СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АМБРУШКЕВИЧ Т. Л. Урок "Частица как часть речи" 2012-4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок АМБРУШКЕВИЧ Т. Л. "Частица как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«АМБРУШКЕВИЧ Т. Л. Урок "Частица как часть речи" 2012-4»

T. JI. Амбрушкевич, член республиканского клуба «Хрустальный журавль», учитель русского языка и литературы гимназии г. Осиповичи

Частица как часть речи

VII класс


Цель урока: создать условия для актив­ной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию получен­ных знаний в практической деятельности.

Задачи:

обучающая:

предполагается, что в конце занятия учащийся будет:

  • знаг-.ъ признаки частицы как части речи, её функции, роль в интонационном : р :: ’:ден::л предложения;

  • уметь распознавать частицы, опреде­лять их смысловые оттенки, отличать от :ыоннмичных частей речи, использовать в речи;

развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выво­ды, формулировать мысли, развивать куль­туру речи;

воспитательная: содействовать форми­рованию нравственных качеств личности: чувства ответственности, любви к родной земле; создавать ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового мате­риала.

Оборудование: учебник русского языка для VII класса, рабочие тетради на печатной основе, ключ к тесту, репродукции картин, мультимедийный проектор.

Ход урока

I этап. Организационный (до 1 минуты).

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организует внимание, доб­рожелательный настрой всех учащихся, приглашает к со­трудничеству

1. Внутренне ор­ганизуются, мо­билизуются на работу


II этап. Ориентировочно-мотивационный

(до 7 минут).

Цель этапа (планируемый результат): по­знавательная готовность учащихся к полу­чению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогические задачи: актуализировать опорные знания, сформировать познаватель­ные мотивы, создать условия для самоопре­деления учащихся на деятельность и её ре­зультаты.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

2.1. Используя мультимедийную презентацию, предлагает про­слушать разговор Предлога и Союза (диалог двух героев).

Союз. А знаешь, сейчас меня узнают все семиклассники, хотя я такой разный: то с однородными членами дружу, то соединяю части сложного предложения, то разделяю их. И так уходить не хочется!

Предлог. Не унывай! Меня тоже узнавали, любили, хотя я ино- 1 гда капризничал: дружил то с существительными, то с местоиме­ниями, и с наречием меня часто путали. А место я тебе уступил. Но любят меня и узнают по-прежнему.

2.1. Слушают, отвечают на вопро­сы учителя.


Продолжение таблицы

1

2

Союз. Так ты считаешь, что мне следует уступить ей место? Предлог. Конечно, втроём нам будет гораздо веселее! Она такая удивительная! И ребятам понравится эта знакомая незнакомка. А вот и она!

(На экране «проплывают» знакомые учащимся частицы не, бы, же, пусть, да.)

  1. Организует учебный диалог.

  • Ребята, вы узнали собеседников? Кто они?

  • Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные и слу­жебные части речи. К какой группе относятся союз и предлог?

  • А о какой части речи шёл разговор?

  1. Организует совместное определение темы и целей урока.

(На экране беспорядочно «сыплются» частицы: как, именно, только, ведь, лишь, что за, как раз, как будто, даже, пусть, пускай, бы, б, давай, да.)

  • Ребята, по-моему, в нашей программе произошёл сбой. Но выход есть: я предлагаю вам, используя глаголы, записанные в ваших тетрадях, составить программу действий, которая по­может охарактеризовать частицу как часть речи и всё исправить в программе.

  1. Знакомит учащихся с информационной картой урока

  1. Отвечают на вопросы учите­ля.

  2. Называют и записывают в «Рабочих тетрадях» (на печат­ной основе, см. приложение) тему урока, формулируют цели урока, пользуясь опорой, предложенной учителем:

Знать... .

Находить....

Отличать....

Использовать... . Предполагаемый ответ: знать... (признаки частицы как части речи);

находить... (частицы в предложе­ниях);

отличать... (частицу от омони­мичных частей речи); использовать... речи ).

  1. Знакомятся с информацион­ной картой урока.


III этап. Операционно-познавательный

(до 27 минут).

Цели этапа (планируемый результат):

осознание основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная актив-

Педагогические задачи: организовать це­ленаправленную познавательную деятель­ность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

ность учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

  1. Предлагает выполнить репродуктивную работу с опорой «Ча­стица как часть речи», пользуясь учебником.

Вместе с учащимися оформляет ориентировочную карту на доске.

(На каждом этапе урока ориентировочная карта дополняется недостающей информацией.)

  1. Организует работу с текстом (см. приложение, п. 3) с целью определения смысловых оттенков частиц.

Форма работы: групповая.

