СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмы компетенций

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Как работать на уроке в паре»

Содействие формированию коммункативной компетенции.

2. 1. 5. Как работать на уроке в группе (паре).



  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Если ты выполняешь задание с одноклассником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

  3. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

  4. Если твой одноклассник справляется с выполнением задания лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

  5. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило!

В любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу: « Ты в ответе за него. Он – за тебя».




2. 1. 5. Как  слушать учителя на уроке.



  1. Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

  2. Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

  3. Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю.

  4. Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, и лучше помнит.

5. Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.


Просмотр содержимого документа
«Образец титульного листа для папок и оглавление»







Система алгоритмов

по формированию ключевых компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной


Компетентность - характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности /результативности его действий, направленных на решение определенного круга значимых для данного сообщества задач/ проблем

«…компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в разных сферах деятельности».

(А.В. Хуторской)


Компетентность - характеристика человека, а компетенция - то, чем он уже владеет (способность, умение).


Компетенция:

Способность делать что-либо хорошо или эффективно.


Ключевые компетенции - различные универсальные средства (способы, методы, приемы), достижения человеком, значимых для него целей




Оглавление

Название компетенции

страницы

I.

Учебно-познавательная компетенция.





1.1.0.

Владение логическими операциями:


1.1.1.

Наблюдение, сравнение, анализ.


1.1.2.

Классификация, синтез, обобщение.


1.2.0.

Организация учебного труда:


1.2.1.

Как выделять главное. Как работать с понятием.


1.2.2.

Развитие навыков устной речи.


1.2.3.

Приемы работы с книгой, учебником.

1.2.4.

Виды чтения.


1.2.5.

Работа с текстом.


1.2.6.

Правила пересказа.


1.2.7.

Правила конспектирования.


1.2.8.

Как составить тезисы.


1.2.9.

Как составить тезаурус.


1.2.10.

Как составить план.


1.2.11.

Как написать эссе.


1.2.12.

Как подготовить реферат.


1.2.13.

Как подготовить доклад.


1.2.14.

Как оформить сноску.


1.2.15.

Как оформить библиографию.


1.2.16.

Как подготовить проект. Как написать отчет по проекту.


1.2.17.

Как подготовить мультимедийную презентацию.











II.

Коммуникативная компетенция:





2.1.1.

Совершенствование и развитие своей речи.


2.1.2.

Как строить доказательство.


2.1.3.

Как вести дискуссию.


2.1.4.

Правила и структура спора.


2.1.5.

Как работать на уроке в паре. Как слушать учителя на уроке.





III.

Ценностно-смысловая компетенция



3.1.1.

Принципы и правила саморазвития личности.




Предметные компетенции:





1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.





































Просмотр содержимого документа
«Памятка по оформлению списка источников и литературы»

Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.



1.2.15. Как оформить библиографию.

Библиография — 1. Научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий. 2. Перечень книг и статей по какому — н. вопросу.

[Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999. - С. 47].

 1. Представление монографии

Караулов И. М. О культурной политике.- М., 1999. С. 15. (Сноска).

Караулов И. М. О культурной политике. - М.: Политиздат, 1999. 157 с. (Список литературы).

2. Представление сборника статей

Молодой человек в условиях кризиса. Материалы междунар. науч.-практ. конф. 28–30 июня 1994 г. / Редкол. А. В. Шаронов и др. ; Науч. ред. и сост. И. В. Иванов. - М. ; СПб., 1994. С. 56. (Сноска).

Исторические исследования в России: тенденции последних лет: Сб. статей.- М., 1996. 178 с. (Список литературы).

3. Указание в монографиях и сборниках дополнительных сведений

При представлении монографии, сборника указывается не только, где они изданы, но и в какой организации подготовлены. В этом случае она указывается через одну косую линию после названия работы.

Караулов И. М. О культурной политике / Институт российской истории РАН. - М.: Наука, 1999. С. 15.

4. Представление статьи, опубликованной в сборнике, журнале, газете.

Караулов И. М. О культурной политике // Гражданское общество: Сб. статей / Институт российской истории РАН.- М.: Наука, 1999. С. 15. (Сборник).

Караулов И. М. О культурной политике // Отечественная история. 1999. № 3. С. 15. (Журнал).

