Рекомендации выпускникам
по выполнению заданий с развернутым ответом ОГЭ по литературе
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемомунеобходимо выбрать ОДИН из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения; второй – анализ лирического стихотворения (или басни).
Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оцениваетсявыполнение только ОДНОГО варианта части 1.
Алгоритм выполнения задания
«Ответ на вопрос»(задания 1.1.1–1.1.2.)
Прочитать задание.
Важно предельно четко определить проблему, которую предстоит решать, выполняя задание. Иногда вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно. Для этого надо:
- тщательно проанализировать сформулированный вопрос,
- выделить ключевые слова в формулировке вопроса,
- разъяснить себе самому суть выделенных слов. Если слово многозначное, уяснить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Если в задании вопросы (например, ЧТО и ПОЧЕМУ), то необходимо ответить на оба. Если слово во множественном числе (например, ПРИЧИНЫ), то требуется указать на несколько позиций,
- уточнить проблему, переформулировав ее для себя.
При анализе формулировки проблемы привлекайте знания произведения в целом – без этого невозможно дать глубокий и четкий ответ. Учитывайте авторскую позицию, ее искажение ведет к снижению баллов.
Провести анализ предложенного текста (фрагмента).
Прочитайте приведённый фрагмент произведения и выберите важные для выполнения задания фрагменты, образы, микротемы, детали. Обобщите результаты наблюдения и с их помощью следуетраскрыть проблему. Раскрыть собственное видение проблемы можно, но опираясь на позицию автора произведения.
Используйте прием цитирования при аргументации своего суждения, выберите для этого нужные фрагменты из текста, не допускайте фактических ошибок в цитатах.
Написать ответ на вопрос, придерживаясь структуры ответа.
В зависимости от конкретного вопроса, предложенного в задании, основной тезис, содержащийся в ответе, может быть:
– свободным изложением материалов учебников, учебных пособий, научной и справочной литературы (знанием этого материала учебника можно воспользоваться, например, при ответе на вопрос:«Каковы особенности композиции стихотворения?»);
– представлением собственной, но аргументированной точки зрения экзаменуемого.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).
Требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая традиционную композицию:
ТЕЗИС (прямой ответ на вопрос)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции, подкрепленные цитатами из текста)
ВЫВОД
Для того чтобы сочинение-рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:
1) ваш тезис соответствовал поднятой проблеме;
2) доказательства были убедительными, подкрепленными цитатами из текста, или пересказом текста, или рассуждениями с опорой на текст;
3) части рассуждения связанными;
4) выводы чётко сформулированными, соответствующими тезису.
4. Литературоведческие понятия используются в формулировках второго ответа на вопрос. Чтобы дать прямой исчерпывающий ответ, нужно хорошо понимать суть литературоведческого явления, обозначенного термином.
Выпускник в ответе демонстрирует сформированность умения анализировать художественное произведение с опорой на понятия. При этом он должен не просто уместно упоминать литературоведческие термины, но и правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств при рассмотрении художественного своеобразия конкретного произведения.
5.Перенести ответ в бланк.
В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
6. Проверьте, написав ответ, соответствует ли работа тому, что оценивает и учитывает эксперт:
Дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию?
Приведена ли аргументация сформулированных тезисов?
Основаны ли аргументы на анализе текста?
Есть ли фактические или логические ошибки?
Особенности оцениваниязадания «Ответ на вопрос»
Максимальный балл – 6
Проверяется:
- понимание сути вопроса,
- выявление позиции автора,
- формулирование своей позиции выдвижением необходимых тезисов
и приведением развивающих их доводов,
- обоснованность суждений,
- подтверждение мыслей текстом,
- отсутствие фактических, логических и речевых ошибок и неточностей.
Критерий 1. Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена.
Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. Подругим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется0 баллов.
Критерий 2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.
Если текст для аргументации привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании и/или допущены одна-две / три-четыре фактические ошибки, то снижаются баллы.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки
ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий 3.Для получения ненулевого балла логических и речевых ошибок должно быть не более 1 каждого вида.
Алгоритм выполнения задания1.1.3.
«Сопоставительное задание»
Прочитайте приведённый фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Задание повышенного уровня сложности предполагает:
- сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении,
- самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала двух текстов,
- нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса (сходство и/или различие).
1. Прочитать задание. Внимательно прочитайте вопрос и следуйте четко заданному направлению анализа (сопоставление, противопоставление или сходное, различное).
2. Провести анализ предложенных текстов.
Перед выполнением этого задания необходимо еще раз внимательно прочесть приведённый фрагмент произведения и предложенный для сопоставления текст, уяснить связь второго текста с основным текстом.
Сбор материала и наблюдение над ним. Наблюдение над текстами проводится последовательно.
Выявление значимых параметров для сопоставления. Сопоставительные признаки должны быть одного типа, уровня. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам: это приведет к поверхностному анализу и снижению оценки.
3. Написать ответ на вопрос, придерживаясь структуры ответа.Ответ следует строить по принципу «слоеного пирога»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис и т.д. Сначала указываются сходные признаки, затем – различные. Завершает работу вывод (Проведенный анализ позволяет понять …, из этого следует).
