Аналитическая справка о результатах итогового сочинения (изложения) по русскому языку обучающихся 11-х классов В соответствии с приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888, Цель: проверить умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускникаграмотно аргументировать свои мысли и утверждения. Срок проведения:07.12.2022. Состав комиссии: учителя русского языка и литературы ОО В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовали 25 обучающихся 11-х классов, что составило 100 процентов от общего количества. Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов | Количество | % | Требования | Требование № 1 | Зачет | 25 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Требование № 2 | Зачет | 25 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерии | Критерий № 1 | Зачет | 25 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 2 | Зачет | 25 | 100 | Незачет | 0 | 0 | Критерий № 3 | Зачет | 21 | 84 | Незачет | 4 | 16 | Критерий № 4 | Зачет | 24 | 96 | Незачет | 1 | 4 | Критерий № 5 | Зачет | 19 | 76 | Незачет | 6 | 24 | Данные таблицы 1 наглядно представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Результат проверки по требованиям и критериям итогового сочинения (изложения) обучающихся 11-х классов Представленные выше таблица и диаграмма позволяют увидеть, что 100% обучающиеся 11-го класса, которые присутствовали на экзамене, получили «зачет» за работу. Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами: 1. Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать на выбранную тему. 2. Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующие проблематике сочинения произведения для раскрытия темы. 3. Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую точность его письменной речи. Исходя из задач формируются цели: 1. Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. 2. Владение речью. 3. Содействие формированию самосознания учащегося, развитие его речевой и читательской культуры. Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения в текущем учебном году в Свердловской области. Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № НОМЕР | ТЕМА | №107 | Нужно ли стремиться понять себя? (1 чел. ,4%) | № 201 | Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны? (21 чел., 84%) | №306 | Когда, по-вашему, молодежь нуждается в опыте старшего поколения? (1 чел., 4%) | № 406 | Память о каких людях не меркнет с годами? ( 1 чел., 4%) | № 506 | Почему нельзя «убивать время»? (1 чел., 4%) | № 606 | Какое произведение искусства можно назвать великим? (0 чел., 0%) | Сочинение писали 23человека. Изложение не писал никто. Диаграмма 2. Выбор тем итогового сочинения выпускниками 11-го класса (кол-во человек) Из диаграммы видно, что 21 обучающийся выбрал тему № 201; остальные темы выбрало по 1 человеку, кроме темы № 606, которую не выбрал никто.Выбор тем констатирует, что большее предпочтение получила тема из направления «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», которая нацеливает на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах. Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Критерии оценивания итогового сочинения организациями,реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Требование № 1. Объем итогового сочинения Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т. п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4. Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме» Критерий № 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть. С этой задачей справились 100% выпускников. Выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения. Литературный материал используется как основа собственных размышлений. Анализ сочинений по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Анализ представленных работ показал, что 100 % выпускников построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство (19 человек) из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений, 6 человек- 1 произведение. По критерию № 2 «зачет» получили 100% обучающихся. Список привлекаемых авторов и произведений: Русская литература А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (3) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (3) И.С.Тургенев «Отцы и дети» (1),»Муму» (1) И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»(1) , «Лапти» (2) А.И.Куприн «Чудесный доктор» (1), «Олеся» (1) А.Грин «Зеленая лампа» (2) А.П.Платонов «Юшка» (2) М.Горький «Старуха Изергиль» (3) А.И.Солженицын «Матренин двор» (2) М.А.Шолохов «Судьба человека» (1) В.М.Шукшин «Горе» (1) Ю.М.Нагибин «Зимний дуб» (1) А.Шерри «Я подарю тебе жизнь» (1) Ю.Буйда «Синдбад Мореход» (1) Э.Веркин «Облачный полк» (1) В.И.Ленин «О национальной гордости великороссов» (1) Зарубежная литература Э. Бёрджесс «Заводной апельсин» (1) О.Генри «Дары волхвов» (1) А.Сент- Экзюпери «Маленький принц» (2) С. Кинг «Зеленая миля» (1) Г.Марш «Признание » (1) Анализ сочинений по критерию № 3 .«Композиция и логика рассуждения» Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения выпускники продемонстрировали. 100% имеют четкую композицию рассуждения (вступление, основную часть, заключение). Но в 16% работ можно отметить нарушения в тезисно-доказательной части, которые разрушают целостность сочинения, доказательства противоречат основному тезису или в отдельных работах имеются недочеты, связанные с искажением фонового содержания произведений, которые приводят к противоречивости суждения. По критерию получили зачет 84% выпускников. Анализ сочинений по критерию № 4. «Качество письменной речи» Обучающиеся владеют навыком построения сочинения-рассуждения, умеют грамотно использовать лексические средства в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания. Зачет получил 96 % выпускников, в 1 работе наличие речевых ошибок мешает пониманию содержания сочинения (4%). Анализ сочинений по критерию № 5.«Грамотность» Экспертами отмечен низкий уровень грамотности в 24% работ участников итогового сочинения (6 человек), то есть допустили более 5 ошибок на 100 слов) Типичные орфографические ошибки: они единичны и индивидуальны Типичные пунктуационные ошибки (их больше): Пунктуация в предложениях с вводными словами и предложениями: наверное, возможно, например и др. Пунктуация между частями сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; выделение одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Типичные грамматические ошибки: нарушение грамматических связей между словами: Видел в своих глазах Из классической литературы Н.Гоголя Жертвовать в знак своего великодушия Попав в плен, ему было сделано предложение На помощь к своим друзьям Выводы В написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку участвовало 25 обучающихся 11-го класса, что составило 100% от общего количества выпускников. Рекомендации 1. Проанализировать причины типичных и индивидуальных ошибок, внести соответствующие коррективы в план подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ. 2.Повторить виды синтаксических норм, случаи нарушения синтаксических норм, отдельные орфографические правила (НЕ и НИ); правила пунктуации в сложных предложениях. |