СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм. Виды и свойства. (Учитель информатики Дряева М.Г.)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Алгоритм". Раскрываются понятия алгоритма, его виды, свойства и способы описания. 

Просмотр содержимого документа
«B2»

Примеры заданий:

  1. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

  1. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значение переменной x после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма.


В ответ запишите номер правильного варианта:

1) x=15, y=16 2) x=20, y=13 3) x=16, y=15 4) x=13, y=20

  1. Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значение переменной n после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма.

В ответ запишите номер правильного варианта:

1) x=25, y=25 2) x=20, y=30 3) x=30, y=20 4) x=30, y=30

  1. Определите значение переменной x после выполнения фрагмента алгоритма.

  1. Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма.

В ответ запишите номер правильного варианта:

1) x=5, y=15 2) x=3, y=12 3) x=10, y=5 4) x=9, y=15

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 1»

Дата: 16.01.2019

Класс: 9

Тема: Алгоритм. Понятие алгоритма.

Цели урока:

Образовательная:

  • активизировать познавательную активность;

  • объяснить обучающимся назначение алгоритма и его определение, свойства алгоритма, формы представления алгоритма;

  • научить обучающихся приводить примеры алгоритмов разных сфер.

  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.

Развивающая:

  1. продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;

  2. развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательная: показать связь данной темы с практикой.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок беседа.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное приложение к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Объяснение новой темы. В 9 веке арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль Хорезми вывел правила арифметических действий над целыми и дробными числами. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал…». Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?(слайд 1) (ответы учащихся)

И так, тема сегодняшнего урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма” (слайд 2)

Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.

Рассмотрим для примера ряд задач (устно) (слайд 3):

  1. Сварить кашу;

  2. Измерить длину;

  3. Открыть дверь ключом;

  4. Разжечь костёр

(Слайд 4) Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?


В каждом из нами рассмотренных задач нужно выполнить определённую последовательность действий, которые приведут нас к поставленной цели. Значит, чтобы решить задачу, сначала надо её алгоритмизировать.


Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремленность и сосредоточенность;

  • объективность и точность;

  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

  • умение четко и лаконично выражать свои мысли;

  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;

  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.


Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату. Понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритмы реализованные на компьютере решают сложные задачи:

  • в медицине;

  • в производстве;

  • в сфере безопасности

Свойства алгоритмов (6, 7 слайды):

  • Дискретность (раздельность, прерывность) – алгоритм должен быть записан в виде последовательности шагов или этапов.

  • Понятность исполнитель алгоритма должен знать, как этот алгоритм выполнять.

  • Определенность (детерминированность) каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.

  • Результативность (конечность ) алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

  • Массовость это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.

Формы представления алгоритмов (8 слайд):

  1. Словесная (устная);

  2. Графическая: рисунки, схемы, блок – схемы;

  3. С помощью языков программирования (программа).




Блок-схема - это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса обработки информации представляется в виде геометрических символов (блоков).




Виды алгоритмов:

Линейный алгоритм - команды выполняются одна за другой в том порядке, в котором они записаны в алгоритме.

Разветвляющийся алгоритм - данные влияют на ход выполнения алгоритма, т.е. в зависимости от условия выполняются те или иные действия алгоритма.

Циклический алгоритм - в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный набор команд.

Примеры заданий:

Задание №1. Даны два числа a и b (a=12; b=14). Найти сумму этих чисел.














Задание №2.




Задание №3.























  1. Примеры заданий (приложение Word).

  2. Итоги урока. Домашнее задание.

  • Выучить определение алгоритма;

  • К каждому свойству алгоритма привести пример.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 1»

Технологическая карта урока по информатике «Алгоритм. Понятие алгоритма» 9 класс

Предметные результаты

  1. Должен знать:

    • понятие алгоритма;

    • Свойства алгоритма;

    • Формы представления алгоритмов.

  1. Должен уметь:

    • определять является ли последовательность алгоритмом

    • определять результат выполнения отдельных команд алгоритма,

    • читать алгоритм,

    • находить и исправлять ошибки в алгоритмах

Задачи учителя:

    • формировать знание об «алгоритме», как модели деятельности «исполнителя» алгоритмов и его свойствах;

    • формировать умение вычислять алгоритмы;

    • формировать навыки поиска и исправлению ошибок в алгоритмах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства (информационно-образовательная среда)

Используемые, методы и формы,

УУД на этапах урока

Организационный

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Настраивает учащихся на активную работу на уроке, включает их в учебную деятельность, создает положительный эмоциональный настрой.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Презентация


Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


Мотивация познавательной деятельности

В 9 веке арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль Хорезми вывел правила арифметических действий над целыми и дробными числами. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал…». Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(слайд 1)

И так, тема сегодняшнего урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма” (слайд 2)

Ученики отвечают на вопрос учителя. 












Записывают тему урока в тетрадь.

Презентация
















Фронтальная работа

Регулятивные УУД:

- развитие логического мышления

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задания

Получение новых знаний





























Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.

Рассмотрим для примера ряд задач (слайд 3):

  1. Сварить кашу;

  2. Измерить длину;

  3. Открыть дверь ключом;

  4. Разжечь костёр


(Слайд 4) Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?


Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату.

