культурной и интеллектуальной зрелости и эстетического развития, понимание нравственных ценностей литературы как искусства
слова

Публичное выступление, защита проекта (например, «Поэт и время» и др.);

анализ сочинения (например, «Судьба народа в Великой Отечественной войне») по алгоритму выполнения задания и др.;

рецензирование текста творческой работы товарища по памятке рецензирования (например, «Судьба России XX века», «Жизнь дана на добрые дела», «Этих дней не смолкнет слава» и др.)


В зависимости от выявленных в ходе итоговой диагностики пробелов в предметных знаниях, умениях и навыках учащихся учителем составляются темы проектных работ. Участвуя в компенсаторной проектной деятельности, учащиеся восполняют выявленные проблемы и приобретают необходимые компетенции для выполнения всех развернутых творческих заданий в формате: выпускное сочинение, ОГЭ и ЕГЭ (8–9-х, 15–16-х), сочинения (задание 17.1–17.3).

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВЕРНУТЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

  • Если в результате диагностики выявлена проблема №1 (недостаточное знание текстов программных художественных произведений и неумение формулировать свое отношения к авторской позиции), то советуем организовать коллективную проектную работу по теме «Составляем «Читательский дневник» с обязательной рубрикой «Мое отношение к прочитанному»:

  1. Что запомнилось и почему?

  2. Что понятно/непонятно (причины)?

  3. Что приемлю и почему?

  4. Чем бы хотел поделиться с одноклассниками; почему выделенное мною так важно знать всем?

  5. Какая мысль писателя «вне времени», почему я так думаю?

  • Если в результате диагностики выявлена проблема № 2 (недостаточное знание оценки художественных произведений в критике и неумение формулировать свое отношение к авторской позиции), то следует составить групповой проект «Учусь аргументировать собственное суждение», «Чья точка зрения мне ближе и почему.

  • Если в результате диагностики выявлена проблема № 3 (недостаточное понимание основных проблем общественной жизни и закономерностей историко-литературного процесса конкретного периода времени), то возможно индивидуальное проектирование под общей рубрикой «Мое личностное осмысление».




1 В таблице использованы материалы книги: «Экзамен по литературе»: от выпускного – к вступительному» / О. Ю. Богданова, Л. В. Овчинникова, Е. С. Романичева ; под ред. О.Ю. Богдановой. М. : Просвещение, 1997.