Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.
1.1.0. Владение логическими операциями.
1. 1. 1. Наблюдение, сравнение, анализ.
Учись правильно наблюдать:
Наблюдать - внимательно следить глазами за чем-либо, изучать, исследовать.
Осмысли цель наблюдения.
Уточни предмет наблюдения.
Разработай план наблюдения.
Определи форму записи наблюдаемых явлений в процессе наблюдения или сразу после его окончания.
Наблюдение повторить два-три раза с целью повышения его объективности.
При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во время и при каких условиях.
Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с раннее известным
Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графическим, в виде рисунков, схем.
Учись проводить сравнение:
Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений путем сопоставления по данному учителем основанию.
1. Найди общие свойства сравниваемых предметов, вещей, явлений.
2. Назови найденные общие свойства.
3. Среди всех свойств выбери существенные, т.е. которые лежат в основе определения сравниваемых предметов (найди основное сходство).
4. Выдели существенные признаки каждого предмета.
5.Сопоставь предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.
6. Назови все общие и различные свойства в сравниваемых предметах.
7. Найди и объясни причины сходства и различия.
8. Подведи итог сравнения.
Учись проводить анализ:
Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Содействие формированию учебно – познавательной компетенции.
1. 1. 2. Классификация, синтез, обобщение.
Учись классифицировать.
Классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Найди общие свойства сравниваемых предметов, вещей, явлений.
2. Назови все общие и различные свойства в сравниваемых предметах.
3. Найди и объясни причины сходства и различия.
4.Определи признак классификации и раздели указанные объекты на группы.
5.Объясни, по какому признаку, и на какие группы ты разделил объекты.
Учись проводить синтез.
Синтез- это мысленное объединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое.
Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Учись проводить обобщение.
Обобщение — это поиск общих признаков и качеств изучаемого явления (темы, курса и т.д.).
1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).
2. Выбери ее существенные свойства.
3. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (определи их сходство и различие).
4. Установи связь между ними.
5. Сделай вывод об использовании существенных свойств изучаемого явления (темы, курса) в практической деятельности.