Аналитическая справка об экспериментальной и инновационной деятельности учителя русского языка и литературы ГБОУ С(К)ОШИ
№ 62 III-IV вида г. Улан-Удэ
Дашиновой Ирины Петровны
I.Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС:
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями для обучения и развития. Под специальными условиями понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и т.д.
Эффективное внедрение инновационных технологий в образовательную среду заключается не только в применении педагогом компьютерных программ на разных этапах учебной деятельности, но и в разнообразии форм их применения на уроках, в дополнительном образовании, внеурочной работе, использовании дистанционных и телекоммуникационных форм обучения.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых я применяю в своей практике, работая в школе III-IV вида:
технология разноуровневого обучения;
коррекционно - развивающие технологии;
технология проблемного обучения;
метод проектов;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология разноуровневого обучения: Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно. А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Например, на каждый класс по своим предметам составляю адаптированную рабочую программу, где обязательно учитываются и прописываются индивидуальные особенности личности каждого учащегося и предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
Коррекционно - развивающие технологии: При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Например, наши выпускники имеют возможность выбирать форму сдачи экзаменов – ГВЭ или ОГЭ, ЕГЭ ( в своей практике приходилось готовить учащихся к разным формам экзаменов).
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
Технология проблемного обучения: Она направлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы учитель ставит перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, учитель всегда старается оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке. Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на уроках сочетается традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии: Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Игровую деятельность можно применять в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У учителя нарезаны квадраты разных цветов, которые он вручает за ответы на уроке.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии: Внедрение ИКТ прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире и т.д ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. А ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках можно использовать различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме. Эта технология необходима и при подготовке к ГВЭ,ОГЭ, ЕГЭ .А в настоящее время в период дистанционного образования просто незаменима.
Здоровьесберегающие технологии: Здоровьесберегающие технологии позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет строить процесс обучения с учетом физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление.Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно – педагогических мероприятий:
- плотность урока не должна превышать 80%;
- чередование видов учебной деятельности от 4-7, продолжительность вида деятельности не более 10 минут;
- проведение 2х физминуток обязательно ;
- режим смены динамических поз;
- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,
элементов самомассажа;
- личностно – ориентированный подход в обучении, мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», соответствие используемых методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий.
Необходимо найти оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Метод проектов: суть ее - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.
Я считаю, что современные подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, но и положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяют возможности представления учебной информации.
Использование ИКТ на воспитательных часах способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых с ОВЗ, развития их мышления, становления творческой личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
II. Реализация национального проекта Доброшкола :
В нашей школе очень важно, чтобы все дети получали одинаково качественное образование. Комфортные условия пребывания в образовательном учреждении имеют значение для каждого ученика, но особенно доступная среда в школе важна для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она подразумевает доступность и учреждения, и образовательного процесса, поэтому включает в себя не только без барьерного доступа, но и наличие специальных средств. В 2019 ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»была включена в проект «Доброшкола», который реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Это стало особо важным событием для нашего образовательного учреждения.
Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций. Основными задачами реализации мероприятия является обновление оборудования/оснащение:
- мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Технология»);
- психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);
- учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала / зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, русского языка ,иностранных языков, музыки и иных кабинетов);
- кабинетов и помещений для реализации программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.
Для участия в проекте были отобраны учебные заведения со всех регионов. Эти школы (в том числе наша школа)вошли в специальный реестр, получили статус «Доброшколы» и разработали программу развития, дизайн-проект, план зонирования помещений и перечень необходимого оборудования. Этот проект позволяет учащимся нашей школы лучше осваивать учебные программы и сделал более эффективной работу учителей. Современное оборудование, оснащенность кабинетов дополнительной техникой и мебелью позволяет эффективно применять инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Отдельные образовательные организации – участники мероприятия, помимо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ. Также на базе нашей школы ежегодно проводятся республиканские, городские семинары, где учителя обмениваются опытом работы, демонстрируют мастер-классы и открытые занятия.
III.Результативность применения инновационных технологий в моей работе:
Разработка адаптированных рабочих программ по русскому языку и литературе для учащихся III,IV,VIII вида;
Разработка адаптированной рабочей программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Проектная деятельность по литературе» (9 класс.) ;
Разработка и апробация программы: Элективный курс по русскому языку «Развиваем и обогащаем речь» (5 класс);
Разработка технологических карт к урокам с использованием инновационных технологий;
Разработка дидактических и методических материалов для подготовки к разным формам экзаменов по русскому языку;
Работа над темой самообразования. Методическая тема :«Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС»
Основные задачи:
1 Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
2.Изучить опыт педагогов школы, района, города, страны;
3.Овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно –
воспитательный процесс;
4.Вести мониторинг саморазвития школьников;
5.Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Срок работы над методической темой: 2017-2022г.
