T. JI. Амбрушкевич, член республиканского клуба «Хрустальный журавль», учитель русского языка и литературы гимназии г. Осиповичи
Частица как часть речи
VII класс
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
обучающая:
предполагается, что в конце занятия учащийся будет:
знаг-.ъ признаки частицы как части речи, её функции, роль в интонационном : р :: ’:ден::л предложения;
уметь распознавать частицы, определять их смысловые оттенки, отличать от :ыоннмичных частей речи, использовать в речи;
развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;
воспитательная: содействовать формированию нравственных качеств личности: чувства ответственности, любви к родной земле; создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник русского языка для VII класса, рабочие тетради на печатной основе, ключ к тесту, репродукции картин, мультимедийный проектор.
Ход урока
I этап. Организационный (до 1 минуты).
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учащихся, приглашает к сотрудничеству | 1. Внутренне организуются, мобилизуются на работу |
II этап. Ориентировочно-мотивационный
(до 7 минут).
Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогические задачи: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
2.1. Используя мультимедийную презентацию, предлагает прослушать разговор Предлога и Союза (диалог двух героев). Союз. А знаешь, сейчас меня узнают все семиклассники, хотя я такой разный: то с однородными членами дружу, то соединяю части сложного предложения, то разделяю их. И так уходить не хочется! Предлог. Не унывай! Меня тоже узнавали, любили, хотя я ино- 1 гда капризничал: дружил то с существительными, то с местоимениями, и с наречием меня часто путали. А место я тебе уступил. Но любят меня и узнают по-прежнему. | 2.1. Слушают, отвечают на вопросы учителя. |
Продолжение таблицы
1 | 2 |
Союз. Так ты считаешь, что мне следует уступить ей место? Предлог. Конечно, втроём нам будет гораздо веселее! Она такая удивительная! И ребятам понравится эта знакомая незнакомка. А вот и она! (На экране «проплывают» знакомые учащимся частицы не, бы, же, пусть, да.) Организует учебный диалог. Ребята, вы узнали собеседников? Кто они? Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные и служебные части речи. К какой группе относятся союз и предлог? А о какой части речи шёл разговор? Организует совместное определение темы и целей урока. (На экране беспорядочно «сыплются» частицы: как, именно, только, ведь, лишь, что за, как раз, как будто, даже, пусть, пускай, бы, б, давай, да.) Ребята, по-моему, в нашей программе произошёл сбой. Но выход есть: я предлагаю вам, используя глаголы, записанные в ваших тетрадях, составить программу действий, которая поможет охарактеризовать частицу как часть речи и всё исправить в программе. Знакомит учащихся с информационной картой урока | Отвечают на вопросы учителя. Называют и записывают в «Рабочих тетрадях» (на печатной основе, см. приложение) тему урока, формулируют цели урока, пользуясь опорой, предложенной учителем: Знать... . Находить.... Отличать.... Использовать... . Предполагаемый ответ: знать... (признаки частицы как части речи); находить... (частицы в предложениях); отличать... (частицу от омонимичных частей речи); использовать... (в речи ). Знакомятся с информационной картой урока. |
III этап. Операционно-познавательный
(до 27 минут).
Цели этапа (планируемый результат):
осознание основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная актив-
Педагогические задачи: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия. ность учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
Предлагает выполнить репродуктивную работу с опорой «Частица как часть речи», пользуясь учебником. Вместе с учащимися оформляет ориентировочную карту на доске. (На каждом этапе урока ориентировочная карта дополняется недостающей информацией.) Организует работу с текстом (см. приложение, п. 3) с целью определения смысловых оттенков частиц. Форма работы: групповая. Задание 1—4-й группам: определите смысловые оттенки выделенных частиц, пользуясь опорой (см. рабочую тетрадь, п. 3), подготовьтесь к демонстрации своих ответов. я группа: из 1-2-го предложений; я группа: из 4—5-го предложений; я группа: из 3 и 6-го предложений; я группа: из 9-го предложения. | Заполняют ориентировочную карту (см. приложение, п. 2), дают определение частицы. Работают в группе, обсуждают, делают выводы. Результаты работы записывают в «Рабочие тетради» и на отдельных листах, дополняют ими ориентировочную таблицу на доске. Предполагаемый ответ: — Мы, — промолвили частицы, — можем с каждым подружиться, выражаем усиление, |
Продолжение таблицы
3.4. Оргажжтует творческую работу.
