Аналитическая справка
о результатах выполнения ВПР по физике
обучающимися 7 классов
Хабарского района
Краткая характеристика участников мониторингового исследования
Учащиеся 7-х классов писали проверочную работу по физике впервые 18 апреля 2019 года. В исследовании 2019 года приняли участие 130 учащихся Хабарского района. В Алтайском крае количество участников составило 16327. В Российской Федерации количество участников составило 518497.
ОО | Кол-во уч. | |
|
|
Вся выборка | 518497 | |
| Алтайский край | 16327 | |
| Хабарский муниципальный район | 130 | |
| МБОУ "Гастелловская СОШ" | 10 | |
МБОУ "Зятьково-Реченская СОШ" | 10 | |
МБОУ "Ильинская СОШ" | 23 | |
МБОУ "Коротоякская СОШ" | 16 | |
МБОУ "Мартовская СОШ" | 5 | |
МБОУ "Свердловская СОШ" | 4 | |
МБОУ" ХабарскаяСОШ №1" | 27 | |
МБОУ "Хабарская СОШ №2" | 35 | |
Во Всероссийских проверочных работах по физике приняли участие учащиеся из 8 образовательных организаций.
Характеристика диагностической работы
Структура и содержание проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2018/19 учебный год.
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, осмысление учебной информации, представленной в различных формах, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования.
Проверяемые элементы содержания:
1. Первоначальные сведения о строении вещества;
2 Механическое движение;
3. Взаимодействия тел;
4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов;
5 Работа и мощность. Энергия;
В заданиях 2 и 5 проверяется умение извлекать информацию из графиков, диаграмм, таблиц анализировать информацию; понимание характеристик механического движения, взаимодействия тел; умение делать правильные выводы.
Задания 4, 8, 9 направлены на проверку сформированности письменной речи с использованием физических понятий и терминов, понимания физических законов и умения их интерпретировать.
Задания 6, 7, 10 и 11 проверяют умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов.
Основные результаты выполнения ВПР
Распределение групп баллов, %
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % |
2 | 3 | 4 | 5 |
|
Вся выборка | 518497 | 12.5 | 50.3 | 33.3 | 4 |
| Алтайский край | 16327 | 11.6 | 56.5 | 28.9 | 2.9 |
| Хабарский муниципальный район | 130 | 13.8 | 63.1 | 22.3 | 0.77 |
| МБОУ "Гастелловская СОШ" | 10 | 50 | 50 | 0 | 0 |
МБОУ "Зятьково-Реченская СОШ" | 10 | 10 | 50 | 30 | 10 |
МБОУ "Ильинская СОШ" | 23 | 0 | 56.5 | 43.5 | 0 |
МБОУ "Коротоякская СОШ" | 16 | 6.2 | 62.5 | 31.2 | 0 |
МБОУ "Мартовская СОШ" | 5 | 40 | 60 | 0 | 0 |
МБОУ "Свердловская СОШ" | 4 | 75 | 25 | 0 | 0 |
МБОУ" ХабарскаяСОШ №1" | 27 | 18.5 | 51.9 | 29.6 | 0 |
МБОУ "Хабарская СОШ №2" | 35 | 2.9 | 88.6 | 8.6 | 0 |
Из таблицы о распределении баллов следует, что доля неудовлетворительных отметок выше, чем по региону в МБОУ "Свердловская СОШ" – 75%, МБОУ "Гастелловская СОШ" – 50%, МБОУ "Мартовская СОШ" – 40%, МБОУ" Хабарская СОШ №1" - 18,5%.
Статистика по отметкам
АТЕ | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | |
2 | 3 | 4 | 5 |
|
Вся выборка | 518497 | 12.5 | 50.3 | 33.3 | 4 |
| Алтайский край | 16327 | 11.6 | 56.5 | 28.9 | 2.9 |
| Хабарский муниципальный район | 130 | 13.8 | 63.1 | 22.3 | 0.77 |
Общая гистограмма отметок
Из диаграммы следует, что абсолютная успеваемость по району составила 86,2%, а качество знаний 23,1%. Таким образом, успеваемость и качество знаний по району ниже краевых показателей на 2,2% и 8,8%; среднероссийских показателей на 1,3% и 14,2% соответственно. (Абсолютная успеваемость по РФ 87,5%, качество знаний 37,3%).
