СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альтернативная и дополнительная коммуникация (адк)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие об АДК, его видах. Визуальное расписание.

Просмотр содержимого документа
«Альтернативная и дополнительная коммуникация (адк)»

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (АДК)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (АДК)

Некоторые люди не могут говорить или их речь недостаточно разборчива или она развита недостаточно для полноценной жизни: общения, обучения. И тогда им на помощь приходит АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (АДК). Все люди общаются! Большинство из нас используют для этого устную речь и более десяти других способов. Таких как: Это всевозможные способы общения, которые заменяют или дополняют УСТНУЮ РЕЧЬ, когда это необходимо. Она может применяться постоянно или временно

Некоторые люди не могут говорить или их речь недостаточно разборчива или она развита недостаточно для полноценной жизни: общения, обучения. И тогда им на помощь приходит АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (АДК).

Все люди общаются! Большинство из нас используют для этого устную речь и более десяти других способов. Таких как:

Это всевозможные способы общения, которые заменяют или дополняют УСТНУЮ РЕЧЬ, когда это необходимо. Она может применяться постоянно или временно

Кому нужна АДК? людям, которые лишились возможности говорить из-за каких-то заболеваний или травм (операции после удаления голосовых связок, инсульты) людям с аутизмом и церебральным параличом, синдромом Дауна, интеллектуальными нарушениями, с нарушением слуха .

Кому нужна АДК?

людям, которые лишились возможности говорить из-за каких-то заболеваний или травм (операции после удаления голосовых связок, инсульты)

людям с аутизмом и церебральным параличом, синдромом Дауна, интеллектуальными нарушениями, с нарушением слуха .

В каких случаях детям рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию: если ребенок испытывает трудности с пониманием речи;  если ребенок не проявляет инициативы в общении;  если у ребенка очень непонятная речь;  если речь не функциональна.

В каких случаях детям рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию:

  • если ребенок испытывает трудности с пониманием речи;
  • если ребенок не проявляет инициативы в общении;
  • если у ребенка очень непонятная речь;
  • если речь не функциональна.
Альтернативная коммуникация Методы коммуникации Метод пиктограмм Методика «Лёб-система» Коммуникационная система обмена изображениями или PECS Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык (Макатон ) Блисс –метод Глобальное чтение Коммуникатор и электронные пособия

Альтернативная коммуникация

Методы коммуникации

  • Метод пиктограмм
  • Методика «Лёб-система»
  • Коммуникационная система обмена изображениями или PECS
  • Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык (Макатон )
  • Блисс –метод
  • Глобальное чтение
  • Коммуникатор и электронные пособия
Формы АДК без посторонней помощи С помощью вспомогательных средств Не технологичные Низкотехнологичные Жесты естественные Мануальные символы Мимика Язык тела Вокализации Вербализации Графические символы Карточки, книги, таблицы Текст Пространственно-осязательные символы Высокотехнологичные Устройства генерации речи Простые с одним сообщением Сложные с динамическим представлением большого количества символов

Формы АДК

без посторонней помощи

С помощью вспомогательных средств

Не технологичные

Низкотехнологичные

  • Жесты естественные
  • Мануальные символы
  • Мимика
  • Язык тела
  • Вокализации
  • Вербализации
  • Графические символы
  • Карточки, книги, таблицы
  • Текст
  • Пространственно-осязательные символы

Высокотехнологичные

Устройства генерации речи

Простые с одним сообщением

Сложные с динамическим представлением большого количества символов

Мануальные символы Жестовые языки – развивались естественно. Имеют собственную грамматику, систему словоизменения, порядок слов Жестовые системы – вторичны. Передают устную речь слово в слово. Правила склонения, система словоизменения, порядок слов тот же, что и в национальном устном языке

Мануальные символы

Жестовые языки – развивались естественно. Имеют собственную грамматику, систему словоизменения, порядок слов

Жестовые системы – вторичны. Передают устную речь слово в слово. Правила склонения, система словоизменения, порядок слов тот же, что и в национальном устном языке

Графические символы Фотографии предметов без фона (обрезанные по контуру) Фотографии предметов, деятельности с людьми Чертежи, рисунки предметов Картиночные символы коммуникации (PCS, Widgit и другие цветные, черно-белые, различные графичесие системы) Пиктограммы (Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC)) Изображения жестов Специальные символы ( например Блисс-символы) Слова Части слов Буквы Фотографии предметов без фона (обрезанные по контуру) Фотографии предметов, деятельности с людьми Чертежи, рисунки предметов Картиночные символы коммуникации (PCS, Widgit и другие цветные, черно-белые, различные графичесие системы) Пиктограммы (Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC)) Изображения жестов Специальные символы ( например Блисс-символы) Слова Части слов Буквы