Задание 14-й группам: определите смысловые оттенки вы­деленных частиц, пользуясь опорой (см. рабочую тетрадь, п. 3), подготовьтесь к демонстрации своих ответов.

  1. я группа: из 1-2-го предложений;

  2. я группа: из 4—5-го предложений;

  3. я группа: из 3 и 6-го предложений;

  4. я группа: из 9-го предложения.

  1. Заполняют ориентировоч­ную карту (см. приложение, п. 2), дают определение части­цы.

  2. Работают в группе, обсужда­ют, делают выводы. Результаты работы записывают в «Рабочие тетради» и на отдельных листах, дополняют ими ориентировоч­ную таблицу на доске. Предполагаемый ответ:

Мы,промолвили части­цы,можем с каждым подру­житься, выражаем усиление,


Продолжение таблицы

3.4. Оргажжтует творческую работу.

Предлагает рассмотреть репродукцию картины, составить её описа­ние игплыг. я как можно больше частиц (см. приложение, п. 4). Отктыьеетгя вернисаж «Как прекрасен этот мир!».

3 5 Предлагает выполнить упражнение 286 (предложения 4, 5, 6, 71 с ле.тью разграничения омонимичных частиц, союзов, местоиме- постфиксов, пользуясь схемой-опорой (см. приложение, п. 5).

3.6. Включает мультимедийный проектор.

Частица

Задание 5-й группе: donuiuume стихотворение о смысловых от­тенках частиц, пользуясь опорой (см. приложение, п. 3), вырази­тельно прочитайте его.

— Мы, — промолвили -я-гици, — можем с каждым подружиться, выражаем ... .

3.3. Организует работ-, с последним абзацем текста «Чувство Ро­дины» с цель:-: :—-еге."гения формообразовательной роли частицы. Предлагает л:л:лнить ориентировочную карту недостающей ин- формациет: л тль-зуясь учебником (с. 258—259).


Для образования форм

слов



\

бы (б)


да,

давай,

пусть,

пускай


Для выражения смыс­ловых оттенков

'


усиление;



указание;



вопрос;



отрицание;



восклицание;



уточнение



указание и вопрос, отрицание, восклицание, уточнение и огра­ничение.

  1. Читают последний абзац текста, называют глаголы услов­ного и повелительного наклоне­ния, говорят о роли формообра­зовательных частиц, заполняют ориентировочную карту, пользу­ясь учебником.

  2. Составляют тексты-описания по предложенным репродукци­ям, презентуют свои работы.

  3. Работа в четвёрках. Опреде­ляют, чем является выделенное слово то.

Аргументируют свой ответ, де­лают вывод, что частицы омони­мичны союзам, местоимениям, постфиксам.

  1. Сравнивают таблицу на экране с полученной в ходе уро­ка таблицей на доске. Делают вывод о том, что программа дей­ствий, составленная в начале урока, выполнена



IV этап. Контрольно-коррекционный (до 6 минут).

Цели этапа (планируемый результат): выполнение тестового задания, обнаружение своих ошибок, исправление их.

Педагогические задачи: установить осо­знанность усвоения нового материала; соз­дать условия для самоконтроля, самокоррек- ции и самооценки знаний, умений и способов действий; стимулировать учащихся на само­образование.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

4.1. Предлагает тестовое задание (см. приложение, п. 6) и орга­низует самопроверку по ключу с последующей самокоррекцией. Анализирует степень усвоения темы и выполнение когнитив­ных задач урока.

4.1. Выполняют тестовое задание, самопроверку по ключу (ключ на экране), работу над ошибками. Ключ:

  1. - в,

  2. А,

  3. - (1- Б, 2 - А),

  4. - В,

  5. В.


V этап. Рефлексия (до 3 минут). Педагогическая задача: создать условия

Цель этапа (планируемый результат): для самооценки деятельности учащихся и

осознание значимости учебной деятельности осознания ими личностных смыслов в изуче-

и ситуация успеха. нии темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5.1. Предлагает ответить на вопросы:

  1. Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

  2. Какие трудности возникли во время урока?

  3. Что поможет вам преодолеть эти трудности:

а) ориентировочная таблица;

б) помощь друга;

в)учебник;

г) помощь учителя?

5.1. Оценивают свою деятельность, определяют возникшие трудности


VI этап. Домашнее задание (1 минута). Педагогическая задача: подготовить уча-

Цель этапа (планируемый результат): щихся к выбору домашнего задания,

осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6.1. Предлагает домашнее задание на выбор (см. приложение, п. 8)

6.1. Определяются в выборе домашнего за­дания


Приложение

Рабочая тетрадь по теме




  1. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет охарактеризовать ча­стицу как часть речи.

Опора:

Знать... .

Находить... .

Отличать... .

Использовать... .

