Выступление специалиста ТПМПК Бахчисарайского района, учителя-логопеда МБОУ «Холмовская СОШ им. Луценко А.А.» Мацькайло И. В. на ШМО начальных классов на тему:
«Алгоритм сопровождения ребенка с проблемами в развитии через деятельность психолого-педагогического консилиума общеобразовательной организации».
Сопровождение – это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Сопровождение включает в себя:
Отслеживание динамики психического развития ребенка в процессе обучения.
Создание условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения.
Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ.
Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
- уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседование с обучающимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
- «не навреди»;
-интеграция психологического и педагогического знания.
Функции консилиума:
Диагностическая:
выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
Реабилитирующая:
защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
Воспитательная:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Нормативные основы деятельности психолого-педагогического консилиума определены следующими нормативными документами разных уровней:
Консилиум в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Конвенция о правах ребёнка.
Декларация ООН о правах инвалидов.
Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании».
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Уставом ОО .
Положением о ПП к ОО.
Алгоритм деятельности ППк
*Запрос
*Журнал записи детей на ППк
*Обследование
*Заключение специалистов
*Заседание ППк
*Общее заключение ППк (выводы и рекомендации)
*Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения , рекомендаций ППк
*Протокол заседания ППк
ППк по отношению к конкретному ребенку отвечает на следующие поставленные вопросы:
каков психологический, социальный и медицинский статус школьника на момент обследования?
какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
в каких формах и в какие сроки окажут помощь школьнику специалисты: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, учителя предметники, медицинский работник?
Психолого-педагогический консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги и на основе целостного видения ученика,
реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Да, эти дети – другие… Но если мы определили это – наша задача помочь им быть успешными…