Графические символы

  • Фотографии предметов без фона (обрезанные по контуру) Фотографии предметов, деятельности с людьми Чертежи, рисунки предметов Картиночные символы коммуникации (PCS, Widgit и другие цветные, черно-белые, различные графичесие системы) Пиктограммы (Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC)) Изображения жестов Специальные символы ( например Блисс-символы) Слова Части слов Буквы
  • Фотографии предметов без фона (обрезанные по контуру)
  • Фотографии предметов, деятельности с людьми
  • Чертежи, рисунки предметов
  • Картиночные символы коммуникации (PCS, Widgit и другие цветные, черно-белые, различные графичесие системы)
  • Пиктограммы (Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC))
  • Изображения жестов
  • Специальные символы ( например Блисс-символы)
  • Слова
  • Части слов
  • Буквы
PECS– система общения с помощью обмена картинками. Ребенок может хорошо слышать и даже понимать обращенную к нему речь, но при этом не может произнести ни слова или произносит звуки, которые трудно понять. Непонимание со стороны взрослых приводит к истерикам и постепенно к избеганию вступления в контакт с кем-либо.

PECS– система общения с помощью обмена картинками.

  • Ребенок может хорошо слышать и даже понимать обращенную к нему речь, но при этом не может произнести ни слова или произносит звуки, которые трудно понять. Непонимание со стороны взрослых приводит к истерикам и постепенно к избеганию вступления в контакт с кем-либо.
Смешанные системы - Макатон Сочетает мануальные знаки и графические символы, которые сопровождаются словом/высказыванием Основан на национальном языке жестов Имеет много идеографических жестов Признает важность активного, эмоционального взаимодействия

Смешанные системы - Макатон

  • Сочетает мануальные знаки и графические символы, которые сопровождаются словом/высказыванием
  • Основан на национальном языке жестов
  • Имеет много идеографических жестов
  • Признает важность активного, эмоционального взаимодействия
Пространственно-осязательные символы Целые предметы Части предметов Связанные предметы Миниатюры Объемные знаки (предметы на плоском фоне) Текстуры или формы Словесные кубики Примака Шрифт Брайля

Пространственно-осязательные символы

  • Целые предметы
  • Части предметов
  • Связанные предметы
  • Миниатюры
  • Объемные знаки (предметы на плоском фоне)
  • Текстуры или формы
  • Словесные кубики Примака
  • Шрифт Брайля
Вспомогательные коммуникативные средства Карточки Таблицы Книги

Вспомогательные коммуникативные средства

  • Карточки
  • Таблицы
  • Книги
Способы доступа к системе Прямой выбор Передача символа Указание рукой, частью тела Указание взглядом Передача символа Указание рукой, частью тела Указание взглядом Косвенный выбор Сканирование с партнером Сканирование погошаговое Сканирование техническим средством Сканирование с партнером Сканирование погошаговое Сканирование техническим средством

Способы доступа к системе

  • Прямой выбор
  • Передача символа Указание рукой, частью тела Указание взглядом
  • Передача символа
  • Указание рукой, частью тела
  • Указание взглядом
  • Косвенный выбор Сканирование с партнером Сканирование погошаговое Сканирование техническим средством
  • Сканирование с партнером
  • Сканирование погошаговое
  • Сканирование техническим средством
Средства визуальной поддержки Вспомогательные средства для предоставления информации людям не понимающим речь на доступном уровне

Средства визуальной поддержки

Вспомогательные средства для предоставления информации людям не понимающим речь на доступном уровне

Организация среды

Организация среды

Выбор систем и средств альтернативной коммуникации Двигательные навыки Память Скорость обработки информации Различение и идентификация картинок Транспортабельность Отношение людей в окружающей среде Распространенность

Выбор систем и средств альтернативной коммуникации

  • Двигательные навыки
  • Память
  • Скорость обработки информации
  • Различение и идентификация картинок
  • Транспортабельность
  • Отношение людей в окружающей среде
  • Распространенность
Этапы введения АДК Определить значимые контексты для коммуникации с ребенком Предоставить средства для эффективной коммуникации Выбрать словарный запас, подходящий вашему ребенку Устроить обстановку так, чтобы помочь ребенку в коммуникации Использовать подходящие интерактивные стратегии для помощи в коммуникации Стадии введения символов Моделирование использования символа Обучение использованию символов с поддержкой Самостоятельное использование символов