Распределение первичных баллов
Максимальный первичный балл: 23
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» | |
Первичные баллы | 0-8 | 9-13 | 14-19 | 20-23 | |
| |
| |
| |
|
Анализ диаграммы о распределении первичных баллов по району показывает, что имеются «пики» на границе при переходе от отметки 2 к отметке 3, а также при переходе от отметки 3 к отметке 4, что может свидетельствовать о возможном завышении отметок или оказании помощи учащимся со стороны учителя.
Достижение требований ФК ГОС
№ | Блоки ПООП выпускник научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС | Макс балл | | Средний % выполнения | |
По АТЕ | По региону | По России |
| | 130 уч. | 16327 уч. | 518497 уч. |
1 | Физическая величина. Физическое явление. Владение основными физическими понятиями, терминами. | 2 | 85 | 84 | 89 |
2 | Равномерное движение. Умение извлекать информацию из графиков, анализировать информацию. | 2 | 74 | 74 | 65 |
3 | Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Владение основными физическими понятиями, терминами. | 2 | 82 | 87 | 83 |
4 | Давление. Закон Паскаля. Гидростатика. Понимание физических законов и умение их интерпретировать. | 2 | 45 | 58 | 58 |
5 | Закон Архимеда. Умение извлекать информацию из таблиц анализировать информацию. | 2 | 78 | 78 | 84 |
6 | Механические явления. Умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов. | 1 | 67 | 68 | 63 |
7 | Атмосферное давление. Умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов. | 1 | 49 | 63 | 62 |
8 | Сила, сложение сил. Понимание физических законов и умение их интерпретировать. | 2 | 54 | 53 | 67 |
9 | Броуновское движение. Диффузия. Понимание физических законов и умение их интерпретировать. | 2 | 35 | 32 | 36 |
10 | Механические явления. Умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов. | 4 | 7 | 11 | 12 |
11 | Механические явления. Умение решать вычислительные задачи с использованием физических законов. | 3 | 10 | 17 | 19 |
Средний процент выполнения вычисляется как отношение (в %) суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению количества участников на максимальный балл за задание.
Требования к проверяемому элементу содержания считаются достигнутыми, если средний процент выполнения составляет 50%. Из таблицы следует, что при выполнении заданий на осмысленное чтение текста вслух, говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации и навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативно-значимом контексте: грамматические формы средний процент выполнения составляет менее 50%, что говорит о не достижении планируемых результатов в соответствии с ПООП ООО в части формирования отдельных умений, указанных в таблице.
Задания ВПР составлены таким образом, что позволяют провести дифференциацию учащихся по уровню подготовки.
Участники из группы с низким уровнем подготовки – ср. % выполнения отм.2 - не продемонстрировали полного освоения каких-либо элементов содержания и овладения какими-либо проверяемыми умениями. Достаточно успешно учащимися этой группы выполнено задание на владение понятиями о физических величинах и явлениях. Не усвоены учащимися этой группы темы, связанные с гидростатикой, атмосферным давлением, броуновским движением и диффузией. Не умеют учащиеся этой группы решать расчетные задачи.
Следующая группа участников – это группа с удовлетворительным уровнем подготовки – ср. % выполнения отм.3. У учащихся этой группы те же затруднения, что и учащихся предыдущей группы.
Учащиеся с хорошим уровнем подготовки – ср. % выполнения отм.4 - продемонстрировали средний процент выполнения менее 50% по заданиям, связанным так же с решением расчетных задач и броуновским движением.
