Просмотр содержимого документа
«Алгоритмизация учебного материала в основной школе как средства повышения качества математического образования.»
Алгоритмизация учебного материала в основной школе как средства повышения качества математического образования.
Вступительное слово.
Математика занимает особое место в науке, в культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно технического прогресса .Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влеяя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в 21 веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависит от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Формула успеха. проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. Но не у всех учащихся высокая степень восприимчивости и мотивация.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности. Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и помочь таким ученикам овладеть базовыми навыками и умениями.
Основная помощь учащимся должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Главное в работе с ними – учить учиться.
Применение алгоритмов является приоритетным в моей работе,
– алгоритм – это общепонятное и однозначное предписание, которое определяет последовательность действий, позволяющее достичь искомый результат. Алгоритм предполагает жесткое выполнение шагов,
На начальном этапе обучения математике применение алгоритмов способствует формированию и прочному усвоению навыков владения математическими методами. Уже в начальных классах прослеживается применение простейших алгоритмов выполнения арифметических операций, как то алгоритм сложения в пределах первого десятка… Пример…Алгоритм умножения многозначных чисел. Вам все этот алгоритм известен. дети овладевают навыками выполнения последовательных действий. Решают задачи с составлением схем и кратких записей.
Следующий уровень алгоритмической культуры учащихся – введение понятия алгоритма. Это происходит в среднем звене школы. Именно в этот период необходимо сочетания алгоритма и образца ответа, что дает возможность ученику, верно, ответить на поставленный вопрос, сопроводив его правильной речью. Т.е., по существу, идет работа четко по правилу. А математика – это ограниченный набор правил. Спираль изучения.А материал, предлагаемый в наших школьных учебниках, является хорошей базой для обучения составлению простейших алгоритмов и дальнейшей их записи в разных формах. Мы применяем табличную, графическую (блок-схема), словесную и формульную форму записи алгоритмов.
.Процент от числа (Известно всего и надо найти проценты от этого числа)
1 способ
1)Найти сколько приходится на 1% ( число разделить на 100%) 2) умножить найденное число на данное количество процентов | В школе 1400 учащихся. 40% из них- девочек. Сколько в школе девочек? Задача процент от целого или часть от целого 1400:100=14(уч) приходится на 1% 14*40=560 девочек в школе Ответ: 560 девочек |
правила | примеры |
Перевести процент в дробь (умножить процент на ) Умножить число на дробь | №1.Найти 20% от 400км 20%=20* = = 400* = =80км №2 В школе 1400 учащихся. 40% из них- девочек. Сколько в школе девочек? Задача процент от целого или часть от целого 40%=40* = = 1400* = =560 девочек в школе Ответ: 560 девочек |
Чтобы перевести проценты в дробь надо проценты умножить на | Выразить проценты дробью 50%=50* = = 25%=25* = = |
Пример в 7 классе
Алгоритм решения уравнений сводящиеся к линейным
если есть скобки, то раскрываем их по правилу раскрытия скобок; выражения с буквой икс переносим до знак =, без буквы икс после знака =. ! при переносе через знак = , знак у числа меняется. упрощаем и получим уравнение вида ах = в находим икс х = | −5x+4(2x−4)+5=9(1−7x)+x. −5x+8x−16+5=9−63x+x −5x+8x+63x−x=9+16−5 65x=20 x= x= |
Решая уравнения сводящиеся к линейным получали а=0 и b=0 или а=0, b
– делали вывод (конспектировали)
а
0, b
в этом случае корень уравнения равен b/a
а = 0; b = 0; в этом случае уравнение принимает вид 0*х = b, что верно при любом х, т.е. корнем уравнения служит любое действительное число;
а = 0; b
0; в этом случае уравнение принимает вид 0*х = b – действительных корней нет
В качестве примера, иллюстрирующего процесс алгоритмизации как средство обучения, можно указать на решение задач методом уравнений. Примером графического алгоритма является блок-схема для отыскания количества решений системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными (см. Рисунок 1).
Отыскания числа решений системы двух линейных уравнений (блок-схема)
Рис. 1
Графические алгоритмы
Алгоритм сложения чисел с разными знаками