СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Алкены. Получение, свойства, применение»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок по теме «Алкены. Получение, свойства, применение» является 3 уроком в главе 2 «Углеводороды и их природные источники». Эта тема изучается после раздела 1 «Теория строения органических соединений», знания которой непосредственно влияют на изучение тем органической химии.

Просмотр содержимого документа
««Алкены. Получение, свойства, применение»»

Конспект урока по химии для 10 класса по теме

«Алкены. Получение, свойства, применение»

Цель урока: создать условия для формирования знаний о способах получения алкенов, химических свойствах и их применении.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • изучить физические и химические свойства этилена;

  • уметь прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний.

  • Уметь описать сделанные опыты, на основе выполненных опытов записать выводы по работе.

Личностные.

  • Уметь управлять своей познавательной деятельностью.

  • Самоконтроль и самооценка

Метапредметные:

Регулятивные

  • Постановка цели и анализирование условий достижения цели.

  • Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные: 

  • Уметь структурировать знания.

  • Уметь выделять существенные характеристики объектов.

  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

  • Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Функциональная грамотность: применение алкенов в быту, умение выполнять работу по инструкции, креативный подход к решению поставленных задач

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, и реактивы для химического эксперимента (по списку)

Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы, химического эксперимента и самостоятельной работы учащихся).





План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка темы и учебной цели

  4. Мотивация учебной деятельности

  5. Изучение нового материала

  6. Закрепление

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный этап.

Добрый день, садитесь, пожалуйста. Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная с вами работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество, улыбнемся друг другу и начнем урок.

Слушают учителя


2. Актуализация опорных знаний.

1.Предлагает определить на слайде «одно лишнее»



2. работа по группам (Прил 1)




Выполняют задание



Индивидуальная работа

Работа в группах

3. Мотивация учебной деятельности

Этилен является природным растительным гормоном, он влияет на рост, развитие, созревание и старение всех растений. Поэтому этиленом часто обрабатывают фрукты и овощи, которые импортируются к нам недозревшими.

Какие свойства этилена помогают человеку применять его в медицине, быту, промышленности? Можем мы ответить на этот вопрос? Для этого нужно нам изучить материал сегодняшнего урока


Ответы детей


Фронтальная работа

4. Постановка темы и учебной цели






Мы знаем, строение алкенов, изомерию, номенклатуру, что сегодня мы должны еще изучить? Сформулируйте тему, цель урока

Учащиеся формулируют тему урока











5. Изучение нового материала.

Работа в группах:

1-изучают способы получения этилена в промышленности и лаборатории, основные вопросы правил ТБ




2-изучают физические свойства и применение алкенов



3-изучают химические свойства алкенов:реакции присоединения, окисления, качественную реакцию на пи-связь





Делают запись на доске, остальные в тетради, по инструкции выполняют практическую работу (прил 3), подводят итоги работы


Делают запись на доске, остальные в тетради



Делают запись на доске, остальные в тетради

Индивидуальная работа







Индивидуальная работа









6. Закрепление.

Приложение 2



7. Рефлексия, обратная связь и коррекция


Взаимопроверка и взаимооценка


8. Инструктаж о домашнем задании, инструкция к его выполнению

§11.


Найти молекулярную формулу алкена, относительная плотность которого по кислороду равна 2,19. Составить изомеры и назвать.


Осуществить превращения:


С3Н8 → С2Н4 → С2Н5Br → C2H4 → C2H5OH → CO2


Подготовить сообщение - презентацию о применении этилена и его гомологов.




9. Подведение итогов урока, оценивание


























Прил 1


Рабочий лист

Учени___ 10 __ класса

Ф.И. _________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________________


Получение алканов

Промышленные способы


Лабораторные способы

1.




2.













1.




2




3.




4.







Химические свойства алкенов

Реакции присоединения

Реакции окисления


  • С HBr





  • C H2O





  • С Br2






  • C H2








1.Реакция Вагнера (3 уравнения с KMnO4)












2. с O2 (2 уравнения)







Физические свойства алкенов


Формула - название

Агрегатное состояние











Алкены ____________________________в воде ,но ________________________________

____________________________________________в органических растворителях-_____________________________________________________________________________

С воздухом и кислородом ____________________ __________________________________

_____________________________________________________________________________



Применение алкенов

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Прил 2

Вариант 1.


Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН = СН – СН3

СН3

А) 2 – метилпентен-3 В) 2 – метилпентен-2


Б) 2 – метилпентен-4 Г) 4 – метилпентен-2.


2. Вещества, формулы которых СН2=СН2 и СН2=СН - СН2 –СН3


А) веществами разных классов Б) одним и тем же веществом

В) гомологами Г) изомерами


3. Продуктом реакции пропена с бромоводородом является


А) 1- бромпропан В) 1,2 – дибромпропан


В) 2 – бромпропан. Г) 1,2,3 – трибромпропан


4. Реакции гидрирования соответствует схема


А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8.


В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О


5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3


А) 2- метилбутен – 2 Б) бутен – 2


В) бутан Г) бутин - 1


6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:


А) этилен Б) 2- метилпропан


В) бутан Г) пропан




Вариант 2.


  1. Название вещества, формула которого СН3 – СН= С – СН2 – СН3

СН3


А) 2 – метилпентен-3 В) 3 – метилпентен-2


Б) 2 – метилпентен-4 Г) 3 – метилпентен-3


2. Вещества, формулы которых СН2=СН - СН3 и СН2=СН - СН2 –СН3


А) веществами разных классов В) гомологами


Б) одним и тем же веществом Г) изомерами


3. Продуктом реакции бутена-1 с хлороводородом является


А) 2- хлорбутан В) 1,2 – дихлорбутан


В) 1– хлорбутан Г) 1,2,3 – трихлорбутан


4. Реакции гидратации соответствует схема


А) …+Н2О → С2Н5ОН В) … → С2Н4 + Н2

Б) …+Н2 → С3Н8 Г) … → С2Н4 + Н2О


5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3


А) 2- метилбутан В) циклобутан


Б) бутан Г) бутин - 1


6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:


А) 2- метилбутан В) пентан


Б) пропан Г) пропилен



















Слайд 23


Учащиеся проверяют друг у друга и ставят оценку


В-1


В-2


1


Г


В


2


В


В


3


В


А


4

Б


А


5


Б


В


6


А


Г



Слайд 24



Количество баллов


оценка

6


5


5


4


3-4


3


2-1


2


Прил 3







10 класс

Для учителя

«Получение этилена и изучение его свойств».



Название опыта

Ход работы

Уравнения реакции, наблюдения

Выводы

Получение этилена

В пробирку помещаем 2 мл конц. серной кислоты, 1 мл этилового спирта и несколько крупинок оксида алюминия (Аl2O3)

Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреваем пробирку в пламени горелки.

H2SO4 (конц)

CH3 – CH2 – OH CH2 = CH2↑ +Н 2O

этанол этен


Выделяется газ


Вывод: Концентрированная серная кислота забирает воду из молекулы спирта и в результате образуется этилен.


Изучение свойств этилена

Выделяющийся газ пропускаем в отдельные пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия, подкисленным серной кислотой.













Подожжем газ у конца газоотводной трубки

бромная вода и раствор перманганата калия быстро обесцвечиваются


CH2 = CH2 +Br2  BrCH2–CH2Br

этен 1,2- дибромэтан
Происходит окисление этилена бромной водой по двойной связи



2Н4 + 12KMnO4 + 18H2SO4 = 12MnSO4 + 6K2SO4 + 10CO2↑ + 28H2O


Раствор KMnO4 обесцвечивается.






Этен горит светящимся пламенем


Обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия доказывает наличие в этене двойной связи:

.






Этен горит ярким светящимся пламенем, это отличает его от этана, который горит несветящимся пламенем
С2Н4 + 3О2   2СО2 + 2Н2О


















10 класс


Инструкция

«Получение этилена и изучение его свойств».


Название опыта

Ход работы

Уравнения реакции наблюдения

Выводы

Получение этилена

В пробирку помещаем 2 мл конц. серной кислоты, 1 мл этилового спирта и несколько крупинок оксида алюминия (Аl2O3)

Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреваем пробирку в пламени горелки.



Изучение свойств этилена

Выделяющийся газ пропускаем в отдельные пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия, подкисленным серной кислотой

Подожгем газ у конца газоотводной трубки