Предлагает рассмотреть репродукцию картины, составить её описание игплыг. я как можно больше частиц (см. приложение, п. 4). Отктыьеетгя вернисаж «Как прекрасен этот мир!».
3 5 Предлагает выполнить упражнение 286 (предложения 4, 5, 6, 71 с ле.тью разграничения омонимичных частиц, союзов, местоиме- постфиксов, пользуясь схемой-опорой (см. приложение, п. 5).
3.6. Включает мультимедийный проектор.
Частица
Задание 5-й группе: donuiuume стихотворение о смысловых оттенках частиц, пользуясь опорой (см. приложение, п. 3), выразительно прочитайте его.
— Мы, — промолвили -я-гици, — можем с каждым подружиться, выражаем ... .
3.3. Организует работ-, с последним абзацем текста «Чувство Родины» с цель:-: :—-еге."гения формообразовательной роли частицы. Предлагает л:л:лнить ориентировочную карту недостающей ин- формациет: л тль-зуясь учебником (с. 258—259).
Для образования форм |
слов |
| | \ |
бы (б) | | да, давай, пусть, пускай |
Для выражения смысловых оттенков |
' | ’ |
| усиление; | |
| указание; | |
| вопрос; | |
| отрицание; | |
| восклицание; | |
| уточнение | |
указание и вопрос, отрицание, восклицание, уточнение и ограничение.
Читают последний абзац текста, называют глаголы условного и повелительного наклонения, говорят о роли формообразовательных частиц, заполняют ориентировочную карту, пользуясь учебником.
Составляют тексты-описания по предложенным репродукциям, презентуют свои работы.
Работа в четвёрках. Определяют, чем является выделенное слово то.
Аргументируют свой ответ, делают вывод, что частицы омонимичны союзам, местоимениям, постфиксам.
Сравнивают таблицу на экране с полученной в ходе урока таблицей на доске. Делают вывод о том, что программа действий, составленная в начале урока, выполнена
IV этап. Контрольно-коррекционный (до 6 минут).
Цели этапа (планируемый результат): выполнение тестового задания, обнаружение своих ошибок, исправление их.
Педагогические задачи: установить осознанность усвоения нового материала; создать условия для самоконтроля, самокоррек- ции и самооценки знаний, умений и способов действий; стимулировать учащихся на самообразование.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
4.1. Предлагает тестовое задание (см. приложение, п. 6) и организует самопроверку по ключу с последующей самокоррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение когнитивных задач урока. | 4.1. Выполняют тестовое задание, самопроверку по ключу (ключ на экране), работу над ошибками. Ключ: - в, — А, - (1- Б, 2 - А), - В, — В. |
V этап. Рефлексия (до 3 минут). Педагогическая задача: создать условия
Цель этапа (планируемый результат): для самооценки деятельности учащихся и
осознание значимости учебной деятельности осознания ими личностных смыслов в изуче-
и ситуация успеха. нии темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
5.1. Предлагает ответить на вопросы: Довольны ли вы результатом своей работы на уроке? Какие трудности возникли во время урока? Что поможет вам преодолеть эти трудности: а) ориентировочная таблица; б) помощь друга; в)учебник; г) помощь учителя? | 5.1. Оценивают свою деятельность, определяют возникшие трудности |
VI этап. Домашнее задание (1 минута). Педагогическая задача: подготовить уча-
Цель этапа (планируемый результат): щихся к выбору домашнего задания,
осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6.1. Предлагает домашнее задание на выбор (см. приложение, п. 8) | 6.1. Определяются в выборе домашнего задания |
Приложение
Рабочая тетрадь по теме
Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет охарактеризовать частицу как часть речи.
Опора:
Знать... .
Находить... .
Отличать... .
Использовать... .
Заполните ориентировочную карту недостающей информацией, используя материал учебника (с. 256, 258—259). Дайте определение частицы как части речи.