Используются клише и обороты, позволяющие сопоставлять (так же, таким же образом; как …, так и …; подобно, наподобие, аналогично, проведем аналогию) и противопоставлять (а, но, зато, однако, же, если …, то …; один …, другой, напротив …; в отличие от …; тогда как, в то время как; с одной стороны, с другой стороны; напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному).
Аналогия – сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами.
4.Перенести ответ в бланк. В бланк ответов № 2 запишите номер задания 1.1.3. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайтеответы аккуратно и разборчиво.
5. Проверьте, написав ответ, соответствует ли работа тому, что оценивает и учитывает эксперт:
Выстроено ли сравнение по указанному направлению?
Указаны ли параметры для сопоставления, каким образом построен текст?
Приведена ли аргументация сформулированных тезисов?
Подтверждаются ли мысли текстом?
Основаны ли аргументы на анализе текста? Нет ли подмены анализа пересказом?
Есть ли логические, фактические и речевые ошибки?
Особенности оценивания задания«Сопоставление»
Максимальный балл – 8
Проверяется:
- умение сопоставлять худ. Произведения,
- глубина суждений и убедительность аргументов,
- формулирование позиции выдвижением необходимых тезисов и приведением развивающих их доводов,
- обоснованность суждений и подтверждение мыслей текстом,
- отсутствие логических, фактических, речевых ошибок и неточностей.
Критерий 1. Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена.
Если по критерию 1 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют
Если текст одного или двух произведений привлекается на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,И/ИЛИ допущены одна и более фактических ошибок, то снижаются баллы.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий 3.Для получения ненулевого балла логических и речевых ошибок должно быть не более 1 каждого вида.
Часть 2 состоит из четырех альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них).
Алгоритм выполнения задания «Сочинение»
1. Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (2.1–2.4) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
2. Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Обращаясь к сочинению-рассуждению, экзаменуемые не всегда внимательно прочитывают тему, уходя от прямого ответа на поставленный вопрос. Во избежание такого рода неудач очень важно научиться анализировать формулировку темы сочинения, а именно:
- выделять в ней опорные слова и добиваться точного понимания их смысла с опорой на словарь (например, в одном из заданий повышенного уровня сложности выпускники затруднились в толковании слова «кроткая», что отрицательно сказалось на их ответах);
- различать констатирующую часть вопроса, которая содержит информацию, не требующую доказательства, и собственно вопрос, ответу на который и должно быть посвящено сочинение (коммуникативный замысел – идея сочинения).
3. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Помните, что, помимо прямых цитат с комментариями к ним, вы можете для доказательства ваших суждений давать краткий пересказ, интерпретировать отдельные микротемы, а также делать ссылки на изображенное в произведении. Но в этом случае надо избегать подробного пересказа текста без соответствующего комментария.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Выбор текстов для анализа
В сочинении по лирике нужно анализировать не меньше двух стихотворений.
Выпускники обнаруживают недостаточную осведомленность об этапах развития литературного процесса, о принадлежности писателей к той или иной эпохе, что негативно отражается на выборе текстов для сочинений.
4.Используйте теоретико-литературные понятия для анализапроизведения(-ий).Важно не только знать изобразительно-выразительные средства, но и выявлять их роль в раскрытии авторской мысли.
5. Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
6. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение
аккуратно и разборчиво.
Главной формой работы в этом случае является систематическое редактирование учеником собственных письменных работ после их проверки учителем. Смысл работы над ошибками, прежде всего речевыми, заключается именно в редактировании своего текста, поскольку в этом случае ученик вынужден сначала понять суть допущенного им нарушения, отмеченного учителем, а затем найти вариант (лучше несколько) адекватной замены.
Особенности оцениваниязадания «Сочинение»
Максимальный балл за сочинение – 13
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все
слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов1. При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Критерий 1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
Этот критерий является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. фактические ошибки отсутствуют.
Если для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), и/ или имеются фактические ошибки, то снижаются баллы.
Важно: в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше двух стихотворений!!!
Критерий 3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
Критерий 4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. Если в сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения соразмерности и последовательности частей, если высказанная мысль повторяется и не развивается, то баллы снижаются.
Виды ошибок
К характерным логическим ошибкам относятся:
1) нарушение последовательности высказывания,
2) отсутствие связи между частями высказывания,
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли,
4) раздробление микротемыдругоймикротемой,
5) несоразмерность частей высказывания,
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.
К типичным фактическим ошибкам относятся:
1) искажение историко-литературных фактов;
2) искажение имён собственных;
3) ошибки в обозначении времени и места события;
4) ошибки в употреблении теоретико-литературных понятий;
5) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.
Соблюдение речевых норм важно для всех заданий
Типичными речевыми ошибками лексического характера являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) употребление лишнего слова (плеоназм);
4) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
5) необоснованный пропуск слова;
6) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
8) неудачный порядок слов.
К стилистическим ошибкамследует относить:
1) употребление иностилевых слов и выражений;
2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) смешение лексики разных исторических эпох.