Караулов И. М. О культурной политике // Известия. 1999. № 3. С. 15. (Газета).

5. Представление работы, выполненной в соавторстве

Караулов И. М., Яковлев В. И. О культурной политике / Отдел политологии Института российской истории РАН.- М.: Наука, 1999.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по созданию мультимедийной презентации»

Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.



1. 2.17. Как подготовить мультимедийную презентацию

  1. Продумайте тему презентации (проекта, выступления, доклада и т.д.).

  2. Отберите информацию для размещения на слайдах.

  3. Выберите из макета слайдов, соответствующий вашей тематике.

  4. Разместите отобранную информацию на слайдах.

  5. Продумайте дизайн вашей презентации.

Рекомендации к оформлению презентации:

  • Не планируйте большое количество (достаточно 5-9) компьютерных эффектов.

  • Определите конкретное количество слайдов, назначение каждого из них.

  • Определите основные объекты, которые должно быть размещены на слайдах.

  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текс, рисунок).

  • Для фона выбирайте холодные тона (синий или зелёный).

  • На одном слайде используйте не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текса.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Особое внимание обратите на цвет гиперссылок (до и после использования).

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на сайт.

  • Не злоупотребляйте различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Горизонтально располагайте информацию.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.









Рекомендации к шрифту:

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты должны быть без засечек (легче читать на большом расстоянии).

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Рекомендации к способам выделения информации:

  • Используйте рамки, границы, заливку.

  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.

  • Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Рекомендации по объёму информации:

  • Не заполняйте один слайд слишком большим объёмом информации (не запоминается более трёх фактов, выводов, определений).

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Требования к презентации

  1. Речь, сопровождаемая хорошей презентацией, вызывает больший отклик у слушателей и заинтересованность.

  2. Лучше, если будешь готовить презентацию самостоятельно.

  3. Подготовка презентации включает следующие этапы:

Разработка концепции и структуры.

В первую очередь правильно определите цель. Задайте себе вопрос: «Что должна сделать аудитория после окончания презентации?».

  1. Не используйте электронную презентацию, подготовленную на скорую руку. Если проработке концепции, выполнению текстовой и графической оптимизации, дизайну и верстке будет уделено недостаточно внимания, презентация не позволит выступающему добиться поставленной

  2. Не прячьтесь за электронную презентацию, не повторяйте ее дословно. Выступающий должен переключать внимание аудитории с собственной персоны на слайды и наоборот. В противном случае слайды «съедят» оратора.

  3. Не размещайте на одном слайде слишком много информации. Оптимально отображать каждую идею на отдельном слайде, а объяснения и дополнения давать устно.

  4. На последнем слайде вместо слов благодарности представьте основные выводы и призыв к действию. Последний слайд завершает речь, и именно его аудитория запоминает лучше всего.



Просмотр содержимого документа
«Принципы и правила саморазвития личности»

Содействие формированию ценностно - смысловой компетенции.


3. 1. 1. Принципы и правила саморазвития личности.

Принцип самопознания
    1. Постоянно осмысливать не только то, что делаешь, но и как делаешь.
    2. Веди дневник, где стремись анализировать не только причины своих успехов, но и неудач.
    3. Развивай в себе способность к самоанализу и рефлексии мышления."Познай самого себя". Для этого постоянно изучай свои сильные и слабые качества. Опирайся на сильные и постоянно совершенствуй слабые стороны.

Принцип Гармонии, Простоты и Красоты. Помните:
    - Гармония, Простота и Красота достигаются большим напряженным трудом;
    - "природа проста и не роскошествует излишествами" (И.Ньютон);
    - любовь к Родине начинается с любви к прекрасному. Русские зодчие говорили: "Только бедные духом люди не украшают свое жилище!" Поэтому все, что мы делаем, должно быть Просто, Гармонично и Красиво!

Принцип целеполагания и творческого самоопределения.
    1. Помни, что "кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра" (Сенека).
    2. Поставил перед собой цель - иди к ней, добивайся ее, во что бы то ни стало!

