АМО на этапе презентации учебного материала на уроке русского языка.
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №97
г.Воронеж
Покатаева М.Г.
Содержание образования – это король,
А технология образования – это Бог.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Методы активного обучения на этапе презентации
(объяснения нового материала) .
Методы активного обучения на этапе презентации
(объяснения нового материала) .
Инфо-угадайка
Ульи
Верные
и неверные утверж-дения
Кластер
Мозговой
штурм
Прием «Улей»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Группы учеников распределяются. Выполняются упражнения учебника. Наблюдают, делают выводы. Ищут правильное решение поставленной задачи, работая с источником – книгой.
Например, по теме: «Предложения с однородными членами» (когда в этом случае ставится запятая, а когда нет).
Метод «Кластер»
Цель : концентрация внимания, структурирование информации.
Учитель в ходе объяснения новой темы записывает основные мысли заранее на цветных карточках и приклеивает их на доску. Учащиеся могут наблюдать и дополнять на основе уже изученных тем компоненты кластера, тем самым включаясь в активную деятельность на уроке.
Например, по теме «Что мы знаем о глаголе?»
Метод «Мозговой штурм»
Цель: организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Работа построена, как работа в малых группах (4-5 чел.). Участникам предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических. Затем из общего числа высказанных идей, отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.
Например, по теме «Какова роль прилагательных в речи?» Учащиеся разделены на три группы, у каждой группы свой текст.
Вопрос ко всем: «Для чего в этом тексте нужны имена прилагательные?» Обсуждение 5-10 минут. Выводы:
Метод «Верные и неверные
утверждения»
Цель : настроить учеников на изучение новой темы, выделить ключевые моменты.
Используется на стадии вызова, предлагаются утверждения по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывают. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
Данный метод можно считать переходным от этапа актуализации знаний к этапу изучения нового материала.
Например, по теме «Имя существительное».
Вопросы :
1) имя существительное изменяется по родам?
2) бывают собственными и нарицательными?
3) существительное изменяется по падежам? и т.д.
Метод «Инфо-угадайка»
Цель : предоставление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном
виде представляется весь новый материал.
Например, по теме «Состав слова»
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Спасибо
за внимание!