Рэй Брэдбери
Автор: Шаманина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы
Вот он, Рэй Брэдбери, глядит прямо на нас.
Серые глаза, смотрящие очень серьезно, прямой нос, крепко стиснутый рот, красиво посаженная голова. Лицо это кажется олицетворением ясности, воли и силы, и трудно поверить, что этот человек может быть и бесконечно нежным, и страстным, и гневным, и одновременно жестким и мрачным до ужаса. Простым,
как трава, цветы и деревья, и колеблющимся и раздвоенным, словно в его теле живут две души, борющиеся друг с другом».
«Жизнь - фантастический дар, даже на самом бедном уровне…
Мои отец и мать никогда не обсуждали, насколько мы бедны, а ведь у нас ничего не было. Но сколь ценен сам дар жизни. К черту смерть и тьму! Изберем же жизнь! И путешествия в космос!».
«Я родился счастливым, - говорит он, - и с оптимизмом встречаю любое испытание. Не терплю тоски, не выношу людей серьезных и тех, кто пишет про отчаяние и тоску, но не предлагает никаких путей для спасения». И еще: «Надо прославлять жизнь, не позволять охватывать себя сомнениям, недоверию, равнодушию к другим».
Писатель говорит: «Во время учебы в средней школе я читал книги об
обонянии, слухе, вкусе, зрении, осязании. Если вы разовьете свои
пять чувств, то вы сможете воздействовать на людей. Вы сумеете передавать им вкус вещей, их форму и цвет, самые невероятные ощущения! Вы сможете придумывать фантастические истории. Логика чувств убедит человека, что все это реально.
Он родился в 1920 году, в
бедной семье небольшого городка Уокиган, штат Иллинойс.
Предки по линии отца были переселенцами из Англии, предки матери происходили из Швеции. Семья была большая и дружная.
Детские годы отложились в сознании писателя как мир тепла, добра и солнечного света, где самые слова «Вино из одуванчиков - «точно лето на языке»… где «новенькие теннисные туфли»… «в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь - они перенесут тебя через заборы,
тротуары и упавшие деревья».
«Когда я мальчиком жил на Среднем Западе, я ночью выходил смотреть на звезды и бежал в своих старых или ослепительных новых теннисных туфлях, чтобы забраться на дерево, поплавать в озере или посидеть в городской библиотеке и читать о динозаврах и машине времени. Думаю, что все мальчики тоже так делали».
Герои Ж. Верна, Э. По и Г. Уэллса с ранних лет вошли в духовный мир будущего писателя. Они будили воображение и лишали покоя. В 12 лет Брэдбери начал писать. Совмещая увлечение литературой с продажей газет (об университете из-за бедности не приходилось и думать), Брэдбери серьезно занялся
самообразованием.
«После окончания средней школы, - пишет Брэдбери, - у меня не было средств, чтобы поступить в университет…
Я посещал публичную библиотеку, работал там часами, по три, четыре дня в неделю. К двадцати годам я уже прочитал все значительные повести и рассказы. К концу двадцатого года жизни образование мое было лучше, чем у многих, потому что большинство людей в библиотеку не ходило…».
Слово «фантастика» в переводе с греческого означает искусство воображать, то есть это такой метод художественного отражения жизни, при котором реальность сочетается с чудесным.
При наличии сказочных мотивов, роднящих
научную фантастику со сказкой («В истории человечества все начинается с мечты», - говорит Брэдбери), научная фантастика не просто рассказывает о чудесах техники, покорении космоса,
освоении новых планет, а каждый раз проецирует это на жизнь людей, на жизнь Земли в целом.
В его многочисленных рассказах, самое фантастическое и неправдоподобное переплетено с вполне достоверными реалиями бытовой, будничной жизни. Как бы далеко ни залетал Брэдбери в космос, он неизменно возвращался к земным делам. Из этого вытекает для него и прямая задача искусства: «Учитывая нынешнюю ситуацию, искусство призвано говорить: помогите мне пройти через эту ночь, помогите мне дожить до утра, научите меня любить. Научите меня всему этому! Вот в чем задача искусства».
Задача, которую писатель ставит перед искусством, находится в прямой зависимости от его жизненной философии: человек должен быть духовным, человек должен быть свободным, человек должен быть счастливым.