Принцип планирования может быть представлен в следующих правилах:
    1. Планируя, учитывай время, устанавливай реальные сроки достижения цели.
    2. Планируй, что должен достичь, сделать сегодня, завтра, в течение недели, в перспективе!
    3. Периодически хронометрируй время, ищи резервы времени.

Принцип самоорганизации и его правила
    1. Научись приступать к делу сразу, без "раскачки".   2. Приступив к делу, сосредоточься на главном.  3. Меняй вид занятий, придумывай для себя стимулы. 4. Что исполняешь, исполняй хорошо. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силою" (Л.Н.Толстой "Правила жизни").  5. Чаще используй самоприказ: "Все", "Хватит", "Я должен это сделать", "Вперед и только вперед!".  6. Каждый вечер давай себе самоотчет в своих делах и поступках.
    7. Помни слова поэта: "Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!"

Принцип оптимизма
    1. Не отчаиваться и не успокаиваться, даже в случае временных неудач.
    2. Внушай себе: "Я способен на большее! Решал же я более сложные задачи!"
    3. В случае неудачи ищи новое средство, новый "ключ" к решению задачи. Помни: оптимизм и вера в успех - залог успеха!
    4. "Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

Нельзя не заметить, что отдельно взятый принцип, правило применяется крайне редко и не может вам гарантировать успех. Необходима система, непрерывное самоусовершенствование с учетом реальных способностей и условий жизнедеятельности.

Памятка по саморазвитию

  1. Учись управлять собой.

  2. не жди, когда тебе прикажут, укажут, дадут задание – будь сам инициативным, действуй по собственному почину.

  3. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самому себе приказывать.

  4. Решительно и твердо приказывай себе, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

  5. Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, а прежде всего недостатки своего характера.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование и развитие своей речи»

Содействие формированию коммуникативной компетенции.



  1. 1. 1. Совершенствование и развитие своей речи.


Уметь слушать и исправлять свою речь - значит, уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.


1. Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в её содер­жание.


2. Слушая себя, обращай внимание на:


• произношение звуков;


• сочетаемость слов в словосочетании;


• грамматические особенности построения предложений;


• использование стиля и типа речи,


• дикцию и выбор интонации.


3. Проанализируй свою речь, учитывая пункт 2.


4. С помощью учителя или консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец (нормы литературного языка).


5. Проговори высказывание ещё раз.



Просмотр содержимого документа
«Учись проводить сравнение. общепродметные»


Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.


1.1.0. Владение логическими операциями.


1. 1. 1. Наблюдение, сравнение, анализ.


Учись правильно наблюдать:


Наблюдать - внимательно следить глазами за чем-либо, изучать, исследовать.


  1. Осмысли цель наблюдения.

  2. Уточни предмет наблюдения.

  3. Разработай план наблюдения.

  4. Определи форму записи наблюдаемых явлений в процессе наблюдения или сразу после его окончания.

  5. Наблюдение повторить два-три раза с целью повышения его объективности.

  6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во время и при каких условиях.

  7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.

  8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с раннее известным

  9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графическим, в виде рисунков, схем.


Учись проводить сравнение:


Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений путем сопоставления по данному учите­лем основанию.


1. Найди общие свойства сравниваемых предметов, вещей, яв­лений.

2. Назови найденные общие свойства.

3. Среди всех свойств выбери существенные, т.е. которые ле­жат в основе определения сравниваемых предметов (найди основное сходство).

4. Выдели существенные признаки каждого предмета.

5.Сопоставь предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.

6. Назови все общие и различные свойства в сравниваемых предме­тах.

7. Найди и объясни причины сходства и различия.

8. Подведи итог сравнения.

Учись проводить анализ:


Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.


  1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

  2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.


Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.



1. 1. 2. Классификация, синтез, обобщение.


Учись классифицировать.


Классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.


  1. Найди общие свойства сравниваемых предметов, вещей, яв­лений.


2. Назови все общие и различные свойства в сравниваемых предме­тах.

3. Найди и объясни причины сходства и различия.


4.Определи признак классификации и раздели указанные объекты на группы.


5.Объясни, по какому признаку, и на какие группы ты разделил объекты.





Учись проводить синтез.


Синтез- это мысленное объединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.


  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое.


  1. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.


  1. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.



Учись проводить обобщение.