Этапы введения АДК

  • Определить значимые контексты для коммуникации с ребенком
  • Предоставить средства для эффективной коммуникации
  • Выбрать словарный запас, подходящий вашему ребенку
  • Устроить обстановку так, чтобы помочь ребенку в коммуникации
  • Использовать подходящие интерактивные стратегии для помощи в коммуникации

Стадии введения символов

  • Моделирование использования символа
  • Обучение использованию символов с поддержкой
  • Самостоятельное использование символов
Принципы первых этапов введения АДК Опираться на интересы ребенка (любимые занятия ребенка), следовать за ним В повседневных бытовых ситуациях (напр., принятие пищи) Предлагать выбор в повседневных вещах, сначала из реальных предметов, потом – карточки/жесты. Выбирать из любимого и нелюбимого. Постепенное снижение поддержки Маленькие шаги Проблемы, с которыми возможно столкнуться Обучение требует времени Обобщение Выученная пассивность и зависимость от других Нарушения поведения

Принципы первых этапов введения АДК

  • Опираться на интересы ребенка (любимые занятия ребенка), следовать за ним
  • В повседневных бытовых ситуациях (напр., принятие пищи)
  • Предлагать выбор в повседневных вещах, сначала из реальных предметов, потом – карточки/жесты. Выбирать из любимого и нелюбимого.
  • Постепенное снижение поддержки
  • Маленькие шаги

Проблемы, с которыми возможно столкнуться

  • Обучение требует времени
  • Обобщение
  • Выученная пассивность и зависимость от других
  • Нарушения поведения
PECS – это одно из средств альтернативных средств коммуникации. PECS– система общения с помощью обмена картинками. Ребенок может хорошо слышать и даже понимать обращенную к нему речь, но при этом не может произнести ни слова или произносит звуки, которые трудно понять. Непонимание со стороны взрослых приводит к истерикам и постепенно к избеганию вступления в контакт с кем-либо. Понять смысл картинки гораздо легче, поэтому ребенок может общаться таким образом с ровесниками, членами семьи, людьми на улице, в магазинах и ресторанах.

PECS – это одно из средств альтернативных средств коммуникации. PECS– система общения с помощью обмена картинками.

  • Ребенок может хорошо слышать и даже понимать обращенную к нему речь, но при этом не может произнести ни слова или произносит звуки, которые трудно понять. Непонимание со стороны взрослых приводит к истерикам и постепенно к избеганию вступления в контакт с кем-либо.
  • Понять смысл картинки гораздо легче, поэтому ребенок может общаться таким образом с ровесниками, членами семьи, людьми на улице, в магазинах и ресторанах.
Визуальное расписание Визуальное расписание для ребенка — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности. Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых: — расписание всего распорядка дня; — расписание определенных видов деятельности или занятий; — расписание конкретных процессов или заданий.

Визуальное расписание

Визуальное расписание для ребенка — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события.

Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько

направляет к деятельности в определенной ее последовательности.

Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:

— расписание всего распорядка дня;

— расписание определенных видов деятельности или занятий;

— расписание конкретных процессов или заданий.

Предметно - визуальное расписание

Предметно - визуальное расписание

Предметное расписание

Предметное расписание

Предметное расписание

Предметное расписание

Схема использования предметного расписания

Схема использования предметного расписания

Репрезентативное визуальное расписание

Репрезентативное визуальное расписание

Картинно - символьное визуальное расписание

Картинно - символьное визуальное расписание

Картинно - символьное визуальное расписание

Картинно - символьное визуальное расписание

Переход к картинно - символьному расписанию

Переход к картинно - символьному расписанию

Переход к картинно - символьному расписанию:  доска «Сейчас - потом»

Переход к картинно - символьному расписанию: доска «Сейчас - потом»

Схема использования картинно - символьного расписания

Схема использования картинно - символьного расписания

Письменное визуальное расписание

Письменное визуальное расписание

Виды расписаний по форме

Виды расписаний по форме

Изготовление визуального расписания

Изготовление визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

Советы по использованию визуального расписания

Советы по использованию

визуального расписания

8 причин использовать визуальное расписание

8 причин использовать визуальное расписание

Желаем успеха в изготовлении и использовании визуального расписания! Удачи!

Желаем успеха в изготовлении и использовании

визуального расписания!

Удачи!