Количество учащихся с высоким уровнем подготовки – ср. % выполнения отм.5) - продемонстрировали по всем заданиям (кроме задания на броуновское движение – 50%) средний процент выполнения 60% и выше, что говорит о полном усвоении содержательного элемента или умения.
Как показывает анализ результатов выполнения группами учащимися, сложными явились для первых трех групп задания, связанные с броуновским движением и диффузией. При изложении темы необходимо подчеркнуть, что броуновское движение – это следствие того, что среда, в которой находится частица, состоит из молекул. Молекулы, непрерывно и хаотически двигаясь, сталкиваются с частицей и толкают то в одну, то в другую сторону. Выполнение этого задания так же показало, что у учащихся не сформировано представление о взаимодействии молекул. Возможно, при изложении темы не было обосновано наличие сил взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Результаты выполнения учащимися 7-х классов региона и федерации в целом похожи. Так как физика в 7-х классах только начинается, поэтому, возможно, учащиеся не получили необходимых навыков для решения вычислительных задач с использованием физических законов.
Выполнение заданий
ОО | Кол-во уч. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Вся выборка | 518497 | 89 | 65 | 83 | 58 | 84 | 63 | 62 | 67 | 36 | 12 | 19 |
| Алтайский край | 16327 | 84 | 74 | 87 | 58 | 78 | 68 | 63 | 53 | 32 | 11 | 17 |
| Хабарский муниципальный район | 130 | 85 | 74 | 82 | 45 | 78 | 67 | 49 | 54 | 35 | 7 | 10 |
| МБОУ "Гастелловская СОШ" | 10 | 70 | 60 | 80 | 20 | 75 | 40 | 0 | 50 | 25 | 5 | 0 |
МБОУ "Зятьково-Реченская СОШ" | 10 | 90 | 95 | 85 | 80 | 70 | 70 | 80 | 35 | 30 | 25 | 30 |
МБОУ "Ильинская СОШ" | 23 | 85 | 74 | 76 | 59 | 96 | 74 | 65 | 57 | 48 | 2 | 16 |
МБОУ "Коротоякская СОШ" | 16 | 78 | 72 | 78 | 56 | 69 | 62 | 62 | 44 | 47 | 16 | 15 |
МБОУ "Мартовская СОШ" | 5 | 90 | 30 | 60 | 40 | 70 | 60 | 0 | 70 | 50 | 5 | 0 |
МБОУ "Свердловская СОШ" | 4 | 75 | 25 | 50 | 25 | 25 | 50 | 25 | 38 | 25 | 0 | 0 |
МБОУ" ХабарскаяСОШ №1" | 27 | 78 | 76 | 89 | 44 | 78 | 48 | 37 | 50 | 39 | 6 | 12 |
МБОУ "Хабарская СОШ №2" | 35 | 99 | 84 | 90 | 31 | 81 | 89 | 57 | 67 | 23 | 2 | 3 |
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Из гистограммы соответствия отметок за ВПР и отметок по журналу следует, что у 57,69% участников подтверждены отметки.
Выводы и рекомендации
по результатам мониторингового исследования
Учителям физики:
а) разобрать типичные ошибки с классом и индивидуально. В случае, если невыполнение задания носит массовый характер, необходимо провести коррекцию и закрепление понятий, умений и навыков.
б) на уроках следует уделять внимание не только решению простейших заданий, но и сложных заданий, имеющих комплексный характер и требующих знания нескольких тем;
в) Следует больше внимания уделять работе с тестами, в том числе содержащими одновременно несколько видов тестирования по предмету, развивая умение учащихся рационально использовать время при работе с тестовыми заданиями и с большим объёмом заданий.
г) Необходимо вырабатывать умения осмысленного чтения задания и написания учащимися верного требуемого ответа, работе с текстом физического содержания, связанной с выделением информации, представленной в явном виде, сопоставлением информации из разных частей текста, таблиц или графиков, интерпретацией информации, применением информации из текста и имеющихся знаний
д) Активно использовать официальные материалы с сайта ФИПИ www.fipi.ru.
9