  1. Заполните ориентировочную карту недоста­ющей информацией, используя материал учебни­ка (с. 256, 258—259). Дайте определение частицы как части речи.



  1. Работа в группах:

Чувство Родины

(1) Истоки сыновнего чувства к Отчизне ле­жат только там, где мы рождаемся и живём. (2) Ведь наш общий дом — Родина — прекрасен во всех уголках.

(3) Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок. (4) Как легко на ветру трепещет осина! (5) Что за музыка, что за песня!

(6) Но разве всегда мы бережём то, что не­пременно надо беречь? (7) Первый подснежник, чистоту голубых озёр, ширь полей...

(8) Беречь Родину — это дело нашей сове­сти.. (9) Именно поэтому часто ловишь себя на мысли: «Я никогда не перестану любить свою Родину, свой дом!»

(10) И если бы спросили меня, что поже­лал бы я людям моей Отчизны, то ответил бы: «Пусть всегда будет чистое и светлое небо!» (По В, Пескову.)

Задание 14-й группам: выпишите из пред ложений текста выделенные частицы, опреде лите их смысловые оттенки, пользуясь опорой. подготовьтесь к демонстрации своих ответов.

  1. я группа: из 1—2-го предложений;

  2. я группа: из 4—-5-го предложений;

  3. я группа: из 3 и 6-го предложений;

  4. я группа: из 9-го предложения.

Опора

Оттенки

Примеры

Усиление

Ведь, даже, же ш др.

Указание

Вон, это, вот а др.

Вопрос

Ли, яержш, разве и др.

Отрицание

Не, вовсе не, отнюдь не и др.

Восклицание

Нр и. чаю за, как и др.

Уточнение

Жак раз, ровно, именно и др.

Отр*=згчеяие

Только, лишь, хоть и др.


5.5-й группе: допишите стихотворе- ---: ■: :л;еых оттенках частиц, пользуясь

: -. J: лгителъно прочитайте его.

— Мк. — промолвили частицы, —

- т': : каждым подружиться,

Выражаем ... .

4 Рассмотрите репродукции картин и со­ставьте по ним тексты-описания, используя как можно больше частиц.

  1. Определите, чем является выделенное сло­во «то». Аргументируйте свой ответ, сделайте вы­вод. Выполняя задание, пользуйтесь опорой.

  1. Был ещё мальчишка в очках и ещё кто-то.

  2. Самовар-mo был, видать, дырявый. 3. То солн­цем Дерево печёт, то градом, то дождём сечёт, и ветром наконец-то Деревцо сломило. 4. Настали святки. То-то радость!

союз

постфикс

местоимение

Опора

заменяю союзом и;

нельзя опустить; можно заменить существительным; можно опустить.

частица

  1. Тест.

  1. Частицы:

  1. обозначают предмет;

  2. связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного;

  3. придают различные смысловые оттенки и служат для образования форм слов.

  1. Частицами являются все слова ряда:

  1. лишь, разве, не, ли;

  2. что, но, чтобы, а;

  3. для, при, под, с.

  1. Соотнесите частицы с их функциями. Ответ запишите в виде цифры и буквы:

  1. бы, пусть, да, а) выражают смысло-

давай; вые оттенки;

  1. что за, разве, б) образуют формы

не, же. слова.

  1. Определите смысловой оттенок частицы в пред­ложении Вот поляна земляничная:

  1. усиление;

  2. отрицание;

  3. указание.

5. То является постфиксом в предложении:

  1. То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой...

  2. Ей тоже попрыгать хочется, душе-то.

  3. Что-то шептала берёза, о чём-то ручей говорил.

  1. Рефлексия.

  1. Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?

  2. Какие трудности возникли во время уро­ка?

  3. Что поможет вам преодолеть эти трудно­сти:

а) ориентировочная таблица;

б) помощь друга;

в)учебник;

г) помощь учителя?

  1. Домашнее задание: 1) пользуясь ориенти­ровочной картой и § 63, составьте устное учебное сообщение на тему «Частица как часть речи»;

  1. упражнение 485.

Дополнительное задание (на выбор): на­пишите миниатюру, начав её словами: «Что за день!» или «Что за утро!», а закончив — «Вот счастье! Вот чудо!». Используйте как можно боль­ше частиц.




Т. Д. Мурашкина, учитель русского языка и литературы средней школы № 22 г. Витебска

Междометие - особая часть речи

VII класс

Цели урока: 1) дать понятие о междоме- 3) развивать связную речь и образность мыш-

тии как особой части речи; 2) помочь уча- ления; 4) воспитывать у учащихся любовь к

щимся осмыслить различие между междо- знаниям, русскому языку,

метиями и звукоподражательными словами;

1 Русский язык и литература 4 / 2012