СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм решения уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякий алгоритм описывает общий метод решения класса однотипных задач.

Для успешного решения уравнений необходимо отработать три основных этапа:

  • введение алгоритма;
  • усвоение алгоритма;
  • применение алгоритма.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм решения уравнений»

Знакомство ребенка с уравнениями начинается почти с самого начала изучения математики, задолго до ЕГЭ. Еще в младшей школе решаются простейшие алгебраические уравнения, которые служат фундаментом для построения алгоритмов решения уравнений в 11 классе. При этом почти к каждому разделу учебника математики прикрепляются уравнения определенного вида с различной комбинацией изученных действий, функций и разным уровнем сложности.

Прежде чем говорить о методических рекомендациях по решению уравнений, обратимся к алгоритму.

Алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить любую задачу данного типа.

Всякий алгоритм описывает общий метод решения класса однотипных задач.


Для успешного решения уравнений необходимо отработать три основных этапа:

  • введение алгоритма;

  • усвоение алгоритма;

  • применение алгоритма.



Цели этапов:

  • цель первого этапа – актуализация знаний, необходимых для введения и обоснования алгоритма, а также формулирование алгоритма;

  • цель второго этапа – отработка операций, входящих в алгоритм, и усвоение их последовательности;

  • цель третьего этапа – отработка алгоритма в знакомых (при варьировании исходных данных) и незнакомых ситуациях.


Формы работы с учащимися:

  • на первом этапе - устная работа на повторение.

  • на втором этапе – письменная коллективная работа с широким использованием комментирования выполняемых действий и групповая работа.

  • на третьем этапе – самостоятельная работа.


Общий приём решения уравнений:



«Универсальный» алгоритм решения линейных уравнений с одним неизвестным вида: 5х + 3 = 2х + 9

1) раскрыть скобки (если таковые имеются);

2) оставить неизвестные в одной части уравнения, известные – в другой, применяя правило: слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак;

5х – 2х = 9 – 3

3) привести подобные слагаемые;

3х = 6

4) разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном;

x = 2

5) записать ответ.

Ответ: 2.



Первый этап формирования алгоритма



Устные упражнения на повторение:



1) Перенесите из левой части уравнения в правую то слагаемое, которое не содержит неизвестного:

а) 8х + 5,9 = 7х + 20;

б) 6х – 8 = -5х – 1,6.



2) Оставьте в левой части уравнения все слагаемые, содержащие неизвестное, а в правой – не содержащие неизвестное:

а) 15y – 8 = -6y +4,6;

б) -16z + 1,7 = 2z – 1.



3) Приведите подобные слагаемые:

а) 15t + 8 – 8t – 6;

б) 13a + 4 – 7a - 25a;

в) 24m + 7 – 9m – 14m.



4) Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:

а) 7b – (3b + 1);

б) 3(x - 5) + 10x;

в) -2(x + 1) + x.



Второй этап формирования алгоритма


Решите уравнения:

1) -2x + 16 = 5x – 19

2) 4(3 – 2x) + 24 = 2(3 + 2x)

3) 15 – 3(x - 8) = 3

4) 0,5(4 + x) – 0,4(x - 3) = 2,5

5) 0,4(x - 9) – 0,3(x + 2) = 0,7



Третий этап формирования алгоритма


Решите уравнения:

18 = 3y + 3

6x + 10 = 5x + 15

-5n – 16 = 3n

8 – 5n = 10 – 4n

9m – 8 = 6m + 7



Тестовые задания



1. Решите уравнение: 4,2х + 5 = -7,6

А) 4;

Б) -3;

В) -0,3;

Г) другой ответ.



2. Найдите сумму корней уравнений

х + 11,7 = 8,7 и (3х + 4,6) – 6,6 = 8,7 + 2,2

А) 4,3;

Б) -7,4;

В) 1,3;

Г) другой ответ.



3. Отец в два раза старше сына и на 25 лет старше дочери. Сколько лет дочери, если всем вместе им 95 лет?

А) 23;

Б) 24;

В) 48;

Г) другой ответ.



Самостоятельная работа



1. Решите уравнения:

а) 2,1х – 3,5 = 1,4х;

б) 2(4 – 1,9х) = 0,8 – 0,2х.



Ясно, что рассчитывать на изображение методики обучения решению уравнений, пригодной для всех детей и во всех случаях – все равно, что искать универсальное лекарство от всех болезней. Практическая ценность обучения школьников решению уравнений разнообразными способами в современных условиях заключается совсем не в том, чтобы раз и навсегда вооружить их приемами решения различных уравнений, которые будут возникать в дальнейшем обучении, а в том, что оно обогатит их опыт мыслительной деятельности. А помогут в этом алгоритмы решения уравнений.