Форма подведения отчёта над методической темой: выступления ШМО, публикации
Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в школе - в межаттестационный период входила в состав рабочих групп по разработке следующих документов:
-Программа развития ГБОУ "СКОШИ №62 III-IV вида" на 2019-2021 учебный год;
-Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СКОШИ № 62;
Участие в качестве эксперта на итоговом устном собеседовании по русскому языку в ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида, 2020 г.;
Создание образовательной среды в условиях реализации ФГОС (Кабинет русского языка - 3 место в смотре кабинетов в СКОШИ 62, 2017 г.);
Создание собственного сайта на портале «МУЛЬТИУРОК»;
Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах, повышение квалификации:
1) 2016 г. Благодарность за высокий профессионализм, компетентность, педагогический талант и преданность своему благородному делу. Администрация и профком СКОШИ №62 III-IV вида.
2)2016 г. Грамота за многолетний и плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Администрация и профком СКОШИ №62 III-IV вида.
3)2016 г. Благодарственное письмо за активное участие и подготовку детей к международному конкурсу «Лисенок» (Языкознание)
4)2017 г. Благодарность за подготовку и выступление учащихся СКОШИ № 62 в районном конкурсе «Солдату оду я слагаю», посвященному 110-летию со дня Д.Ж.Жанаева. Председатель Совета ветеранов АО «У-УАЗ» Н.И.Фролова
5)2017 г. Диплом I степени Всероссийского тестирования «Профессиональная компетентность педагога»
6)Благодарность за подготовку участника Республиканского конкурса «Чудесный клад Бурятии» ( ученик 10 класса Ангарский С).
7)2017г.Свидетельство участника всероссийского вебинара «Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС»
8)2017г.Сертификат участника дистанционного модульного социально-образовательного проекта «Социальное здоровье нации» ИНСТИТУТ МИНСОЦОБРПРОЕКТ г.Москва 2016-2017 год.
9) 2017 г. Грамота за участие в конкурсе «Лучший кабинет СКОШИ № 62 III-IV вида»-(3 место) .Администрация и профком СКОШИ №62 III-IV вида.
10)2017 г. Грамота за многолетний и плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Администрация и профком СКОШИ №62 III-IV вида.
11)2018 г.Сертификат участника II Республиканского слета Бурятского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РДШ».
12)2018 г.Благодарность за подготовку призера районного этапа Всероссийского конкурса «Юных чтецов» «Живая классика» (3 место Чагдуров С. 6 класс)
13)2019 г.Благодарность за подготовку участника XV Республиканской научно-практической конференции «Первые шаги» ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ.
14)2020 г.Диплом I степени Всероссийского педагогического тестирования на тему: «Квалификационная оценка учителя русского языка» 2019-2020 уч.год. «Новое достижение».Первый интеллектуальный центр дистанционных технологий.
15)2020 г. Диплом I степени Всероссийской викторины «Индивидуальные особенности Российского ЕГЭ 2019-2020 уч.год.«Новое достижение».Первый интеллектуальный центр дистанционных технологий.
16)2020 г.Сертификат участника международного онлайн-семинара «Ресурсы для преподавания предметов гуманитарного и естественно-научного цикла» ЯКЛАСС
17)2020 г.Сертификат участника международной онлайн-конференции «Уроки дистанта- на урок»» ЯКЛАСС
18) 2020 г.Сертификат участника республиканского онлайн-семинара «Дистанционное обучение русскому языку и литературе: из опыта решения проблем». ГАУ ДПО РБ«БРИОП»г.Улан-Удэ
19)2020 г.Диплом I степени за участие в конкурсе художественного чтения среди педагогов Октябрьского района г.Улан-Удэ «Слово о войне…»
20)2020 г.Диплом участника Всероссийского Диктанта победы- 2020
21)2020г. Благодарственное письмо Всероссийского педагогического общества «Доверие» г.Москва за активное участие и подготовку победителя международного конкурса «Проба пера»(Чагдуров С.-2 место)
22)2020 г.Участие в кубке России по художественному творчеству «Ассамблея искусств» г.Москва
23)2020 г.Сертификат участника-«Большой этнографический диктант-2020»
24)2020г.Сертификат участника республиканского онлайн-семинара «Проблемные вопросы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе» ». ГАУ ДПО РБ«БРИОП»г.Улан-Удэ
25)2020г.Сертификат участника семинара «ЕГЭ. Задание 27. Анализируем смысловые связи» (Егораева Г.Т)
26)2020г.Сертификат участника в составе жюри международного педагогического конкурса «Лучший педагог года»
27)2020 г.Грамота за активное применение в работе современных информационных технологий» .МУЛЬТИУРОК
28)2020г. Грамота за предоставление обобщенного педагогического опыта в рамках проекта «МУЛЬТИУРОК»
29)2020 г. Грамота за творческий поиск и инициативу, высокие успехи в профессиональной деятельности. МУЛЬТИУРОК
30)2020 г.Сертификат участника онлайн-конференция «Soft Skills для педагога».Практическая конференция по улучшению «гибких навыков» учителя. 31) 2020 г. Сертификат участника"Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью. Лучшие практики дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью Дальневосточного федерального округа"
Внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;
Творческие работы учащихся:
№ п/п | Год | Класс | Тематика исследовательских работ |
1 | 2015 | 6 | Красна речь пословицей |
2 | 2016 | 7 | Зачем нужны псевдонимы? |
3 | 2016 | 7 | Говорящие фамилии в произведениях писателей. |
4 | 2017 | 8 | Фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека. |
5 | 2018 | 10 | Употребление молодежного сленга в речи моих одноклассников. |
6 | 2020 | 9 | Союз и союзное слово? |
Участие школьников в научно-исследовательских проектах:
№ | год | класс | название мероприятия | результат | уровень |
1 | 2015 | 7 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | Сертификат | республиканский |
2 | 2015 | 7-8 | Всероссийский творческий конкурс исследовательских проектов, посвящённый 70-летию победы в ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто» | 2 место | всероссийский |
3 | 2016 | 8 | Быть грамотным -это модно! | Грамота 3 место | школьный |
4 | 2016 | 9 | Всероссийский творческий конкурс «Мой яркий мир» для детей и подростков с ОВЗ / Коллективная творческая работа | 3 место | всероссийский |
5 | 2017 | 10 | Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия улицам нашего города. | Грамота 1 место | школьный |
6 | 2019 | 4 | XV Республиканской научно-практической конференции «Первые шаги» ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ. | Грамота 4 место | республиканский |
7 | 2020 | 9 | Всероссийский конкурс для детей и молодежи СОТВОРЕНИЕ XII «Достижения юных» | Диплом 2 место | всероссийский |
8 | 2020 | 4 | Всероссийский конкурс исследовательских проектов, посвящённый 75-летию победы в ВОВ» Великая отечественная война в истории моей семьи» | Диплом 1 место | всероссийский |
Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня:
1)2016 г.Грамоты за активное участие в конкурсе рисунков, стихов и фотографий «Моя любимая школа» ( учащиеся 8 класса)
2)2016 г. Благодарность учащимся 8 класса за оформительские способности в конкурсе «Газет и рисунков»
3)2016г. Грамота. Награждаются учащиеся 8 класса , занявшие 2 место в интеллектуальной игре «Великолепная пятерка»
4)2016 г.Сертификаты. Награждаются учащиеся 8 класса , за участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе
5) 2016г. Сертификаты. Награждаются учащиеся 7 класса в Международном конкурсе «Лисенок» по предметам: Русский язык , Литература
6) 2016 г.Грамоты за активное участие учащихся 8-10 классов в конкурсе сочинений «Унылая пора! Очей очарованье!».
7)2016 г.Диплом 3 степени в Республиканском конкурсе «Строка, прочитанная рукой», 8 класс.
8) 2017 г.Дипломом 2 степени за участие в Международной олимпиаде «Олимпус» по русскому языку награждается ученик 9 класса Данилов Аюр.
9)2017 г. Дипломом участника в Республиканском конкурсе «Чудесный клад Бурятии» награждается ученик 10 класса Ангарский Слава.
10)2017 г.Грамотой награждается ученик 9 класса Данилов Аюр, занявший 1 место в олимпиаде по русскому языку среди 8-10 классов.
11) 2017 г.Грамотой награждается ученик 9 класса Скворцов Даниил, занявший 2 место в школьной олимпиаде по русскому языку среди 8-10 классов.
12) 2017 г.Грамотой награждается ученик 10 класса Ангарский Вячеслав, занявший 2 место в школьной олимпиаде по русскому языку среди 8-10 классов.
13) 2017 г.Грамотой награждается ученик 9 класса Скворцов Даниил, набравший наибольшее количество баллов в городской олимпиаде по русскому языку в СКОШИ № 62
14)2017 г.Грамотами и сертификатами награждаются учащиеся 8-10 классов за активное участие в предметных дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе ОЛИМПУС,ИНФОУРОК
15)2017 г.Грамотой награждается Захаров Сергей , занявший 2 место в городском конкурсе чтецов по Брайлю.
16) 2017 г. Грамотами и подарками награждаются учащиеся СКОШИ № 62 (Ангарский В., Чагдуров С) за участие в районном конкурсе «Солдату оду я слагаю», 110-летие со дня Д.Ж.Жанаева.
17)2018 г.Дипломом награждается учащийся 6 класса Чагдуров С., занявший 3 место в школьном этапе (Всероссийский конкурс юных чтецов )»Живая классика»
18) 2018 г.Дипломом 3 степени награждается учащийся 6 класса Чагдуров С., занявший 3 место ( городской районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов »Живая классика»)
19)2018 г. .Грамотой награждается ученик 9 класса Данилов Аюр, занявший 2 место в школьном этапе сочинений на экологическую тему « Мой край родной» среди 8-10 классов.
20)2020 г. Дипломом 2 степени награждается Захаров Сергей , участник Всероссийского конкурса для детей и молодежи СОТВОРЕНИЕ XII «Достижения юных
21)2020 г.Лауреат 2 степени, награждается учащийся 9 класса Чагдуров С., участник Международного конкурса для детей и молодежи «Проба пера» г.Москва.
22)2020 г Участие учеников 8 класса в X Республиканском( Юбилейном) конкурсе чтецов, посвященном Дню матери.
Разработка учащимися обучающих презентаций: докладов, сообщений, виртуальных выставок на уроках. Использование электронных версий тестов по русскому языку и литературе. Обучение на различных образовательных платформах ,сайтах и т.д;