1. Проблема – доминанта: знание текстов программных художественных произведений и формулирование своего отношения к авторской позиции | Самостоятельное, коллективное ведение «Дневника читателя» (по образцу учителя, ученика-эксперта) |
2. Знание оценки художественных произведений в критике и формулирование своего отношения к авторской позиции | Реферирование критической статьи при помощи ученика-эксперта, консультативной помощи учителя |
3. Понимание основных проблем общественной жизни и закономерностей историко-литературного процесса конкретного периода времени | Индивидуальное, групповое выполнение проекта при консультативной помощи ученика-эксперта, учителя в рамках учебного занятия; публичное выступление (урок, факультатив, элективный курс, спецкурс) |
4. Умение определить роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимание конкретно-исторического и общечеловеческого значения художественных произведений | Участие в коллективном проекте – составлении виртуальных экскурсий: например, «Я читаю строки, опаленные войной», «Мои прогулки по Серебряному веку» и др. |
5. Понимание целостности литературного произведения, умение выделить и охарактеризовать основные компоненты формы и содержания | Самостоятельный, в паре (сильный-слабый), устный и письменный анализ произведения по алгоритму его проведения при консультативной помощи учителя в рамках учебного занятия (урок, факультатив, элективный курс, спецкурс) |
6. Знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей, своеобразия эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям | Самостоятельное, групповое составление презентации «Мои заметки в рубрике «По страницам творчества» по образцу, плану, алгоритму выполнения творческой задачи при консультативной помощи руководителя творческой группы в рамках учебного занятия: урока, факультатива, спецкурса, элективного курса) |
7. При анализе конкретных художественных произведений необходимо знание: темы, идейного богатства, проблематики, авторских идеалов и пафоса; системы образов и средств их создания; композиции, сюжетных, внесюжетных элементов, конфликта, роли заглавия, эпиграфов, ремарок, художественной детали; приемов психологического изображения; особенностей художественной речи (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория, олицетворение, символ, гротеск, антитеза…); особенностей жанра | Участие в творческой лаборатории «Мой алгоритм анализа художественного текста»; составление самостоятельных и коллективных презентаций по теоретическим материалам учебников, литературоведческих справочников, энциклопедий (под общей рубрикой «В мою копилку»: например, «Средства выразительности художественного стиля речи (по итогам анализа поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)» и др.); составление авторских «Малых ученических энциклопедий», школьных справочников |
8. Знание и понимание, а также умение применять при анализе следующие теоретико-литературные понятия и термины: роды художественной литературы (эпос, лирика и драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры | Проведение виртуальных экскурсий под общей рубрикой «Разрешите вас познакомить…»: например, «Роды художественной литературы»; устное и письменное иллюстрирование под общей рубрикой «Мое литературоведческое портфолио»: например, «Символизм в русской поэзии и живописи» – в рамках учебного занятия (урок, спецкурс, элективный курс, факультатив) |
9. Достаточный уровень культурной и интеллектуальной зрелости и эстетического развития, понимание нравственных ценностей литературы как искусства слова | Публичное выступление, защита проекта (например, «Поэт и время» и др.); анализ сочинения (например, «Судьба народа в Великой Отечественной войне») по алгоритму выполнения задания и др.; рецензирование текста творческой работы товарища по памятке рецензирования (например, «Судьба России XX века», «Жизнь дана на добрые дела», «Этих дней не смолкнет слава» и др.) |