Обобщение — это поиск общих признаков и качеств изучаемого явления (темы, курса и т.д.).


1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).


2. Выбери ее существенные свойства.


3. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изу­ченных явлений (определи их сходство и различие).

4. Установи связь между ними.

5. Сделай вывод об использовании существенных свойств изу­чаемого явления (темы, курса) в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«как вести дисскуссию»

Содействие формированию коммуникативной компетенции.

2. 1. 3. Как вести дискуссию.



  1. В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.

  2. Хорошими стимулами процесса дискуссии являются реплики: "это интересная мысль", "давайте коллективно подумаем", "так ли я вас понял?".

  3. Выслушайте все аргументы и контраргументы.

  4. Не спешите обобщать, делать выводы.

  5. Опровергая, не переходите на личностное обвинение и тем более "не вешайте ярлыков".

  6. Помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный спорщик силой своих аргументов, а не эмоций.

  7. Аргументируя, опирайтесь на законы логики.

  8. Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна опираться на одно и то же определенное по объему содержание.

  9. Истинность тезиса может быть косвенно доказана путем опровержения противоположного.

  10. Если одно суждение что-то утверждает, то другое отрицает все остальное, т.е. третьего суждения не дано.

  11. Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана практикой.

  12. Не допускается логическое доказательство заменять ссылкой на авторитетное мнение.




Просмотр содержимого документа
«как составить план»

Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.



1.2.10. Как составить план.

План — это перечень основных вопросов, изложенных в статье или  книге.   Типичным  примером  плана  является оглавление книги. Формулировки пунктов плана могут быть как в форме вопросительных, так и назывных предложений.

Как составить простой план.

  1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
    2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
    3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.
    4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
    5. Запишите получившийся план.
    6. Запомните требования к плану:
    а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
    б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составить сложный план:

    1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
      2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
      3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
      4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

«Рокировка”-единая форма, по которой обычно пишутся тексты.

1) Берется текст, в котором излагается проблема и информация, сходная с требуемой;

2) Вычеркиваются из нее все слова, отражающие суть конкретной, частной проблемы. В результате остается лишь ход мыслей автора, различные связывающие обороты и предложения.

3) Получится своеобразный трафарет, в который выступающий (или пишущий) может вставить свою проблему.

Данный метод хорош не только в качестве тезисов для различных выступлений. Прежде всего он учит самостоятельно выстраивать материал: каким бы универсальным ни оказался трафарет, специфика вашей темы требует переработки текста. Поэтому применение метода рокировки подразумевает некоторое творчество.
Может сложиться ситуация, когда подходящей канвы для выступления не удается найти, и материал не выстраивается.

Рекомендуется еще один прием:

-попытайтесь последовательно ответить (с определенной долей подробностей) на шесть вопросов: Что?– что произошло? Где? Когда? Кто? Как? Почему?



Просмотр содержимого документа
«как составить тезисы»

Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.

1. 2. 8. Как составить тезисы.



Тезисы – это кратко сформулированные основные констатирующие положения текста.

-Тезисы вбирают в себя существо текста, тогда как план дает только схему расположения материала.

-Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание. В самом тексте надо находить места, особенно чётко формулирующие мысль, которую автор доказывает.

-В тезисах желательно сохранять оригинальность авторского высказывания.

-Тезисы нумеруются: так фиксируется логика авторских суждений.

-Тезисы составляются при повторном чтении текста. При первом чтении составляется план.



Образец плана и тезисов

План

Тезисы

«Сюжет с карандашом», опыт великих читателей

Чтение с карандашом не только способствует запоминанию, но и будит собственную мысль

Заповеди сознательного чтения

Сознательное чтение обеспечивается сосредоточением на сущности читаемого, выяснением непонятного, сопереживанием

Задачи первоначального чтения

Задачи первоначального чтения – общая ориентировка в изучаемом тексте, составление простого плана и придумывание заголовков для записей





Памятка для составления тезисов

1. Внимательно прочитай текст источника, следя за развитием главной мысли;

2. Составь план изучаемого документа, исходя из его содержания;

  1. Разверни каждый пункт плана в виде одного-двух предложений, содержащих основные положения и обосновывающие его факты;



  1. Проверь правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и её раскрытием в тезисах.