Свойства алгоритмов (6, 7 слайды),

Формы представления алгоритмов (8 слайд)

Отвечают устно.















Отвечают устно.




Записывают в тетрадь определение алгоритма, виды и свойства алгоритмов


































беседа

Познавательные УУД:

развитие представлений об алгоритмах, их видах и понятиях, связанных с ними.





Первичная проверка понимания


Приводит примеры алгоритмов в форме блок-схем. Задание №1 разбирает вместе с учащимися.


Выполняют алгоритм.

Задание №1 и № 2- самостоятельно







Практическая работа

Познавательные УУД: умение находить взаимно-однозначное соответствие; умение составлять простейшие алгоритмы в форме блок-схем.

Личностные УУД: развитие логического мышления, навыков чтения, навыков отбора информации их имеющегося источника.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении задания

Закрепление полученных знаний

Раздает материал виде карточек для самостоятельной работы

Решают задания ЕГЭ(В2)

самостоятельно

Раздаточный материал


Подведение итогов урока.


Задает дом. задание:

  • Выучить определение алгоритма;

  • К каждому свойству алгоритма привести пример.

Работа с дневниками









Просмотр содержимого презентации
«Алгоритм(урок 1)»

Мухаммед аль-Хорезми  (783- ок. 850гг.) Из истории

Мухаммед аль-Хорезми (783- ок. 850гг.)

Из истории

Тема урока: «Алгоритм» Определение, свойства, классификация, способы записи

Тема урока: «Алгоритм»

Определение, свойства, классификация, способы записи

Примеры :

Примеры :

  • Сварить кашу;
  • Измерить длину;
  • Открыть дверь ключом;
  • Разжечь костёр
Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?

Подумайте, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?

Алгоритм – это понятное и точное предписание исполни- телю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату.

Алгоритм – это понятное и

точное предписание исполни-

телю выполнить конечную

последовательность команд,

приводящую от исходных

данных к конечному результату.

Свойства алгоритмов

Свойства алгоритмов

  • Дискретность (раздельность, прерывность) – алгоритм должен быть записан в виде последовательности шагов или этапов.
  • Понятность исполнитель алгоритма должен знать, как этот алгоритм выполнять.
  • Определенность (детерминированность) каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным.
Свойства алгоритмов Результативность (конечность ) алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

Свойства алгоритмов

  • Результативность (конечность ) алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

  • Массовость это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.
Формы записи алгоритмов :

Формы записи алгоритмов :

  • Словесная - представляет собой описание последовательных этапов обработки данных на естественном языке
  • Графическая - последовательность связанных между собой блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий (блок-схема).
  • С помощью языков программирования .
Блок-схема это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса обработки информации представляется в виде геометрических символов (блоков).

Блок-схема

это графическое изображение

логической структуры алгоритма, в

котором каждый этап процесса обработки

информации представляется в виде

геометрических символов (блоков).

Элементы блок-схемы Начало и конец алгоритма Действие, вычисление Ввод-вывод данных условие? нет  Логическое условие да

Элементы блок-схемы

Начало и конец алгоритма

Действие, вычисление

Ввод-вывод данных

условие?

нет

Логическое условие

да

Основы алгоритмической структуры Следование (линейный алгоритм) – команды выполняются одна за другой в том порядке, в котором они записаны в алгоритме .

Основы алгоритмической структуры

Следование (линейный алгоритм) – команды выполняются одна за другой в том порядке, в котором они записаны в алгоритме .

Основы алгоритмической структуры Ветвление - данные влияют на ход выполнения алгоритма, т.е. в зависимости от условия выполняются те или иные действия алгоритма.  + -

Основы алгоритмической структуры

Ветвление - данные влияют на ход выполнения алгоритма, т.е. в зависимости от условия выполняются те или иные действия алгоритма.

+ -

Основы алгоритмической структуры Цикл(повторение) - в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный набор команд.

Основы алгоритмической структуры

Цикл(повторение) - в процессе выполнения алгоритма многократно повторяется определенный набор команд.

Задание № 1. Даны два числа a и b ( a =12; b =14). Найти сумму этих чисел. начало a:=12; b:=14; Sum:=a+b; конец

Задание № 1.

Даны два числа a и b ( a =12; b =14). Найти сумму этих чисел.

начало

a:=12;

b:=14;

Sum:=a+b;

конец

Задание № 2. начало да нет Вам 14 лет? Хлопни в ладоши 3 раза Хлопни в ладоши  2 раз  конец Выполни алгоритм

Задание № 2.

начало

да

нет

Вам 14 лет?

Хлопни в ладоши

3 раза

Хлопни в ладоши

2 раз

конец

Выполни алгоритм

Задание № 3. Циклический алгоритм  начало  Встать Сделал упр-е 5 раз? да нет Наклониться влево Сесть Наклониться вправо конец  Выполни алгоритм

Задание № 3.

Циклический алгоритм

начало

Встать

Сделал

упр-е 5 раз?

да

нет

Наклониться влево

Сесть

Наклониться вправо

конец

Выполни алгоритм

Домашнее задание. Выучить определение алгоритма; К каждому свойству алгоритма привести пример.

Домашнее задание.

Выучить определение алгоритма;

К каждому свойству алгоритма привести пример.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!