Аналитическая справка об уровне сформированности информационно-коммуникативной компетентности педагога
Дана Биятлиевой Аният Шугабутдиновне, учителю МБОУ «Каспийский лицей№8 имени Амет-Хана Султана» в том, что она использует ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет ей:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;
Аният Шугабутдиновна владеет и успешно применяет ИКТ в своей работе. Для этого в классе имеются все условия.
Условия реализации ИКТ
Наличие в классе компьютера в составе с периферийным устройством – принтером, мультимедийным проектором.
Постоянное повышение знаний и навыков в области ИКТ.
Использование Интернет ресурсов, создание учебных материалов по темам программы, заданий и тестов, викторин посредством компьютерных программ.
На уроках русского языка и литературы использует возможности ИКТ. Компьютер используется как источник учебной информации ,наглядное пособие,с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа,тренажер, средство диагностики и контроля . Включение в процесс обучения электронных схем ,таблиц ,красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды . Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине и электронные презентации, включающие не только репродукции картин, но и информацию о творчестве художника
Благодаря этим условиям ученики Аният Шугабутдиновны учатся сами создавать презентации, что реализуют при подготовке творческих работ.
Учитель проводит уроки с использованием ИКТ в своём кабинете. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим школьным предметам.
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем , является расширение кругозора, углубление знаний , активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ.
Грамотное использование ИКТ в лицее способствует:
повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
обеспечению дифференциации обучения;
повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
развитию навыков самообразования и самоконтроля ;
рационализации организации учебного процесса,
повышению эффективности урока;
повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
В своей работе Аният Шугабутдиновна использует компьютер как средство обучения на различных уроках.
Ученики , как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
Обсудить просмотренный материал с классом;
Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
Выполнить некоторые задания в группах или парах.
Учитель в своей работе постоянно использует презентации на уроках русского языка и литературы. Важная цель обучения – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя- умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На классных часах использование презентации – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Герой нашего времени», «Дагестан-сила и слава», «Воссоединение Крыма с Россией» , «Вредные привычки» и т.д
Плюсы использования ИКТ во время урока:
повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
индивидуализация обучения;
сочетание контроля и самоконтроля;
низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
Аният Шугабутдиновна старается использовать ИКТ на уроках систематически, прибегая к помощи интернет сообществ, помогающим учителю в работе
Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Всероссийский конкурс для классных руководителей «Мудрая сова».
http://www.ug.ru/contest/mudraya_sova
Активно участвует в различных сетевых содружествах:
Название сайта | Адрес |
Интернет – государство учителей | http://www.intergu.ru/ |
Центр дистанционного обучения | http://www.eidos.ru/journal/2009/0830-4.htm |
Уч.портал | http://www.uchportal.ru/load/88 |
Про школу | http://www.proshkolu.ru/ |
Учителю | http://uchitelu.net/media/344 |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52 |
Мультиурок | http://multiurok.ru |
Рус.эду. Архив материалов | http://www.ege.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Пед .совет. | http://pedsovet.su/load/14-1-0-6495 |
Учительская газета | http://www.ug.ru/sub |
Инфоурок | http://infourok.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://nsportal.ru/user/, |
1 сентября | http://nsc.1september.ru/urok/ |
Директор МБОУ «Каспийский лицей№8 Абдулаев Р.М.
имени Амет-Хана Султана»