Работа в группах:
Чувство Родины
(1) Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат только там, где мы рождаемся и живём. (2) Ведь наш общий дом — Родина — прекрасен во всех уголках.
(3) Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок. (4) Как легко на ветру трепещет осина! (5) Что за музыка, что за песня!
(6) Но разве всегда мы бережём то, что непременно надо беречь? (7) Первый подснежник, чистоту голубых озёр, ширь полей...
(8) Беречь Родину — это дело нашей совести.. (9) Именно поэтому часто ловишь себя на мысли: «Я никогда не перестану любить свою Родину, свой дом!»
(10) И если бы спросили меня, что пожелал бы я людям моей Отчизны, то ответил бы: «Пусть всегда будет чистое и светлое небо!» (По В, Пескову.)
Задание 1—4-й группам: выпишите из пред ложений текста выделенные частицы, опреде лите их смысловые оттенки, пользуясь опорой. подготовьтесь к демонстрации своих ответов.
я группа: из 1—2-го предложений;
я группа: из 4—-5-го предложений;
я группа: из 3 и 6-го предложений;
я группа: из 9-го предложения.
Опора
Оттенки | Примеры |
Усиление | Ведь, даже, же ш др. |
Указание | Вон, это, вот а др. |
Вопрос | Ли, яержш, разве и др. |
Отрицание | Не, вовсе не, отнюдь не и др. |
Восклицание | Нр и. чаю за, как и др. |
Уточнение | Жак раз, ровно, именно и др. |
Отр*=згчеяие | Только, лишь, хоть и др. |
5.5-й группе: допишите стихотворе- ---: ■: :л;еых оттенках частиц, пользуясь
: -. J: лгителъно прочитайте его.
— Мк. — промолвили частицы, —
- т': : каждым подружиться,
Выражаем ... .
4 Рассмотрите репродукции картин и составьте по ним тексты-описания, используя как можно больше частиц.
Определите, чем является выделенное слово «то». Аргументируйте свой ответ, сделайте вывод. Выполняя задание, пользуйтесь опорой.
Был ещё мальчишка в очках и ещё кто-то.
Самовар-mo был, видать, дырявый. 3. То солнцем Дерево печёт, то градом, то дождём сечёт, и ветром наконец-то Деревцо сломило. 4. Настали святки. То-то радость!
союз
постфикс
местоимение
Опора заменяю союзом и;
нельзя опустить; можно заменить существительным; можно опустить.
частица
Тест.
Частицы:
обозначают предмет;
связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного;
придают различные смысловые оттенки и служат для образования форм слов.
Частицами являются все слова ряда:
лишь, разве, не, ли;
что, но, чтобы, а;
для, при, под, с.
Соотнесите частицы с их функциями. Ответ запишите в виде цифры и буквы:
бы, пусть, да, а) выражают смысло-
давай; вые оттенки;
что за, разве, б) образуют формы
не, же. слова.
Определите смысловой оттенок частицы в предложении Вот поляна земляничная:
усиление;
отрицание;
указание.
5. То является постфиксом в предложении:
То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой...
Ей тоже попрыгать хочется, душе-то.
Что-то шептала берёза, о чём-то ручей говорил.
Рефлексия.
Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
Какие трудности возникли во время урока?
Что поможет вам преодолеть эти трудности:
а) ориентировочная таблица;
б) помощь друга;
в)учебник;
г) помощь учителя?
Домашнее задание: 1) пользуясь ориентировочной картой и § 63, составьте устное учебное сообщение на тему «Частица как часть речи»;
упражнение 485.
Дополнительное задание (на выбор): напишите миниатюру, начав её словами: «Что за день!» или «Что за утро!», а закончив — «Вот счастье! Вот чудо!». Используйте как можно больше частиц.
Т. Д. Мурашкина, учитель русского языка и литературы средней школы № 22 г. Витебска
Междометие - особая часть речи
VII класс
Цели урока: 1) дать понятие о междоме- 3) развивать связную речь и образность мыш-
тии как особой части речи; 2) помочь уча- ления; 4) воспитывать у учащихся любовь к
щимся осмыслить различие между междо- знаниям, русскому языку,
метиями и звукоподражательными словами;
1 Русский язык и литература 4 / 2012